Квартальный рост экономики ЕС остановился

Но риски рецессии минимальны
Любой дополнительный шок для экономики ЕС в текущих условиях может стать базой для рецессии/ Daniel Leal / AFP

В IV квартале 2022 г. рост ВВП стран Евросоюза остановился – его динамика составила 0,0%, это самый низкий показатель с начала 2021 г., следует из данных Евростата, опубликованных во вторник. Темпы роста ВВП замедлялись весь прошлый год – в I квартале динамика была 0,8%, во II квартале – 0,7%, а уже в III квартале она составила 0,3%. Поквартальная динамика ВВП стран еврозоны пока удержалась выше нуля – 0,1% по итогам IV квартала.

Годовые темпы роста экономики европейских стран остаются положительными: по итогам IV квартала 2022 г. ВВП ЕС вырос на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г., в III квартале рост составил 2,5%, во II квартале – 4,4%, в I квартале – 5,6%. ВВП еврозоны вырос на 1,9% в IV квартале 2022 г. год к году после 2,3% в III квартале, на 4,3% – во II квартале, на 5,5% – в I квартале.

30 января Федеральное статистическое агентство Германии (Destatis) сообщило, что ВВП Германии, крупнейшей европейской экономики, сократился на 0,2% в октябре – декабре прошлого ­года по сравнению с июлем – сентябрем. Эксперты мюнхенского Института экономических исследований (IFO) в своем декабрьском докладе указывали, что поквартальное сокращение немецкого ВВП два квартала подряд будет означать рецессию для ФРГ зимой 2023 г.

Ждать ли рецессии

Даже при том что в январе цены на газ опустились ниже уровней $800 за 1000 куб. м, это все равно более чем вдвое выше допандемийных показателей 2019 г., когда они не превышали $400 за 1000 куб. м, указывает ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Ирина Ипатова. В связи с этим для очень многих, особенно для энергоемких европейских производств, условия ведения бизнеса остаются крайне сложными, объясняет она: им приходится либо приостанавливать свою деятельность, либо сокращать производственные мощности. У европейского рынка энергоносителей появляются и новые риски в виде восстановления китайской экономики, которое будет сопровождаться значительным ростом спроса КНР на сырье, в том числе на природный газ, добавляет эксперт.

Поэтому Ипатова ожидает дальнейшего снижения поквартальной динамики ВВП еврозоны и ЕС и достижения отрицательных значений в I и II кварталах 2023 г. Но глубина сокращения вряд ли выйдет за пределы -1%, отмечает эксперт. Хотя отрицательная динамика ВВП два квартала подряд считается рецессией, ее можно будет считать скорее технической, продолжает Ипатова. Это значит, что она будет весьма неглубокой, с сохранением сильного рынка труда, как это было в случае с США в 2022 г., считает эксперт. Годовая динамика ВВП при этом будет околонулевой для ЕС и еврозоны, уверена Ипатова.

Хотя квартальные данные говорят хоть и о небольшом, но росте экономики еврозоны в октябре – декабре, риск рецессии сохраняется, считает первый вице-президент ЦСР Борис Копейкин. Данные по IV кварталу 2022 г. оказались в целом немного лучше ожиданий, что позволит ЕЦБ увереннее бороться с инфляцией в том числе путем дальнейшего повышения ставок, оценивает он. Но в ряде крупных экономик зафиксирован небольшой квартальный спад – в частности, в Германии, Италии и Австрии. Это повышает риск рецессии в отдельных странах, заключает эксперт.

Двухквартальное сокращение ВВП хоть и является основой определения рецессии, в США и Европе фактически не является достаточным для фиксации таковой, отмечает директор Группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. Дополнительно в этих экономиках смотрят на занятость, потребление, промпроизводство, инвестиции и, возможно, на пару еще более «быстрых» показателей, если большая часть показателей сигнализирует об ухудшении ситуации одновременно с падением ВВП – только тогда говорят о начале рецессии, поясняет эксперт.

Экономика ЕС сталкивается с достаточно сильными шоками, чтобы быть как минимум в состоянии стагнации в 2023 г., прирост ВВП за полный год будет очень близок к нулю, ожидает Куликов. В целом стоит ожидать, что любой дополнительный шок в текущих условиях может стать базой для рецессии, добавляет он.

Вхождение динамики ВВП еврозоны и ЕС в отрицательную зону маловероятно и поэтому, скорее всего, европейские экономики избегут рецессии, отмечает заместитель директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов. Экономический рост будет оставаться на околонулевых уровнях под давлением рисков эскалации конфликта на Украине, высоких национальных долгов европейских экономик и инфляции, добавляет он. Инфляция в странах ЕС в декабре составила 10,4%, ­еврозоны – 9,2%.

Что будет дальше

Ключевую роль для европейской экономики будет играть заседание по ставкам ЕЦБ, которое состоится в четверг, 2 февраля, указывает Куликов. Как следует из опросов Reuters, ЕЦБ поднимет процентные ставки на 0,5 п. п. – базовая достигнет 3%, а по депозитам составит 2,5%. Центробанк поднимет ставки как минимум еще раз на 0,5 п. п. на заседании весной.

0%

составила динамика роста ВВП стран Евросоюза В IV квартале 2022 г. это самый низкий показатель с начала 2021 г., следует из данных Евростата

Сейчас рынки очень опасаются увеличения процентных ставок на 0,5 п. п. – это, вероятно, не позволит динамике европейского ВВП достигнуть темпов даже в 1% в 2023 г., сомневается Ипатова. По итогам 2024 г. динамика ВВП достигнет 1–1,5%, добавляет она.

При этом консенсус по году по еврозоне, отраженный, например, в последнем пересмотре прогноза МВФ, говорит об ожиданиях небольшого роста – на 0,7% и более быстром росте в 2024 г. – на 1,6%, добавляет Копейкин. Эти прогнозы основываются в том числе на предположениях об отсутствии новых шоков на энергетических рынках и довольно быстром замедлении инфляции в зоне евро, уточняет он. Если предположения окажутся верны, следует ждать возобновления экономического роста во II–III кварталах 2023 г. во всех европейских странах, считает эксперт.

В связи с общим снижением цен на энергоносители и европейскими мерами поддержки покупательной способности стоит ожидать, что в 2023 г. рост ВВП в ЕС и еврозоне составит около 0,7–0,8%, после чего ускорится до 1,5–1,6% в 2024 г., считает Миронов.

Инфляция в ЕС замедлится примерно до 5% в 2023 г. и до 3% в 2024 г., ожидает Миронов. Основанием для этого станет общее снижение спроса на топливо и нетопливные сырьевые товары из-за ослабления глобального спроса, уверен он. Это также отражает влияние ужесточения ДКП регуляторов в крупнейших экономиках на базовую инфляцию, которая, как ожидается, снизится во всем мире с 6,9% в IV квартале 2022 г. до 4,5% к IV кварталу 2023 г., добавляет эксперт.

Хотя сейчас наблюдается некоторое замедление роста цен на энергоносители, в Европе продолжают расти цены на продовольствие и на фоне расширения поддержки предприятий в ответ на антиинфляционный закон США это будет удерживать инфляцию на уровне 9%, уверена Ипатова.