Россия скрыла своих финансовых партнеров от ОЭСР

Москва перестала делиться данными о странах, с которыми обменивалась налоговой информацией
Предполагалось, что Россия станет участницей ОЭСР и одобрит Единый глобальный стандарт по обмену налоговой информацией, но после введения международных санкций в 2014 г. переговоры о вступлении России в организацию были приостановлены/ Максим Стулов / Ведомости

Россия стала единственной страной, которая не сообщила информацию о числе и составе стран, с которыми она вела обмен налоговой и банковской информацией в 2021 г. в рамках Стандарта автоматического обмена информацией (Common Reporting Standard, CRS) с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Об этом говорится в ежегодном докладе ОЭСР, опубликованном 9 ноября 2022 г. Россия присоединилась к CRS с 1 января 2018 г. и тогда же начала делиться своей информацией с налоговыми органами в других странах. По данным ОЭСР, в 2018 г. обмен у России был налажен с 50 другими государствами, к 2020 г. их число выросло до 69.

Стандарт CRS был одобрен еще в 2014 г., внедрить его обязалось около 100 стран. Почти все они обязательства выполнили, указывала ОЭСР в 2019 г. Не присоединились к механизму США, которые еще в 2010 г. приняли собственный закон «О налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA).

Согласно стандарту CRS, банки, брокеры и страховые компании в странах – участниках этой системы обязаны предоставлять информацию о счетах своих клиентов в национальные налоговые органы, которые, в свою очередь, передают эту информацию налоговым структурам в странах-партнерах. Если страна отказалась от автоматического предоставления своей налоговой информации другим странам по CRS (Великобритания и Швейцария отказались предоставлять информацию России), она может делиться этой информацией по запросу.

Система CRS позволяет государствам-участникам отслеживать и предупреждать возникновение трансграничных схем по уклонению от налогов. Как следует из доклада ОЭСР, благодаря CRS за последние годы налоговыми органами было выявлено и получено дополнительно более 114 млрд евро в виде налогов, штрафов и пени. Всего система охватывает более 111 млн счетов физических и юридических лиц, общая сумма на которых превышает 11 трлн евро. В рамках международных налоговых расследований только в 2021 г. налоговые органы направили более 25 000 запросов на информацию о счетах, указывают в ОЭСР.

Ранее предполагалось, что Россия станет участницей ОЭСР и одобрит Единый глобальный стандарт по обмену налоговой информацией, напомнил исполнительный директор МЭФ Legal Александр Радуцкий. Но после введения международных санкций в 2014 г. переговоры о вступлении России в организацию были приостановлены. Решение ограничить обмен информацией с российской стороны в данном случае является ответной мерой на отказ обмениваться информацией с Россией, полагает Радуцкий. Как и ранее, не обмениваются информацией с Россией Канада и Великобритания вместе с островными юрисдикциями Гернси, Джерси и Мэн, но после весенних санкций о планах приостановить сотрудничество объявили Австрия, Германия, Латвия, Литва, Словакия, Словения и Эстония. А 16 сентября кабинет министров Швейцарии поддержал резолюцию парламента и решил временно прекратить обмен налоговой информацией с Россией.

95 млрд евро

Дополнительных налоговых сборов, штрафов и пени за 2009–2019 гг. удалось собрать в бюджеты стран G20 благодаря автообмену данными. Налоговые органы стран – участниц CRS получили информацию об офшорных активах около 500 000 человек и организаций, следует из информации ОЭСР. Практика обмена налоговой информацией привела к общему снижению популярности трансграничных налоговых схем, во многом за счет этого суммы нерезидентов (получают налогооблагаемые доходы в одной стране, но постоянно проживают в другой) на счетах зарубежных юрисдикций сократились на $551 млрд с 2009 г., хотя еще в 2008 г. это значение оценивалось в $1,6 трлн.

Взаимный отказ обмениваться налоговой информацией имеет следующие последствия, продолжил Радуцкий. Во-первых, возрастет административная нагрузка на налогоплательщиков в связи с необходимостью собирать и предоставлять ФНС отчетность (например, предоставлять страновые отчеты, отчитываться за открытые счета и т. п.). Во-вторых, может возрасти налоговая нагрузка, поскольку как российские, так и зарубежные налоговые органы при исчислении сумм налогов могут отказывать в применении льгот и зачете сумм налогов, которые были уплачены за границей. То есть может возникнуть двойное налогообложение доходов, для избежания которого в том числе и был организован обмен налоговыми данными, объясняет эксперт.

Вероятно, для ФНС трудоемкость обработки информации также увеличится, ведь вместо автоматического обмена их получение и предоставление будет осуществляться по запросу. Хотя ФНС и сможет получать данные из открытых источников (например, реестров бенефициаров, директоров и акционеров в различных юрисдикциях), выявлять незадекларированные доходы или незаконные валютные операции станет сложнее, резюмировал Радуцкий.

Сам факт отсутствия в докладе ОЭСР информации о числе и составе стран, с которыми Россия ведет обмен налоговой и банковской информацией, не должен отразиться на финансовой системе России и ее экономике, обмен информацией с заинтересованными в этом странами продолжается, указывает партнер департамента налогового и юридического консультирования Kept Донат Подниек. Данная ситуация обусловлена тем, что в марте 2022 г. ОЭСР в одностороннем порядке приняла решение о прекращении участия России в органах ОЭСР, считает эксперт.

Само по себе отсутствие информации о России в докладе ОЭСР не влечет за собой серьезных последствий, однако сохраняется тенденция, в рамках которой некоторые страны заявили, что не будут осуществлять автоматический обмен данными с Россией – так, например, сделала Швейцария, напоминает Подниек. Это может создать трудности для россиян, имеющих счета в швейцарских банках, а также усложнить российским налоговым органам процесс выявления доходов, с которых налог в РФ не уплачен, поясняет он.

В середине сентября 2022 г. власти Швейцарии объявили о временной приостановке обмена налоговой информацией с Россией, а позднее, в начале октября, ФНС опубликовала проект приказа об утверждении перечня стран, с которыми осуществляется автообмен этой информацией, Швейцарии в этом перечне не было. По состоянию на март 2022 г. в швейцарских банках хранилось более $200 млрд средств российских вкладчиков, что на тот момент составляло около 4% от общего объема их активов, сообщала Ассоциация швейцарских банкиров (SBA).