Как санкции повлияли на бюджеты регионов

Субъекты прошли проверку на прочность
Помощь региональным бюджетам из федерального центра позволила им отказаться от значительной части рыночных заимствований, сократить риски рефинансирования и фискальные риски, а также расходы на обслуживание долга/ Андрей Махонин / Ведомости

Исполнение региональных бюджетов в 2022 г. происходило в рамках жесточайших условий и на фоне большой неопределенности. Положительные итоги 2021 г., накопленный запас прочности, помощь федерального центра, а также слаженная работа всех ветвей власти в трансформационных условиях позволили пройти тяжелый финансовый год и завершить его с неплохими результатами, говорится в докладе рейтингового агентства «Эксперт РА» «Проверка на прочность: региональные бюджеты и экономика под натиском санкций» («Ведомости» ознакомились с текстом исследования). Доходы субъектов по итогам года (без учета муниципальных образований) увеличились на 12,1% до 17,6 трлн. Собственные доходы регионов – налоговые и неналоговые (ННД) – выросли на 13,1% до 13,3 трлн.

Расходы также повысились – на 16,5% до аналогичной доходам сумме в 17,6 трлн руб.

По итогам года был зафиксирован небольшой профицит по всем субъектам, обратили внимание в «Эксперт РА». Агрегированный показатель превышения доходов над расходами составил 10 млрд руб. Профицитные бюджеты сложились в 36 регионах, наибольший – в Санкт-Петербурге (120 млрд руб.). Из дефицитных регионов самый высокий разрыв между доходами и расходами зафиксирован в Московской области (66,6 млрд руб.).

Только в 12 регионах наблюдалось снижение доходной части бюджета. Наибольший спад ННД был зафиксирован в Липецкой, Белгородской и Мурманской областях (‐17,4, ‐12,8 и ‐10,7% соответственно). Среди остальных субъектов наиболее позитивную динамику собственных поступлений показали Сахалинская область, Республика Ингушетия и Санкт-Петербург (57,9, 56,5, 41,9% соответственно). В структуре налоговых доходов, как и годом ранее, наибольшую долю занимает налог на прибыль организаций – 37,7%. В номинальном выражении он показал прирост к уровню 2021 г. на 3,6%. Позитивная динамика налога на прибыль сложилась в 47 регионах. Наибольший рост был отмечен в Сахалинской области (+100%) и в Санкт-Петербурге (+80%) в связи с поступлениями доходов от налога на прибыль организаций от участников консолидированных групп налогоплательщиков. Более 40% доходов от налога на прибыль в 2022 г. потеряли три области – Белгородская, Курская и Липецкая. Поступления упали из-за ухудшения ситуации в металлургической отрасли и высокой базы 2021 г.

Другие бюджетообразующие налоги росли более высокими темпами. Поступления НДФЛ, налога на имущество и акцизов увеличились на 16,3, 16,5 и 17,3% соответственно. Они занимают в структуре доходов 36, 9 и 8% соответственно.

В составе расходов традиционно наибольшую долю заняли траты на социальную сферу. Они сформировали 56,4% всего объема расходов. На образование, здравоохранение, социальную политику, культуру, физическую культуру и спорт было направлено 9,9 трлн руб., что на 10,3% выше уровня 2021 г. При этом их доля в общем объеме расходов снизилась на 3,2 п. п., что связано с ростом трат на национальную экономику, обусловленным реализацией инфраструктурных проектов за счет инвестиционных бюджетных кредитов. В номинальном выражении эти расходы выросли в 1,3 раза.

Профицитное исполнение региональных бюджетов в 2021 г., отсутствие острой потребности в снижении и рефинансировании долга в связи с замещением коммерческих кредитов долгосрочными бюджетными позволили регионам сформировать хорошую подушку безопасности. Если по итогам 2021 г. остатки на счетах составляли 2,1 трлн руб., или 13,7% от расходов, то на конец 2022 г. они повысились до 2,2 трлн руб. Помощь региональным и муниципальным бюджетам из федерального центра позволила регионам отказаться от значительной части рыночных заимствований, сократить риски рефинансирования и фискальные риски, а также расходы на обслуживание долга. Существенную поддержку оказала реструктуризация бюджетных кредитов, погашение которых приходилось на 2022 г., замещение рыночного долга займами Минфина, предоставление казначейских кредитов в общей сложности в размере 10% ННД. Совокупный региональный долг прирос на 12,7% относительно 2021 г. до 2,8 трлн руб., что является максимумом за последние 10 лет, однако расходы на его обслуживание даже снизились.

Год был успешным

«Ведомости» обратились к представителям региональных правительств с просьбой оценить исполнение бюджетов в прошлом году. На запросы отреагировали представители Тульской, Ленинградской, Нижегородской, Курской и Калужской областей, а также республик Алтай, Чувашия и Коми. Ответы представителей регионов во многом аналогичны: там положительно оценивают итоги прошлого года и заявляют о сохранении устойчивости вопреки санкциям.

«Несмотря на сложную экономическую обстановку, связанную с санкционным давлением со стороны западных стран, в Чувашии сложилась положительная динамика как по доходной, так и по расходной частям бюджета. В условиях сохранения рисков влияния геополитической ситуации бюджетная и налоговая политика Чувашии будет ориентирована в первоочередном порядке на обеспечение стабильности социально-экономической ситуации», – передал губернатор республики Олег Николаев через представителя. Примерно в той же тональности исполнение прокомментировали и в других субъектах.

Строить прогноз пока сложно, так как его результат во многом зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, отметил представитель правительства Тульской области. Большое внимание уделяется финансовой устойчивости бюджетов муниципальных образований, уточнил он.

В областном бюджете на 2023 г. увеличены бюджетные ассигнования по направлениям расходов, требующих незамедлительного решения, отметил представитель Ленобласти.

В Коми обратили внимание, что в 2023 г. доходы бюджетов формировались впервые в условиях уплаты единого налогового платежа. Кроме того, с 1 января прекратили свое действие договоры о создании консолидированных групп налогоплательщиков. С учетом изменений законодательства параметры бюджета республики на 2023 г. запланированы со снижением доходов к уровню 2022 г. и с предельным дефицитом в объеме 12,2 млрд руб. (15% к сумме налоговых и неналоговых доходов), пояснил представитель республики.

Планирование бюджета на 2023 г. осуществлялось в принципиально новых экономических и финансовых условиях беспрецедентного санкционного давления и разрыва устоявшихся хозяйственных связей, но, несмотря на это, бюджет гарантирует выполнение всех социальных обязательств перед гражданами, отметил представитель администрации Курской области. В непростых условиях возникают риски снижения доходных поступлений в бюджет, однако правительством региона будут приниматься все возможные меры для обеспечения финансовой устойчивости и стабильности в регионе, заверил собеседник.

Экономика Калужской области за прошедший год показала хорошую устойчивость к внешним изменениям, сообщил представитель губернатора и правительства субъекта. Региональные предприятия смогли в кратчайшие сроки перестроиться под новые требования времени. Быстрой адаптации помогли меры поддержки со стороны государства и Калужской области. Опасений в этом году за исполнение бюджета нет – регион сохраняет статус донора, напомнил он.

Политика на 2023 г.

На рост доходов повлиял мультипликативный эффект от благополучного 2021 года, отметила соавтор доклада, младший директор направления корпоративных, суверенных и ESG-рейтингов «Эксперт РА» Татьяна Тирских. В целом остатки почти на том же уровне, как и на начало года, долговая нагрузка совсем незначительно снизилась, что связано с более опережающем ростом ННД, чем долга. В этом году внешние риски будут продолжать оказывать давление, собственные доходы региональных бюджетов скорее всего продемонстрируют снижение, предположила она.

Спад регионов, которые были ориентированы на автопром (Калининградская и Калужская в первую очередь), был максимальным и в этом году будет преодолен по мере ввода линий сборки «иных марок» и китайских автомобилей, полагает старший директор – руководитель группы суверенных и региональных рейтингов рейтингового агентства АКРА Елена Анисимова. В Ленинградской и Самарской областях, Приморском крае, в Москве, Татарстане достаточно диверсифицированная экономика, поэтому остановка автопроизводств не оказала значительного влияния.

Уральские и Поволжские нефтегазодобывающие регионы еще могут испытать влияние ограничений на российскую нефть, замедление или снижение производства там можно считать высоковероятным, отметила эксперт.

Продукция металлургических производств может оказаться более востребованной в новых экономических условиях, однако непонятно, насколько это поможет преодолеть спад экспорта и как в сумме отразится на регионах с большой долей металлургии, считает Анисимова. Для регионов со специализацией на машиностроении и сельском хозяйстве можно ждать роста экономических показателей при прочих равных условиях.

В АКРА обратили внимание, что некоторые регионы начали вносить поправки в законы о бюджетах, которые предусматривают значительное исчерпание запаса ликвидности в текущем году, сообщила Анисимова. Поэтому как бы ни сложились экономические условия, на местах, по-видимому, закладывают максимально консервативные предпосылки в исполнение бюджета в текущем году. Стимулирующей политику регионов назвать довольно сложно, потому что по большей части они не могут влиять на налоговые ставки, а могут лишь в некоторой степени, в которой им позволяет бюджетный кодекс, наращивать расходы.

В 2023 г. регионы будут придерживаться осторожной бюджетной политики, ожидает заместитель руководителя «Бюджетная политика» ЦСР Наталия Краснопеева. Однако следует учитывать, что будет продолжаться приоритетное финансирование мероприятий, направленных на достижение национальных целей, что в том числе подразумевает стимулирование инфраструктурного развития, добавила она. В случае реализации рисков разбалансировки бюджетов регионов у федерального центра достаточно возможностей для их финансовой поддержки, заверила эксперт.

На фоне переориентации транспортных коридоров на восток наиболее оптимистичные перспективы в 2023 г. стоит отметить у сибирских регионов с учетом их географического положения и уже сложившихся экономических связей с Востоком. В целом исполнение бюджетов регионов совершенно верно характеризуется как «прошедшее испытание на прочность». Однако, несмотря на оптимистичные суммарные цифры по всем регионам, определенную настороженность вызывают бюджеты отдельных субъектов, резюмировала Краснопеева.