Эксперты связали двукратный рост дефицита бюджета с падением доходов

Минфин пересмотрел ожидания по отрицательному сальдо с 0,9 до 2% ВВП
Министр финансов Антон Силуанов отметил, что оценивать влияние на бюджет потолка цен на российскую нефть пока преждевременно
Министр финансов Антон Силуанов отметил, что оценивать влияние на бюджет потолка цен на российскую нефть пока преждевременно / Евгений Разумный / Ведомости

Минфин существенно скорректировал оценку дефицита бюджета в 2022 г.: теперь он прогнозируется на уровне около 2% ВВП вместо ожидавшихся в сентябре 0,9% ВВП. Об этом в четверг, 8 декабря, сообщил министр финансов Антон Силуанов. Таким образом, дефицит по итогам года может составить около 2,9 трлн руб. вместо 1,3 трлн.

«Поскольку мы сейчас осуществляем большие операции на финансовом рынке и в конце года будет проводиться достаточно значительный объем бюджетных расходов, в том числе частично в счет расходов следующего года, поэтому в этом году мы оцениваем дефицит бюджета около 2% ВВП», – сказал Силуанов журналистам. При этом оценивать влияние на бюджет потолка цен на российскую нефть, введенного с 5 декабря, преждевременно, отметил министр.

Федеральный бюджет в январе – октябре был исполнен с профицитом в 128,4 млрд руб.: расходы составили 22 трлн руб., доходы – 22,1 трлн руб., из них нефтегазовые – 9,8 трлн руб., свидетельствуют предварительные данные Минфина.

В ноябре бюджет получил 866,4 млрд руб. от нефти и газа – на 90,2 млрд руб. меньше, чем ожидалось, сообщило министерство 5 декабря. По сравнению с показателем ноября прошлого года нефтегазовые доходы сократились на 2%. Около половины суммы – 462,9 млрд руб. – пришлось на поступления от НДПИ на газ (в ноябре 2021 г. они составляли всего 58 млрд руб.). Ранее власти приняли решение ввести временную надбавку к налогу на добычу полезных ископаемых для «Газпрома», в результате чего в бюджет в октябре – декабре должно в совокупности поступить дополнительно 1,2 трлн руб.

В январе 2022 г. нефтегазовые доходы составили 794,5 млрд руб., в феврале – 971,7 млрд, в марте – 1,2 трлн. Своего пика они достигли в апреле на уровне 1,8 трлн. В мае упали вдвое до 886 млрд руб. и продолжили плавно снижаться вплоть до октября, когда был перечислен разовый налог на сверхдоходы «Газпрома».

Изначально бюджет в 2022 г. планировался с профицитом в размере 1,3 трлн руб. (1% ВВП): доходы на уровне 25 трлн руб., расходы – 23,7 трлн. Согласно закону о федеральном бюджете на 2023–2025 гг., доходы в 2022 г. оцениваются в объеме 27,7 трлн руб., расходы – 29,006 трлн руб. Таким образом дефицит должен составить 1,3 трлн руб., или 0,9% ВВП. Номинальный объем ВВП России в 2022 г. ожидается на уровне 146 трлн руб., следует из документа.

Доходы меньше плана

Увеличение дефицита бюджета связано с недополучением доходов, считает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. По его оценкам, расходы бюджета в этом году составят 29 трлн руб., а доходы – 26,1 трлн руб., таким образом, дефицит достигнет 2,9 трлн руб., или 2% ВВП. В первую очередь бюджет может недополучить нефтегазовые доходы, полагает эксперт. Кроме этого есть риски снижения ненефтегазовых доходов из-за экономического спада и сокращения налогов, добавил он.

Факторы увеличения дефицита в 2022 г. скорее на стороне доходов, согласен главный аналитик ПСБ Денис Попов: есть небольшое снижение поступлений нефтегазовых доходов, несмотря на изъятие дополнительных 1,2 трлн руб. у «Газпрома». Возможна и умеренная просадка некоторых ненефтегазовых сборов: налога на прибыль, НДС на импорт и т. д., добавил он. Также, по мнению эксперта, нельзя исключать увеличения уровня дефицита за счет пересмотра вниз оценки номинального ВВП. Например, из-за более низкого уровня инфляции в потребительском и/или производственном сегменте, пояснил он.

Расходы в декабре

Согласно данным портала «Электронный бюджет», на 1 декабря расходы бюджета составили 24,2 трлн руб. Таким образом, при плане в 29 трлн руб. в декабре остается потратить 4,8 трлн руб.

В 2021 г. складывалась похожая ситуация: на 1 декабря они составили 20 трлн руб. при годовом плане 25 трлн руб., т. е. в последний месяц должны были потратить 5 трлн руб., заметила главный аналитик Совкомбанка Наталья Ващелюк. В 2020 г. на декабрь было запланировано 4,8 трлн руб., в 2019 г. – 4,2 трлн руб., напомнила она, но до 2022 г. план по расходам часто оставался недовыполненным в объеме до 1 трлн руб. За последние три года среднее исполнение бюджетных ассигнований составляло около 97% от плана, отметил руководитель проектов направления «Бюджетная политика» Центра инвестиционного анализа и макроэкономических исследований ЦСР Никита Андриевский. При текущем объеме расходов в 29 трлн руб. возможное неисполнение на уровне 3% составляет 870 млрд руб., указал он.

На 90,2 млрд руб.

меньше, чем ожидалось, получил бюджет в ноябре от нефтегазовых доходов. По сравнению с показателем ноября прошлого года они сократились на 2%

Традиционно, по крайней мере за последние пять лет, расходы бюджета по итогам года оказывались меньше утвержденных, добавил эксперт «БКС мир инвестиций» Евгений Миронюк, освоить 5 трлн руб. за декабрь не удавалось. Например, в декабре 2021 г. расходы составили 4,8 трлн руб., в декабре 2020 г. – 3,9 трлн руб., в декабре 2019 г. – 3,4 трлн руб. С учетом тенденции роста трат в последний месяц года – и принимая во внимание увеличение утвержденного на 2022 г. общего объема расходов бюджета – можно предположить, что все запланированные траты в размере почти 5 трлн руб. в этом декабре будут исполнены, добавил эксперт. Главный экономист агентства «Эксперт РА» Антон Табах ожидает небольшого недоисполнения расходов по итогам года, в основном по социальным направлениям. Но в целом они будут близки к плану, полагает он.

Историческая норма для расходов федерального бюджета в декабре составляет 16–20% суммарных годовых расходов, указал директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. В этом смысле 16–17% текущего года вписываются в норму сезонности госрасходов, отметил он. Более важное значение будет иметь то, что за счет этих расходов именно в декабре будет реализован дефицит бюджета, который составит около 2–2,5 трлн руб., оценил Попов. При этом рисков в формировании дефицита бюджета для потребительской инфляции, по его мнению, нет. Тренд к ее снижению достаточно устойчив, пояснил эксперт: уже к концу марта 2023 г. инфляция опустится ниже 5% год к году за счет эффекта высокой статистической базы, крепкого рубля и ограниченного спроса.

Возросшие в IV квартале – и, в частности, в декабре – расходы бюджета наряду с несоответствием темпов производства двузначному росту денежной массы и тратой средств ФНБ являются мощным проинфляционным фактором, полагает Миронюк. Однако его влияние проявится лишь в 2023 г., добавил эксперт.