Эксперты спрогнозировали инфляцию в 3% весной

Рост цен в марте – мае в России окажется ниже, чем в Европе и США
Паника, которая была весной 2022 г., вряд ли повторится, поэтому рост цен весной 2023 г., по всем прогнозам, будет небольшой/ Максим Стулов / Ведомости

Годовая инфляция в России весной 2023 г. может временно опуститься ниже 4% на эффекте высокой базы, отметил Банк России в информационно-аналитическом комментарии «Динамика потребительских цен». В I квартале она ожидается в районе 5% и есть тенденция к дальнейшему снижению, отмечал президент Владимир Путин 18 января.

По данным ЦБ, в декабре потребительские цены в России в месячном выражении выросли на 0,78%. Основной повышательный вклад внесла более ранняя индексация тарифов на коммунальные услуги – в среднем на 8,54%, указал регулятор: она добавила 0,3 п. п. к месячной инфляции. Замедление роста цен в мае – декабре 2022 г. отчасти компенсировало ценовой скачок, произошедший в марте – апреле, добавил регулятор. По прогнозу ЦБ, в 2023 г. инфляция составит 5–7%, в 2024 г. – вернется к таргету в 4%. В 2022 г. инфляция в России составила 11,94% после 8,39% в 2021 г., следует из данных Росстата. Своего пика она достигла в апреле, ускорившись до 17,83% с 16,69% в марте.

В США в январе 2022 г. годовая инфляция составляла 7,5% и постепенно повышалась, достигнув пика в июне на уровне 9,1%, следует из данных минтруда страны. После этого она постепенно замедлялась: до 8,5% в июле, 8,3% в августе, 8,2% в сентябре, 7,7% в октябре, 7,1% в ноябре, 6,5% в декабре. По данным Евростата, годовая инфляция в еврозоне достигла максимума в октябре на уровне 10,6%, увеличившись по сравнению с показателем января более чем вдвое (5,1%). В ноябре она снизилась до 10,1%, в декабре – до 9,2%.

Эффект базы

В ослаблении инфляции в России ниже 4% не будет ничего удивительного, поскольку сыграет чисто технический фактор, отметил эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Михаил Зельцер: паника, которая была весной 2022 г., вряд ли повторится. По итогам года рост цен будет менее 7%, ожидает он. В Америке и Европе свои монетарные тренды, но и там идет процесс затухания инфляции, подчеркнул эксперт. В США она уже 6,5%, а к концу года вполне реально может оказаться ниже 4%, полагает Зельцер: для этого ФРС и поднимает свою ставку, которая весной наверняка достанет 5%. В ЕС инфляция пока выше 9%, но и ЕЦБ ужесточает денежно-кредитную политику, а значит, к концу года темп роста цен может замедлиться к 5%, прогнозирует эксперт.

Годовая инфляция в России уйдет ниже 4% уже к концу I квартала, а во II квартале будет уже около 3%, прогнозирует главный аналитик ПСБ Денис Попов. В западных странах она также будет снижаться за счет эффекта базы, добавил эксперт: в США инфляция может опуститься до 3,5–4%, в еврозоне, вероятно, пока будет выше 6%.

В апреле годовая инфляция в России может ненадолго опуститься ниже 3%, но затем вновь начнет расти, считает директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг. В том же месяце в США инфляция будет на уровне 4,3–4,5% г/г, оценивает он. По итогам всего 2023 года годовая инфляция в России составит 6,3%, в США – чуть выше 3%, ожидает эксперт.

В апрельском показателе будут учитываться значения инфляции не только за четыре месяца 2023 г., но и за май – декабрь прошлого года, заметила главный аналитик Совкомбанка Наталья Ващелюк: в этот период 2022 г. инфляция в России находилась на низком уровне из-за масштабного укрепления рубля, снижения спроса, хорошего урожая и ограничений на экспорт. Поэтому годовой показатель в апреле будет в большей степени отражать ситуацию 2022 г., а не последних месяцев, добавила она. Замедлению инфляции в 2023 г., по ее мнению, будут препятствовать ослабление рубля, рост тарифов инфраструктурных и транспортных компаний, индексация отдельных видов издержек на относительно высокую инфляцию 2022 г. Рост цен по итогам этого года может составить 6–8%, ожидает Ващелюк.

Директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов считает, что в умеренно-консервативных предпосылках траектория годовых темпов инфляции в России может быть такой: 11–12% в январе – феврале, 3–5% в марте – мае, 5–7% во второй половине года. Реализации рисков, сравнимых c теми, что были в 2022 г., пока не ожидается, но в целом по году инфляционный фон относительно нормы будет по-прежнему повышенным, констатирует он. В США снижение инфляции на эффекте высокой базы начнется в мае-июне, поэтому очень вероятно, что этой весной мы увидим эпизод длиной в несколько месяцев, когда рост цен в годовом выражении в России будет сопоставим или ниже, указал эксперт. При этом в ЕС снижение на эффекте базы начнется ближе к середине лета, добавил он. К концу года в США инфляция закрепится немного выше 3%, в еврозоне она может быть около 4–5%, полагает Попов.

В Европе и США можно ожидать снижения темпов роста потребительских цен во II квартале прежде всего за счет энергетической компоненты, отметила руководитель направления «Макроэкономический анализ и финансовые рынки» ЦСР Наталья Сафина. Без учета цен на энергоносители инфляция в западных странах может продолжить подъем, считает она. Учитывая, что в ближайший год издержки российской экономики продолжат расти в условиях сохраняющихся серьезных ограничений во внешней торговле и цепочках поставок, инфляция скорее сложится ближе к верхней границе прогнозного коридора Банка России (5–7%), добавила эксперт. В целом это может оказаться сопоставимо с инфляцией в еврозоне, которая к концу 2022 г. достигла 9,2%, а в среднем по этому году, согласно консенсус-прогнозам ЕЦБ, ОЭСР, МВФ, может составить 6,3–6,7%, указала она. В США годовая инфляция к декабрю 2022 г. опустилась до 6,5%, поэтому из-за эффекта высокой базы индекс потребительских цен в текущем году определенно будет ниже, чем в России, полагает Сафина. Например, эксперты инвестбанка Goldman Sacks ожидают снижение инфляции примерно до 3,25% к концу 2023 г., представители ФРС – до 3,5%.

Цены и экономика

С учетом всех инфляционных процессов 2023 год будет сложным для многих стран даже в базовом сценарии, считает Куликов. Рост экономик США и ЕС будет очень скромным – ближе к стагнации, а в России ВВП снизится на 2–3%, предполагает он. Инфляция в России имеет уникальную природу, поскольку вызвана структурным дефицитом товаров и услуг в результате санкций и недостаточного внутреннего производства, заметил управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. В Европе же она в первую очередь вызвана ростом цен на энергоносители и продовольствие, а в США – высокими тратами на преодоление пандемии и госстимулами, добавил эксперт.

По последним прогнозам Всемирного банка, экономика еврозоны покажет нулевую динамику, а американская экономика замедлится до 0,5%, напомнила Сафина. С одной стороны, коррекция цен на природный газ и другие энергоносители снизит напряженность как в промышленности, так и в потребительском секторе, с другой – экономику западных стран будут продолжать «давить» высокие ставки, к которым финансовые регуляторы были вынуждены прибегнуть в условиях беспрецедентного разгона инфляции в 2022 г., отметила она. Американский регулятор, вероятно, продолжит цикл повышения ставок и в текущем году, предполагает эксперт: ужесточение финансовых условий будет снижать маржинальность бизнеса и усиливать риски на долговых рынках. По России пока ожидается дальнейшее снижение ВВП – в отсутствие новых серьезных шоков на 1–3%, добавила Сафина: многое будет зависеть от эффективности дальнейшей адаптации экономики к новым условиям, решения проблем с дефицитными импортными комплектующими, скорости импортозамещения.

Для развитых стран высокая инфляция стала триггером ужесточения денежно-кредитной политики и, как следствие, охлаждения экономической активности, указал Попов: так что торможение инфляции для них желаемый результат, хотя цель по стабилизации инфляции пока не будет достигнута. Для России риск усиления инфляции во второй половине года сопряжен с процессами экономического восстановления и адаптации к работе в новых условиях и поэтому не так критичен, считает эксперт. В среднесрочной перспективе важно вернуть инфляцию к таргету ЦБ, но текущим приоритетом является ускоренная трансформация экономики и определенные инфляционные издержки в этот период допустимы, заключил он.