Донастройка льгот и НДФЛ для релокантов: каких налоговых изменений ждать в 2023 году

В 2022 году власти искали баланс между интересами бюджета и бизнеса
Одно из самых ожидаемых событий следующего года – изменение режима НДФЛ для сотрудников, работающих из-за рубежа
Одно из самых ожидаемых событий следующего года – изменение режима НДФЛ для сотрудников, работающих из-за рубежа / Евгений Разумный / Ведомости

В 2022 г. было принято множество налоговых новаций, которые были направлены на решение двух задач: оказать поддержку бизнесу в условиях санкционного давления и пополнить бюджет за счет повышения налоговой нагрузки на отдельные добывающие отрасли. Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что в следующем году налоговые изменения будут во многом определяться ситуацией в экономике и геополитическими факторами, но в целом тренд последних лет на точечное снижение налоговой нагрузки и поиск источников для доходной части бюджета сохранится.

Налоговая политика в 2022 г. носила большей частью адаптивный характер, отмечал замминистра финансов Алексей Сазанов, подводя итоги года на конференции Ассоциации европейского бизнеса. «Мы были сосредоточены на принятии мер оперативного реагирования в ответ на изменение экономической ситуации, нежели реализации долгосрочных стратегических инициатив», – приводились его слова в пресс-релизе. Оперативные меры налоговой политики были нацелены на определение новых доходных источников для финансирования расходов бюджета, указывал замминистра. За счет использования налогового потенциала ресурсных отраслей удалось оставить неизменными базовые налоги – НДФЛ, НДС, налог на прибыль, подчеркивал он.

Итоги года

Налоговая повестка этого года по причинам геополитического характера была главным образом направлена на адаптацию к новым реалиям, согласился руководитель направления «Налоговая политика» ЦСР Левон Айрапетян. Принятые изменения условно можно разделить на три блока: пробюджетные, стимулирующие и давно обсуждаемые, предложила старший менеджер департамента налогов и права компании ДРТ Татьяна Глазнева. Целью первых было пополнение бюджета, в основном они затронули сырьевой сектор, напомнила эксперт. В частности, в 2022 г. власти ввели временную надбавку к налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для «Газпрома», в результате чего в казну поступило около 1,2 трлн руб. В ближайшие три года ожидаются дополнительные доходы в том числе за счет корректировки НДПИ на нефть, газ и уголь.

Стимулирующие изменения были направлены на адаптацию бизнеса к новым экономическим реалиям. Среди таких мер – безналоговое прощение займов, полученных от иностранных кредиторов, особый порядок учета курсовых разниц, отсрочка по страховым взносам для отдельных отраслей, добавила Глазнева. К категории давно обсуждаемых мер можно отнести введение единого налогового платежа, донастройку налогообложения в САР, продолжение налогового маневра в IT-отрасли. Если обобщить, то изменения 2022 г. стали неким компромиссом между потребностями государства и ожиданиями бизнеса, резюмировала она.

Работа по донастройке законодательства о САР была завершена очень вовремя, считает партнер, руководитель департамента налогового и юридического консультирования Kept Михаил Орлов. Принятые поправки в том числе позволяют не только иностранным, но и российским компаниям получать статус международных холдинговых компаний (МХК), предусматривают упрощение процедуры редомициляции в САР и некоторые изменения в порядке налогообложения доходов, получаемых и выплачиваемых холдингом. В частности, появились новые пониженные ставки: 5% по налогу на прибыль при получении МХК дивидендов (если ставка 0% неприменима), по процентам и роялти, ставка 10% по налогу у источника при выплате МХК в пользу российских и иностранных организаций дивидендов, процентов или роялти при условии отсутствия юрисдикции фактического получателя дохода в черном списке Минфина. Во многом эти изменения повысили привлекательность преференциального режима, полагает эксперт.

В части международного налогообложения можно отметить замораживание процессов по кооперации в области избежания двойного налогообложения и борьбы с агрессивным налоговым планированием, указал Айрапетян. Участие России в принятии инициатив ОЭСР Pillar 1 и 2 (направлены на выравнивание нагрузки по странам) приостановлено, обмен информацией с рядом недружественных стран также поставлен на паузу, напомнил он. При этом Минфин запустил разворот в сторону дружественных стран, с которыми сотрудничество велось менее активно, отметил эксперт: обсуждается заключение налогового соглашения с Оманом и пересмотр с Турцией, ОАЭ и Малайзией.

С точки зрения количества затрагиваемых налогоплательщиков наиболее значимыми изменениями можно считать возможность заявительного порядка возмещения НДС без представления банковской гарантии или поручительства, снижение ставки НДС на услуги гостиниц и ресторанов с 20 до 0%, а также облегчение условий применения нулевой ставки по налогу на прибыль и сниженной ставки по социальным взносам IT-организациями, считает руководитель управления бухгалтерского и налогового консалтинга FinExpertiza Альмин Рабинович.

Среди налоговых решений, затрагивающих доходы субъектов, можно выделить отмену института КГН и введение трехлетнего периода распределения платежей от участников бывших групп, добавила старший директор – руководитель группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова: в 2023–2025 гг. 80, 60 и 40% их налога будет перераспределяться по установленным нормативам. По истечении этого периода компании будут платить налог так, как они это делали до 2012 г., отметила она.

Важной новацией является введение с 2023 г. единого налогового платежа, добавил Рабинович: за все время существования российской налоговой системы даты уплаты различных налогов отличались, в отношении каждого формировалось отдельное платежное поручение. Со следующего года все налоги будут оплачиваться единым платежным поручением, после чего средства будут распределяться между бюджетами разных уровней на основании поданных деклараций.

Нельзя обойти вниманием и изменения в законодательство о налоге на дополнительный доход, добавил Орлов. Существенное увеличение периметра применения НДД, а также устранение ряда технических недостатков в исчислении налоговой базы делают этот налог более привлекательным для нефтяных компаний, указал он. Изменения позволят более эффективно осуществлять разработку месторождений, которые не могли бы разрабатываться в условиях взимания НДПИ, полагает эксперт.

Изменения продолжатся

Наступающий год несет в себе много неопределенности, в том числе в вопросах, влияющих на состояние российского бюджета, указал Айрапетян. Поэтому, вероятно, в 2023 г. стоит ожидать продолжения адаптационной налоговой политики, которая будет реагировать на возникающие вызовы, полагает он. Многое зависит от того, по какому сценарию будет развиваться экономическая ситуация, отметил Рабинович. Наиболее реалистичным, по его мнению, представляется совмещение двух тенденций: с одной стороны, дальнейшая поддержка бизнеса за счет точечного снижения налоговой нагрузки, с другой – поиск дополнительных источников финансирования бюджетных расходов за счет увеличения налоговой нагрузки на отдельные отрасли.

Правительство продолжит поиск резервов для увеличения доходной части бюджета, которые будут, прежде всего, изыскиваться в сфере ресурсной ренты и акцизов, считает Орлов. Возможно принятие норм, увеличивающих сбор НДПИ на какой-то краткосрочный период, допускает эксперт. При этом он считает маловероятным пересмотр параметров исчисления и уплаты основных налогов страны – НДС, НДФЛ и налога на прибыль. Хотя в контексте налогообложения физлиц можно ожидать точечных изменений, но они скорее затронут граждан с высокими доходами, полагает Рабинович.

Одно из самых ожидаемых событий следующего года – изменение режима НДФЛ для сотрудников, работающих из-за рубежа, полагает ассоциированный партнер МЭФ Legal Анна Зеленская. Опубликованный летом законопроект Минфина с предложением облагать такие доходы как полученные от источника в России, т. е. по повышенной ставке, обеспокоил бизнес, поскольку такое изменение могло ударить не только по тем, кто покинул страну в связи с геополитическими событиями, отметила она. Минфин также проводил системную работу над оценкой и донастройкой налоговых льгот и можно ожидать изменений в этой части, полагает эксперт.

Еще одна из тем следующего года – это адаптация российских правил налогообложения к введению глобального минимального налога, отметила Глазнева. Страны Евросоюза все же договорились о внедрении Pillar 2 с 1 января 2024 г., напомнила она: вне зависимости от того, будет ли Россия вводить эти правила на своей территории, они все равно окажут эффект на российские компании с активами в ЕС. Например, российским группам с холдинговыми структурами за рубежом придется доплачивать налог на уровне ЕС при эффективной ставке налога на прибыль менее 15% – в отсутствие «домашних» правил минимального налога потери будут и для российского бюджета, и для российских холдингов, пояснила эксперт.

Правительство также рассчитывает на повышение налоговых поступлений в 2023 г. за счет улучшения администрирования ФНС, уверен Орлов. Хочется верить, что это не скажется негативно на стабильности и предсказуемости налогового климата в России, а у налогоплательщиков будет достаточно инструментов для обоснования своей правоты в дискуссиях с налоговыми органами, заключил эксперт.