Игорь Сечин оценил потенциал российско-китайского сотрудничества в энергетике
Одним из наиболее перспективных направлений является газовая сфераРоссийские энергокомпании в рамках поворота России на восток готовы представить партнерам из Китая предложения по всем ключевым направлениям – по газу, нефти, углю, электричеству, атому и др. Об этом заявил главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин на IV Российско-китайском энергетическом бизнес-форуме, который состоялся 29 ноября в Москве.
«Роснефть» совместно с Sinopec уже добывает нефть в Удмуртии и ведет подготовку к обустройству Северо-Венинского газоконденсатного месторождения на шельфе Сахалина. С компанией Beijing Gas «Роснефть» осваивает Верхнечонское месторождение в Восточной Сибири.
По результатам 2021 г. Китай стал основным торговым партнером России, отметил Сечин. При этом за 10 месяцев 2022 г. товарооборот двух стран вырос на 33% в годовом выражении и достиг $153,9 млрд, а по итогам года может достигнуть рекордных $180 млрд, добавил он. В результате объем торгов юанем на Мосбирже вырос с начала 2022 г. в 45 раз и достиг 90 млрд руб. в день в октябре.
Также «Роснефть» разместила облигации на сумму 15 млрд юаней, что стало крупнейшим корпоративным размещением на российском рынке за всю историю.
Сечин отметил, что «Роснефть» выступает за интегральное сотрудничество с китайскими компаниями по всей технологической цепочке, причем такое сотрудничество предполагает в том числе обмен долями и создание совместных предприятий. По словам Сечина, «Роснефть» является основным поставщиком российской нефти в Китай – топливо компании обеспечивает около 7% потребности страны в сырье. В целом за 10 месяцев 2022 г. российские компании увеличили экспорт нефти в КНР на 9,5% почти до 72 млн т, отметил глава компании.
Сотрудничество России и Китая в сфере поставок энергоресурсов активно развивалось до начала СВО на Украине. Поставки нефти в Китай преимущественно идут по нефтепроводу Восточная Сибирь – Тихий океан (запущен в 2009 г., мощность до 80 млн т в год) – через порт Козьмино и отвод Сковородино – Мохэ. Также экспорт осуществляется транзитом через Казахстан и танкерами из других морских портов.
Одним из наиболее перспективных направлений сотрудничества Сечин назвал газовую сферу. Он напомнил, что к 2040 г. ожидается рост потребления газа в Китае почти вдвое до 660 млрд куб. м в год при нынешних 380 млрд куб. м. Сечин отметил, что возможности ресурсной базы России значительно превышают эти объемы: только запасы газа «Роснефти» в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, которые потенциально можно экспортировать в Китай, превышают 2 трлн куб. м. Поставки сжиженного природного газа (СПГ) в страну сейчас небольшие, но компании могут их нарастить до уровня, сопоставимого с экспортом по газопроводам, добавил он. Общая мощность действующих и проектируемых трубопроводных проектов в Китай – около 100 млрд куб. м газа в год, или 27% потребления топлива в этой стране.
Сейчас поставки газа в Китай ведутся по запущенному в 2019 г. газопроводу «Сила Сибири» (проектная мощность – 38 млрд куб. м в год, экспорт в 2021 г. – 10,39 млрд куб. м). В начале февраля 2022 г. «Газпром» и китайская CNPC подписали контракт на поставку трубопроводного газа в Китай по дальневосточному маршруту в объеме 10 млрд куб. м в год. Продолжаются переговоры по проекту газопровода «Сила Сибири – 2» (до 50 млрд куб. м в год). Также Россия поставляет в Китай СПГ, в основном с проекта «Новатэка» «Ямал СПГ», акционерами которого являются китайская CNPC (20%) и Фонд Шелкового пути (9,9%).
После начала СВО на Украине западные страны стали отказываться от российской нефти. США и Великобритания еще в марте ввели эмбарго на поставки нефти из России. Затем к ограничениям присоединился и Евросоюз (ЕС): запрет на импорт российской нефти начнет действовать с 5 декабря, нефтепродуктов – с 5 февраля 2023 г. Российские компании перенаправили поставки в страны Азии, в основном в Индию и Китай. Одновременно планируется ввести потолок цен на нефть из РФ – такое решение приняли страны ЕС и «большой семерки» (G7, входят Великобритания, Германия, Италия, США, Канада, Франция, Япония). Уровень потолка пока не согласован, но большинство государств выступает за $65–70/барр.
Глава комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин отметил, что основное направление в экономическом сотрудничестве России и Китая – сфера энергетики. Сечин, как секретарь президентской комиссии по топливно-энергетическому комплексу, много лет возглавляет диалог России и Китая по энергетике и ему удалось наладить конструктивные взаимоотношения с ключевыми китайскими партнерами, добавляет Делягин. Результатом этого стал прорыв в развитии российско-китайского энергетического сотрудничества, отмечает генеральный директор «ИнфоТЭК терминала» Рустам Танкаев. Примером такого сотрудничества могут служить СП «Роснефти» с китайскими Beijing gas (ВЧНГ) и Sinopec («Удмуртнефть»), отмечает он. Энергетика также стала базовой отраслью для роста товарооборота РФ и КНР, уточняет Танкаев.
Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин напомнил, что, согласно программе развития производства СПГ в России, к 2030 г. мощности российских заводов должны превысить 100 млн т в год. В ближайшие годы планируется запустить заводы «Арктик СПГ – 2» мощностью 18 млн т в год, СПГ-проект «Газпрома» в Усть-Луге (Ленинградская обл.) мощностью 19,5 млн т в год, позднее – «Дальневосточный СПГ» (до 16 млн т) и «Якутский СПГ» (до 18 млн т). Гришунин отметил, что китайские компании, вероятно, примут участие во всех перспективных проектах по производству СПГ и большая часть объемов их продукции будет поставляться в Китай. О возможности поставок СПГ в Китай из Усть-Луги в ходе выступления на форуме 29 ноября заявили вице-премьер РФ Александр Новак и зампредседателя правления «Газпрома» Елена Бурмистрова.
Эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Игорь Галактионов обратил внимание, что рост поставок СПГ будет зависеть от того, удастся ли заместить импортные технологии по крупнотоннажному сжижению газа. Также, по мнению Гришунина, велика вероятность более раннего начала строительства газопровода «Сила Сибири – 2», потому что в России и Китае растет понимание важности беспрепятственных поставок газа вне зависимости от геополитической конъюнктуры.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что китайская сторона в принципе заинтересована в росте поставок нефти из РФ с дисконтом к Brent (осенью 2022 г. он составляет примерно $25/барр. – «Ведомости»), но пока не известно, готовы ли российские компании давать такие скидки в долгосрочной перспективе. Затрудняют переговоры и антиковидные ограничения в Китае, из-за которых страна неравномерно потребляет нефть в 2022 г.