Эксперты связали двукратный рост дефицита бюджета с падением доходов
Минфин пересмотрел ожидания по отрицательному сальдо с 0,9 до 2% ВВПМинфин существенно скорректировал оценку дефицита бюджета в 2022 г.: теперь он прогнозируется на уровне около 2% ВВП вместо ожидавшихся в сентябре 0,9% ВВП. Об этом в четверг, 8 декабря, сообщил министр финансов Антон Силуанов. Таким образом, дефицит по итогам года может составить около 2,9 трлн руб. вместо 1,3 трлн.
«Поскольку мы сейчас осуществляем большие операции на финансовом рынке и в конце года будет проводиться достаточно значительный объем бюджетных расходов, в том числе частично в счет расходов следующего года, поэтому в этом году мы оцениваем дефицит бюджета около 2% ВВП», – сказал Силуанов журналистам. При этом оценивать влияние на бюджет потолка цен на российскую нефть, введенного с 5 декабря, преждевременно, отметил министр.
Федеральный бюджет в январе – октябре был исполнен с профицитом в 128,4 млрд руб.: расходы составили 22 трлн руб., доходы – 22,1 трлн руб., из них нефтегазовые – 9,8 трлн руб., свидетельствуют предварительные данные Минфина.
В ноябре бюджет получил 866,4 млрд руб. от нефти и газа – на 90,2 млрд руб. меньше, чем ожидалось, сообщило министерство 5 декабря. По сравнению с показателем ноября прошлого года нефтегазовые доходы сократились на 2%. Около половины суммы – 462,9 млрд руб. – пришлось на поступления от НДПИ на газ (в ноябре 2021 г. они составляли всего 58 млрд руб.). Ранее власти приняли решение ввести временную надбавку к налогу на добычу полезных ископаемых для «Газпрома», в результате чего в бюджет в октябре – декабре должно в совокупности поступить дополнительно 1,2 трлн руб.
В январе 2022 г. нефтегазовые доходы составили 794,5 млрд руб., в феврале – 971,7 млрд, в марте – 1,2 трлн. Своего пика они достигли в апреле на уровне 1,8 трлн. В мае упали вдвое до 886 млрд руб. и продолжили плавно снижаться вплоть до октября, когда был перечислен разовый налог на сверхдоходы «Газпрома».
Изначально бюджет в 2022 г. планировался с профицитом в размере 1,3 трлн руб. (1% ВВП): доходы на уровне 25 трлн руб., расходы – 23,7 трлн. Согласно закону о федеральном бюджете на 2023–2025 гг., доходы в 2022 г. оцениваются в объеме 27,7 трлн руб., расходы – 29,006 трлн руб. Таким образом дефицит должен составить 1,3 трлн руб., или 0,9% ВВП. Номинальный объем ВВП России в 2022 г. ожидается на уровне 146 трлн руб., следует из документа.
Доходы меньше плана
Увеличение дефицита бюджета связано с недополучением доходов, считает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. По его оценкам, расходы бюджета в этом году составят 29 трлн руб., а доходы – 26,1 трлн руб., таким образом, дефицит достигнет 2,9 трлн руб., или 2% ВВП. В первую очередь бюджет может недополучить нефтегазовые доходы, полагает эксперт. Кроме этого есть риски снижения ненефтегазовых доходов из-за экономического спада и сокращения налогов, добавил он.
Факторы увеличения дефицита в 2022 г. скорее на стороне доходов, согласен главный аналитик ПСБ Денис Попов: есть небольшое снижение поступлений нефтегазовых доходов, несмотря на изъятие дополнительных 1,2 трлн руб. у «Газпрома». Возможна и умеренная просадка некоторых ненефтегазовых сборов: налога на прибыль, НДС на импорт и т. д., добавил он. Также, по мнению эксперта, нельзя исключать увеличения уровня дефицита за счет пересмотра вниз оценки номинального ВВП. Например, из-за более низкого уровня инфляции в потребительском и/или производственном сегменте, пояснил он.
Расходы в декабре
Согласно данным портала «Электронный бюджет», на 1 декабря расходы бюджета составили 24,2 трлн руб. Таким образом, при плане в 29 трлн руб. в декабре остается потратить 4,8 трлн руб.
В 2021 г. складывалась похожая ситуация: на 1 декабря они составили 20 трлн руб. при годовом плане 25 трлн руб., т. е. в последний месяц должны были потратить 5 трлн руб., заметила главный аналитик Совкомбанка Наталья Ващелюк. В 2020 г. на декабрь было запланировано 4,8 трлн руб., в 2019 г. – 4,2 трлн руб., напомнила она, но до 2022 г. план по расходам часто оставался недовыполненным в объеме до 1 трлн руб. За последние три года среднее исполнение бюджетных ассигнований составляло около 97% от плана, отметил руководитель проектов направления «Бюджетная политика» Центра инвестиционного анализа и макроэкономических исследований ЦСР Никита Андриевский. При текущем объеме расходов в 29 трлн руб. возможное неисполнение на уровне 3% составляет 870 млрд руб., указал он.
На 90,2 млрд руб.
меньше, чем ожидалось, получил бюджет в ноябре от нефтегазовых доходов. По сравнению с показателем ноября прошлого года они сократились на 2%
Традиционно, по крайней мере за последние пять лет, расходы бюджета по итогам года оказывались меньше утвержденных, добавил эксперт «БКС мир инвестиций» Евгений Миронюк, освоить 5 трлн руб. за декабрь не удавалось. Например, в декабре 2021 г. расходы составили 4,8 трлн руб., в декабре 2020 г. – 3,9 трлн руб., в декабре 2019 г. – 3,4 трлн руб. С учетом тенденции роста трат в последний месяц года – и принимая во внимание увеличение утвержденного на 2022 г. общего объема расходов бюджета – можно предположить, что все запланированные траты в размере почти 5 трлн руб. в этом декабре будут исполнены, добавил эксперт. Главный экономист агентства «Эксперт РА» Антон Табах ожидает небольшого недоисполнения расходов по итогам года, в основном по социальным направлениям. Но в целом они будут близки к плану, полагает он.
Историческая норма для расходов федерального бюджета в декабре составляет 16–20% суммарных годовых расходов, указал директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. В этом смысле 16–17% текущего года вписываются в норму сезонности госрасходов, отметил он. Более важное значение будет иметь то, что за счет этих расходов именно в декабре будет реализован дефицит бюджета, который составит около 2–2,5 трлн руб., оценил Попов. При этом рисков в формировании дефицита бюджета для потребительской инфляции, по его мнению, нет. Тренд к ее снижению достаточно устойчив, пояснил эксперт: уже к концу марта 2023 г. инфляция опустится ниже 5% год к году за счет эффекта высокой статистической базы, крепкого рубля и ограниченного спроса.
Возросшие в IV квартале – и, в частности, в декабре – расходы бюджета наряду с несоответствием темпов производства двузначному росту денежной массы и тратой средств ФНБ являются мощным проинфляционным фактором, полагает Миронюк. Однако его влияние проявится лишь в 2023 г., добавил эксперт.