Минфин запланировал дополнительно 2 трлн рублей расходов в этом году
Траты увеличились до 31 трлн, но освоить всю сумму вряд ли получитсяЗапланированные на 2022 г. расходы федерального бюджета решили увеличить на 2 трлн руб. – с утвержденных ранее 29 трлн до 31 трлн. Об этом «Ведомостям» рассказал близкий к правительству источник. Аналогичное значение расходов – 31,015 трлн руб. – приведено на портале «Электронный бюджет».
По словам другого источника, также близкого к кабинету министров, это актуальная на настоящий момент бюджетная роспись – т. е. текущий план распределения трат по отдельным направлениям на 2022 г. Первый собеседник «Ведомостей» уточнил, что речь идет о переносе финансирования части обязательств 2023 г. на этот год. Он также добавил, что вряд ли до конца года удастся освоить всю запланированную сумму. Фактическое исполнение расходов, по его оценке, составит около 30 трлн руб. Уточнение бюджетной росписи, по его словам, в данном случае носит отчасти технический характер.
Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».
Расходы или доходы
В сентябре расходы Федеральной казны в 2022 г. ожидались на уровне 29 трлн руб., доходы – 27,7 трлн. Такую оценку Минфин приводил в пояснительной записке к закону о бюджете на следующую трехлетку. Дефицит, таким образом, должен был составить 1,3 трлн руб., или 0,9% от прогнозируемого на этот год ВВП, который ожидается в размере 146 трлн руб.
Но в начале декабря министр финансов Антон Силуанов анонсировал увеличение ожидаемого дефицита бюджета 2022 г. до 2% ВВП. Это эквивалентно 2,9 трлн руб., хотя точную сумму руководитель Минфина тогда не называл. Эксперты связывали рост дефицита со снижением доходов относительно плана. Итоговые поступления в бюджет составят около 26 трлн руб., оценивали ранее «Ведомостям» в Совкомбанке. Но, по словам источника, близкого к правительству, отклонение доходов от оценки, приведенной в пояснительной записке к закону о бюджете, будет небольшим. Он признал, что общая сумма будет ниже, чем ожидалось, но величина отклонения составит «даже не сотни миллиардов рублей». По данным портала «Электронный бюджет», исполненные расходы к 20 декабря составили 26,3 трлн руб., доходы – 25,4 трлн. Текущий дефицит, таким образом, составил 900 млрд руб.
Бюджет следующего года
Расходы бюджета в 2023 г. ожидаются в объеме 29 трлн руб., в 2024 г. – 29,4 трлн руб., в 2025 г. – 29,2 трлн руб., следует из принятого закона. Доходы 2023 г. должны составить в сумме 26,1 трлн руб. (из них 8,9 трлн – нефтегазовые), в 2024 г. – 27,2 трлн руб. (8,7 трлн), в 2025 г. – около 28 трлн руб. (8,5 трлн). Дефицит бюджета на протяжении следующей трехлетки будет постепенно снижаться: в 2023 г. – 2,9 трлн руб., 2% ВВП, в 2024 г. – 2,2 трлн руб., 1,4% ВВП, в 2025 г. – 1,3 трлн руб., 0,7% ВВП. Основными источниками его покрытия должны стать госзаимствования. При этом в 2023–2024 гг. для обеспечения сбалансированности бюджета возможно использование средств фонда национального благосостояния в объеме 2,9 трлн и 1,3 трлн руб. соответственно.
Минфин с ноября демонстрирует аномальную активность на рынке госдолга. За IV квартал ведомство разместило ОФЗ на сумму 3,1 трлн руб. При этом с февраля по середину сентября первичные аукционы не проводились, а в преддверии возврата к заимствованиям ведомство сообщало о планах только протестировать рынок, выпустив бумаг на сумму лишь «в несколько десятков миллиардов рублей».
В этом году Минфин поставил исторический рекорд по дневному размещению ОФЗ: 16 ноября на трех первичных аукционах ведомство привлекло 823 млрд руб. Большую часть спроса обеспечили крупнейшие банки. Судя по всему, с ликвидностью организациям помогает ЦБ. Например, 5 декабря регулятор предоставил банкам в виде месячного репо 1 трлн руб. 7 декабря два крупных банка купили почти весь предложенный Минфином объем ОФЗ на сумму 750 млрд руб. Как пояснял ранее «Ведомостям» близкий к правительству источник, активность на рынке госдолга связана с тем, что «в глобальной экономике ожидается возможный шторм, который так или иначе может зацепить и российскую экономику, поэтому есть смысл привлечь ликвидность сейчас, пока условия складываются благоприятным образом».
Широкий круг
Перенос расходов может быть произведен по широкому кругу госпрограммам и непрограммных направлений за исключением защищенных статей – пенсий, пособий, выплат бюджетникам, расходов на медицину, а также за исключением дотаций и субвенций бюджетам регионов, считает эксперт «БКС мир инвестиций» Евгений Миронюк. Несмотря на то что очевидным может казаться перенос расходов по засекреченным статьям бюджета ввиду интенсивности проведения СВО, вероятно, и в следующем году соответствующие траты останутся на высоком уровне, отметил он.
3,1 трлн руб.
На такую сумму Минфин разместил ОФЗ за IV квартал, демонстрируя аномальную активность на рынке госдолга. При этом с февраля по середину сентября первичные аукционы не проводились, а в преддверии возврата к заимствованиям ведомство сообщало о планах только протестировать рынок, выпустив бумаг на сумму лишь «в несколько десятков миллиардов рублей»
Можно предположить, что будут произведены наиболее срочные расходы, относящиеся к самым острым вызовам для экономики, полагает главный аналитик Совкомбанка Наталья Ващелюк. Возможно, это инфраструктурные расходы, связанные с переориентацией логистических маршрутов с запада на восток, допустила она. Также, по мнению эксперта, не исключено, что речь идет о финансировании импортных закупок. Еще один вариант – расходы на национальную безопасность и оборону, добавила она.
Традиционно, по крайней мере за последние пять лет, расходы бюджета оказывались меньше утвержденных, но наблюдается тенденция роста трат в последний месяц года, заметил Миронюк. Например, в декабре 2019 г. расходы составили 3,4 трлн руб., в декабре 2020 г. – 3,9 трлн руб., в декабре 2021 г. – 4,8 трлн руб. В предыдущие годы часть расходов, как правило, оставалась неисполненной, указала она, не исключено, что в этом году ситуация может повториться.