Власти сформулировали механизм противодействия потолку цен
В проект указа вошел запрет на поставки, детали его реализации определит правительствоВласти сформулировали ответ на потолок цен на российскую нефть: проект указа президента, описывающий механизм противодействия, в целом согласован. Об этом «Ведомостям» сообщил знакомый с текстом документа источник, информацию подтвердили два близких к правительству собеседника. Идея об отказе от поставок странам, присоединившимся к ограничениям, в документе, по их словам, отражена. В частности, согласно проекту указа, запрещается продавать нефть по следующим основаниям:
если в контракте в качестве получателя указана страна, присоединившаяся к потолку;
если в контракте потолок фигурирует как условие либо устанавливаются референтные цены, равные потолку ($60 за баррель. – «Ведомости»).
Также в документе есть пункт, позволяющий обходить любые запреты на проведение сделок, – с разрешения правительства.
Действие указа не распространится на отношения, возникшие до 5 декабря. Он вступает в силу с момента опубликования и будет действовать до 1 июля следующего года с возможностью продления. Детали реализации указа, в частности порядок мониторинга за соблюдением запрета, номенклатура товаров, список стран и т. д., должны быть прописаны правительством.
Документ пока финализируется в администрации президента, уточнил близкий к правительству собеседник. По словам третьего источника, также близкого к правительству, положение о предельном дисконте на российскую нефть относительно международных сортов в проекте документа пока не зафиксировано, но с высокой долей вероятности это может быть прописано – видимо, уже в подзаконных актах правительства, уточнил он.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, а также представители аппарата правительства, Минфина и Минэнерго не ответили на запросы «Ведомостей». «Ведомости» также обратились за комментарием в крупнейшие компании: «Роснефть», «Лукойл», «Газпромнефть», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «Русснефть».
12 декабря на брифинге с журналистами Песков обещал, что текст указа будет опубликован «в ближайшие дни». «Я хочу напомнить, что в Бишкеке президент сказал, что речь пойдет о соответствующем указе, и президент также сказал, что есть еще некоторые аспекты, которые обсуждаются. В ближайшие дни это обсуждение будет финализировано и уже институализировано в виде президентского указа», – заявил пресс-секретарь Путина.
Не просто потолок
«Ответные меры должны соответствовать уровню угроз и вызовов, которые ставит новый ценовой механизм не только перед Россией, перед всеми участниками рынка», – считает доцент Финансового университета при правительстве России Леонид Крутаков. «То, что возможно в отношении одной страны и одного товара сегодня, завтра возможно против других стран и других товаров. По своей сути, потолок цен – не что иное, как новая форма взаимодействия на рынке, которая может привести к отмене принципов свободной торговли и введению жесткого регулирования», – рассуждает эксперт.
«Фактически, речь идет об изменении порядка мировой торговли, ручном регулировании рынка, введении нормированных цен для стран, не входящих в «золотой миллиард», установлении двухуровневой цены для «своих» и для «чужих», – говорит эксперт. «Только наивный может верить, что речь идет о каких-то экстраординарных, эксклюзивных действиях в целях нанести вред российской экономике. На самом деле отрабатывается универсальный механизм разрушения самых фундаментальных норм международного права – суверенного права государств на использование принадлежащих им ресурсов», – считает он.
Указ президента не поставит нефтяные компании в уязвимое положение на рынке, полагает старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. Большая часть объемов, которые ранее направлялись в Европу, уже были перенаправлены на другие рынки, в том числе страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Этот процесс продолжается, отметил он, и в начале 2023 г. лишь углубится. В октябре только чуть более одной пятой всех морских поставок российской нефти приходилось на европейский рынок. Однако, как утверждает аналитик, эти объемы далеко не полностью оседали на европейском рынке – большая часть из них, вероятно, не задерживалась в европейских портах и уходила в страны Азии в рамках трейдинговых операций.
При этом Блохин утверждает, что российским компаниям может понадобиться от двух до трех месяцев для того, чтобы полностью перенаправить оставшиеся объемы экспорта на другие рынки. Этому, в частности, будет способствовать наметившееся восстановление китайской экономики, что позволит в определенной степени нивелировать негативный эффект на отрасль. «Ограничение экспорта не будет долгосрочным, а реальный эффект на добычу нефти в РФ за счет нефтяного эмбарго, по нашим оценкам, не превысит 5,6% по итогам 2023 г.», – подытожил эксперт.
Указы президента обладают юридической силой наравне с федеральными законами, обязательны для исполнения и не требуют дополнительных актов для регулирования отношений, которые они затрагивают, отметил управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт. Если формально все условия соблюдены, т. е., например, присоединившаяся к санкциям страна не выступает в качестве конечного покупателя, то де-юре сделка должна соответствовать требованиям. Если же при формальном соблюдении требований нарушение допускается фактически, это может и будет оцениваться именно как нарушение. Пока сложно судить о возможных последствиях для нарушителя, но, скорее всего, санкции могут предполагать ограничение участия в сделках, связанных с экспортом российских энергоносителей для компании-нарушителя, считает он.
Мониторинг поставок можно осуществлять через ФТС, отметил эксперт «БКС мир инвестиций» Евгений Миронюк. Исключить попытки обойти запрет нельзя, но ввиду консолидированности рынка в России и поднадзорности крупных компаний производители не станут рисковать, нарушая российские законы, считает эксперт. «Даже если в контракте нет ни потолка, ни страны получателя, но цена низкая, отследить цепочку поставок не представляет труда на базе данных от таможенных и других государственных служб России и других стран», – указывает он.
Запрет будет соблюдаться нефтяными компаниями в полной мере вне зависимости от формальных юридических инструментов и средств реализации, согласился Блохин. Это также в определенной степени снимает потребность в существенном мониторинге со стороны государства, рассуждает эксперт. «Это выгодно отличает положение российских властей от их европейских визави, вынужденных на базе Еврокомиссии и национального законодательства вводить все новые ограничения и механизмы контроля на внутреннем рынке», – отмечает Блохин. «В случае с российскими нефтегазовыми компаниями их руководство исторически учитывает государственные интересы и придерживается официального политического курса, который руководство страны довольно успешно коммуницирует ключевым участникам рынка на платформе президентской комиссии по ТЭКу», – резюмировал Блохин.
Условия потолка
Страны Евросоюза согласовали потолок цен на российскую нефть, соответствующий документ был опубликован 4 декабря в официальном журнале ЕС. Ограничение решено установить на уровне $60/барр. c последующей корректировкой каждые два месяца начиная с января 2023 г. Показатель будет изменяться таким образом, чтобы он был минимум на 5% ниже текущей экспортной цены Urals. Механизм распространяется исключительно на поставки нефти по морю, транспортировку по трубопроводам ограничение не затрагивает. Покупать российскую нефть дороже смогут Венгрия, Болгария, Словакия, Чехия и Хорватия.
По итогам прошлой недели февральские фьючерсы на эталонный сорт Brent упали в цене более чем на 11%. Оба контракта завершили торги на минимумах с декабря 2021 г. В понедельник стоимость Brent перешла к росту – с пятничных $76,1/барр. до $78,5/барр. (+3%). Стоимость российского сорта нефти Urals в четверг, 8 декабря, составляла $43,73/барр., сообщал Bloomberg со ссылкой на данные агентства Argus Media. Однако информация Argus может быть неиллюстративной, поскольку после санкций через его систему проходит небольшое, «абсолютно нерепрезентативное» число сделок, говорил «Ведомостям» близкий к Кремлю источник.
По последним данным Минфина, средняя цена на нефть марки Urals в ноябре 2022 г. сложилась в размере $66,47/барр., что в 1,19 раза ниже, чем в ноябре 2021 г. ($79,68/барр.). Цена за 11 месяцев составила $78,32/барр., что на 14% выше аналогичного периода годом ранее.
Российский бюджет на следующий год сверстан исходя из цены Urals $70,1/барр. Но базовые нефтегазовые доходы – т. е. безусловные, определенные исходя из гипотетического применения бюджетного правила (временно приостановлено) – сверстаны при цене $62/барр.
Минфин в ходе подготовки проекта бюджета составил матрицу сценариев доходов бюджета в зависимости от цены нефти и объема добычи. Минимально приемлемая цена, с точки зрения Минфина, – $50/барр. Но такое значение в целом допустимо для бюджета лишь при условии максимальной добычи в 11 млн барр./сутки. При таком сочетании доходы составят 7,5 трлн руб. При более низких объемах доходы начинают опускаться в красную зону: например, при цене $50/барр. и снижении добычи до 10,5 млн барр./сутки они опустятся до 7,2 трлн руб. Минимальная добыча, сравнительно комфортная для бюджета, – 7,5 млн барр./сутки. Но при таких объемах цена должна быть не ниже $100/барр.