ФАС до весны внесет в кабмин законопроект о регулировании цен монополий

Новая версия документа уже прошла все необходимые стадии согласования
Транспортная отрасль в обновленном законопроекте более не фигурирует, но в ФАС заверили, что ж/д перевозки все равно подпадут под регулирование
Транспортная отрасль в обновленном законопроекте более не фигурирует, но в ФАС заверили, что ж/д перевозки все равно подпадут под регулирование / Андрей Гордеев / Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возобновила обсуждение с рынком законопроекта «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)», работу над которым ведомство ведет уже четыре года. Новая версия документа, а также замечания бизнеса и реакция ведомства представлены в письме замглавы службы Сергея Пузыревского членам рабочей группы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 9 ноября 2022 г. (есть у «Ведомостей»). Законопроект посвящен установлению тарифов естественных монополий по универсальным правилам.

Госрегулирование цен должно осуществляться в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с отходами производства и потребления, газоснабжения, а также на продукцию ядерно-топливного цикла, следует из текста законопроекта. Перечень тарифов, подлежащих регулированию, устанавливается отраслевыми законами. Ранее в списке регулируемых сфер отдельно был обозначен транспорт. Представитель ФАС уточнил «Ведомостям», что действие законопроекта распространяется также на сферы естественных монополий, к которым относится транспорт, а именно – услуги в портах, аэропортах, железнодорожные перевозки.

Служба, по его словам, провела работу по актуализации позиции федеральных органов исполнительной власти, документ прошел все необходимые стадии согласования. Документ также прошел процедуру оценки регулирующего воздействия, в рамках которой рассмотрены замечания и предложения бизнес-сообщества, добавил он. Антимонопольная служба планирует внести законопроект в правительство до 1 марта 2023 г., отметил представитель ведомства.

Установление цен осуществляется одним из четырех методов: сравнения аналогов (эталонных расходов, которые определяются исходя из среднего уровня операционных затрат компаний на осуществление деятельности), индексации, экономически обоснованных затрат, обеспечения доходности инвестированного капитала, следует из текста законопроекта. При этом тарифы могут устанавливаться и иными способами, указанными в отраслевых законах. Порядок выбора метода утверждает правительство, следует из документа. В версии 2019 г. в приоритет ставился именно метод эталонных затрат, что вызвало критику со стороны бизнеса из-за финансовых рисков.

Предельные (максимальные или минимальные цены) ежегодно устанавливает правительство или федеральный орган регулирования с учетом параметров прогнозов социально-экономического развития на среднесрочный и долгосрочный периоды, говорится в обновленном законопроекте. Цены на товары и услуги в субъектах устанавливают региональные органы регулирования в пределах значений, установленных регулятором. При этом в версии законопроекта 2019 г. предлагалось, чтобы тарифы устанавливал федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования цен (согласно законодательству, это ФАС) и его региональные отделения.

Регулирование из другого мира

Первую версию проекта закона ведомство представило еще в 2018 г. В конце января 2019 г. исполняющий тогда обязанности руководителя ФАС Игорь Артемьев публично представил доработанный и согласованный с Минэкономразвития законопроект о тарифном регулировании. В ходе его подготовки ФАС учла многие замечания и предложения бизнеса, в том числе членов РСПП, отмечал он. Артемьев объяснял цель разработки этого законопроекта тем, что назрела необходимость создания единых, четких и понятных правил тарифного регулирования взамен действующей сотни нормативных актов в этой сфере. При этом документ так и не был внесен в Госдуму. К обсуждению законопроекта власти вернулись летом прошлого года после того, как первый вице-премьер Андрей Белоусов утвердил концепцию внедрения механизмов тарифообразования. «Известия» со ссылкой на источники писали, что прошлым летом ФАС направила актуализированный законопроект в Минэкономразвития и в правительство.

ФАС готова доработать отдельные положения законопроекта после его принятия в первом чтении Госдумой с учетом позиций органов власти, представителей бизнес-сообщества и экспертов, говорится в комментариях ведомства в ответ на замечания объединения работодателей электроэнергетики «Эра России». В комментариях сказано, что, согласно концепции, утвержденной первым вице-премьером в июне 2021 г., законопроект определен как рамочный документ, задающий общие ориентиры в сфере тарифного регулирования, а расчет конкретных статей затрат будет определен в подзаконных актах.

Представители правительства Минэнерго перенаправили запросы в ФАС. «Ведомости» направили запрос в Минэкономразвития.

«Сегодня компании не знают, каким будет тариф, например, через 3–4 года. В случае принятия закона тарифы могут стать долгосрочными. Законопроект предоставит возможность осуществлять инвестпланирование для стратегического развития», – сообщил представитель ФАС. Его принятие позволит объединить тарифное регулирование различных сфер на принципах долгосрочности и прозрачности регулирования и не повлечет массовой отмены действующих отраслевых законов, указал собеседник.

Благодаря включению в законопроект норм о сохранении отраслевой специфики – т. е. норм, регулируемых в частности законодательством об электроэнергетике, многие принципиальные замечания ушли, отметил представитель Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний. По его словам, замечания по-прежнему сохраняются, но они носят скорее редакционный характер.

«Ведомости» направили запрос в крупнейшие энергетические компании – «Газпром энергохолдинг», «Русгидро», «Россети», «Интер РАО», «Т плюс», а также в ассоциации – «Сообщество потребителей энергии», «Совет производителей энергии», «Совет рынка», РСПП.

Прозрачные тарифы

Речь фактически идет об ужесточении контроля над тарифообразованием со стороны государства, которое должно привести к повышению прозрачности установления цен и исключению рисков завышения тарифов участниками рынка, отмечает управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт. Дисбаланса в части соблюдения интересов и потребителей, и поставщиков законопроект внести не может, считает юрист. При этом сам факт введения таких показателей, как необходимая валовая выручка, – т. е. экономически обоснованного объема средств, необходимого поставщику для осуществления своей деятельности, судя по всему, оценивается рынком как риск возникновения убытков, добавляет Иккерт.

Законодательные основы тарифного регулирования в неконкурентных сферах экономики нужны давно, отмечает заведующий кафедрой конкурентного права РАНХиГС Андрей Тенишев. Сейчас установление цен осуществляется на основании подзаконных нормативных актов, а единых правил и принципов нет, напомнил Тенишев. Закон позволит перекрыть многие лазейки, существующие в формировании тарифов, добавил он: при этом важно соблюсти баланс интересов монополий – значимой части экономики – и потребителей их услуг – это весь бизнес и население. «Законопроект до сих пор не принят, потому что монополии не хотят прозрачного регулирования тарифов, а ведь это десятки триллионов рублей, которые население и бизнес платят за услуги ЖКХ, транспортировку нефти и газа, перевозки РЖД, услуги аэропортов, которые включаются в цену билета», – отметил он. От грамотной тарифной политики зависит состояние экономики и благосостояние населения, добавил Тенишев.

Долгосрочные периоды планирования от трех и от пяти лет, на которые устанавливаются регулируемые тарифы с учетом необходимой валовой выручки, могут существенно ограничивать реализацию инвестиционных проектов, полагает Иккерт. Это связано не столько с долгосрочным развитием и модернизацией сетей, износ которых в ряде регионов может превышать 75%, сколько с расходами на ремонт, добавляет эксперт.

В подготовке статьи участвовала Ксения Потаева