Как потолок цен на российскую нефть повлияет на курс рубля и доходы бюджета

Нацвалюта ослабнет, что компенсирует спад поступлений от продажи энергоресурсов
В оставшиеся несколько недель этого года введение ценового потолка слабо отразится на российском бюджете
В оставшиеся несколько недель этого года введение ценового потолка слабо отразится на российском бюджете / Евгений Разумный / Ведомости

ЕС и участники G7 – Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония, США – договорились о потолке цен на российскую нефть, с 5 декабря он заработал. Целью этого механизма страны Запада называли сокращение доходов России от продажи энергоресурсов. В этот же день вступило в силу эмбарго ЕС на морские поставки российской нефти.

Предельная цена на нефть из России установлена на уровне $60 за баррель, однако начиная с середины января этот уровень планируется пересматривать каждые два месяца. Потолок будет устанавливаться не менее чем на 5% ниже средней цены на российскую нефть, рассчитанной на основе данных МЭА. Каждое изменение потребует одобрения всех стран ЕС и G7.

Российские власти неоднократно заявляли, что не будут поставлять энергоресурсы странам, которые присоединятся к ценовому потолку. Россия будет продавать нефть и нефтепродукты только в те государства, которые продолжат работать на рыночных условиях, даже если придется сократить добычу, заверил вице-премьер Александр Новак 4 декабря в эфире «России 24».

Россия не намерена признавать введенный потолок цен на российскую нефть, подтвердил 5 декабря пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Сейчас, по его словам, готовится решение по ответным мерам. Введение потолка цен не повлияет на финансирование специальной военной операции, отметил Песков. При этом такое решение Запада он назвал шагом в сторону дестабилизации мировых энергетических рынков.

Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».

Риски для бюджета

Неопределенность перспектив для бюджета остается достаточно высокой, в частности не ясно, как поведут себя цены на энергоносители и партнеры из дружественных стран, отметил главный аналитик ПСБ Денис Попов. Однако базовый уровень нефтегазовых доходов (8 трлн руб.) в 2023 г. собрать удастся, прогнозирует он. Проектировка бюджета происходила с учетом более неблагоприятной конъюнктуры в 2023 г., что ограничивает риски недовыполнения плана, пояснил эксперт, кроме того, были приняты решения по повышению налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль на следующий год в размере около 1,2 трлн руб. Выполнение или даже перевыполнение плана дополнительных нефтегазовых доходов (они ожидаются в размере 0,9 трлн руб.) возможно в умеренно позитивном сценарии, продолжил Попов. Сверхдоходы возникнут, в случае если российский энергетический сектор покажет успехи в адаптации к новым условиям, цены на нефть окажутся на более высоком уровне, а распространение вторичных санкций будет ограниченным, полагает Попов. В базовом сценарии эксперт допускает формирование небольших нефтегазовых допдоходов на уровне до 500 млрд руб.

В оставшиеся несколько недель этого года введение ценового потолка слабо отразится на российском бюджете, считает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев: основное влияние придется уже на 2023 г. По его словам, экспорт нефти из России в декабре, вероятно, сократится, что приведет к выпадающим доходам бюджета. Количественно оценить в условиях имеющейся информации достаточно трудно, поскольку пока неясен ответ России и способность быстро перестроить логистические цепочки, указал эксперт. Ожидание сокращения экспортных доходов РФ и снижения притока валюты, скорее всего, ослабит рубль, добавил Васильев: в ближайшие недели ожидаемый торговый диапазон составляет 61–65 руб./$.

Для бюджета негативный эффект может иметь ограниченный характер, поскольку любое более-менее ощутимое сокращение поставок будет компенсироваться ростом цен, считает эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Игорь Галактионов. Лишней нефти на рынке нет, подчеркнул он. Точные цифры оценить пока сложно, поскольку остается слишком много неизвестных, добавил эксперт. Если потолок не сработает и цены на нефть резко вырастут, то можно ожидать даже роста доходов, отметил доцент кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Г. В. Плеханова Аяз Алиев. Рубль уже сейчас реагирует ослаблением, к концу года он может выйти на уровни 65–67 руб./$, прогнозирует эксперт.

Введение эмбарго на нефть и нефтепродукты в 2023 г. может привести к снижению экспорта нефти на 1–1,5 млн барр./сутки и нефтепродуктов – на 0,5 млн барр./сутки относительно предыдущего года, оценивает Попов. Добыча нефти, по его прогнозу, может сократиться до 9,6 млн барр./сутки с 10,7 млн барр./сутки. Но в основном все будет зависеть от доступности танкерного флота для перенаправления поставок в Азию, заметил эксперт. Более сильное снижение добычи и экспорта будет требовать замещающих источников покрытия бюджетного дефицита, указал он: также недобор бюджетом ресурсов заметно вырастет, если цены на нефть Urals уйдут заметно ниже $60/барр. Васильев ожидает временного падения добычи нефти, примерно как это было весной 2022 г. (добыча нефти в России тогда падала с 11 млн до 10 млн барр./сутки с последующим восстановлением). Вероятная глобальная рецессия в 2023 г. будет оказывать большее негативное влияние на курс рубля и бюджет, считает эксперт.

Дисконт к Brent

Введение потолка цен на российскую нефть может умеренно негативно повлиять на спрос со стороны азиатских стран, пока не выработаны новые схемы доставки (танкерный флот, страхование, торговое финансирование), полагает Васильев. В этот период, по его мнению, вероятно увеличение дисконта Urals к Brent для покрытия возросших рисков. После выработки новых схем вероятно увеличение спроса со стороны азиатских стран с целью последующей перепродажи в Европу и страны G7, добавил эксперт.

Россия потолку цен следовать не будет, а на время структурной перестройки логистики можно ожидать временного роста дисконта Urals к Brent до $30–35/барр. с текущих $21–22/барр., так как у контрагентов возникают риски попасть под вторичные санкции, считает Попов. К середине 2023 г. дисконт, вероятно, снизится, добавил он. Дисконт Urals к Brent в декабре может оказаться в диапазоне $27–30, ожидает Галактионов. При этом, по его прогнозам, стоимость нефти Brent может подняться в район $95–100. Так что в абсолютном выражении цены на российскую нефть могут даже подрасти, заметил эксперт.

Согласно закону о федеральном бюджете на ближайшие три года доходы в 2022 г. должны составить 27,7 трлн руб., в том числе 11,7 трлн руб. – нефтегазовые, в 2023 г. – 26,1 трлн руб. (8,9 трлн), в 2024 г. – 27,2 трлн руб. (8,7 трлн), в 2025 г. – около 28 трлн руб. (8,5 трлн). При этом базовые нефтегазовые поступления на ближайшие три года определены на уровне 8 трлн руб., таким образом, Минфин запланировал дополнительные доходы от нефти и газа в размере 939 млрд руб. в 2023 г., 656,3 млрд руб. – в 2024 г. и 488,5 млрд руб. – в 2025 г.

Бюджет в этом году и на протяжении следующей трехлетки будет оставаться дефицитным: в 2022 г. – 1,3 трлн руб., 0,9% ВВП, в 2023 г. – 2,9 трлн руб., 2% ВВП, в 2024 г. – 2,2 трлн руб., 1,4% ВВП, в 2025 г. – 1,3 трлн руб., 0,7% ВВП. Доля нефтегазовых поступлений в общем объеме доходов будет постепенно снижаться: c 42,1% по итогам текущего года до 34,2% в 2023 г., 31,8% в 2024 г., 30,3% в 2025 г.

Средняя цена на нефть Urals в 2022 г. ожидается на уровне $80/барр., в 2023 г. – $70,1/барр., в 2024 г. – $67,5/барр., в 2025 г. – $65/барр. Объем добычи нефти в 2022 г. должен составить 515 млн т, в 2023 г. – 490 млн т, в 2024 г. – 495 млн т, в 2025 г. – 505 млн т. Курс доллара будет постепенно укрепляться: c 68,1 руб./$ в 2022 г. до 68,3 руб./$ в 2023 г., 70,9 руб./$ в 2024 г., 72,2 руб./$ в 2025 г.

В Основных направлениях налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики на 2023–2025 гг. Минфин представил сценарный анализ нефтегазовых доходов бюджета, исходя из стоимости Urals и объемов добычи. Так, при самом негативном сценарии, который предполагает падение цены до $30 и добычи – до 7 млн барр./сутки, нефтегазовые поступления составят 2,9 трлн руб. Самый позитивный предусматривает рост стоимости Urals до $100 и добычи – до 11 млн барр./cутки, в результате чего нефтегазовые доходы достигнут 12,9 трлн руб.

Средняя цена на нефть Urals в январе – ноябре 2022 г. составила $78,32/барр. против $68,66/барр. в январе – ноябре 2021 г., следует из данных Минфина. При этом в ноябре средняя цена сложилась в размере $66,47/барр., что в 1,19 раза ниже, чем в аналогичном периоде годом ранее ($79,68/барр.).

В понедельник, 5 декабря, февральские фьючерсы на нефть марки Brent торговались в диапазоне $85,6–88,5/барр.