В ОЭСР сообщили о падении реальных доходов в Европе
Венгрия стала единственной страной ЕС, где этот показатель выросСтоимость рабочей силы в еврозоне выросла на 4% в III квартале 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в своем ноябрьском докладе. При этом, по оценке института, реальные доходы населения в III квартале снизились в среднем на 3,5% в Европе по сравнению с прошлым годом. Наиболее резкое снижение зафиксировано в Чехии (8,94%), Словении (8,57%), Эстонии (8,03%) и Литве (7,49%). Единственной европейской страной, где наблюдался рост реальных доходов населения, стала Венгрия – там он составил 2,54% за III квартал.
Рост номинальных зарплат наблюдается на уровне выше 10% в центрально- и восточноевропейских экономиках, пишут эксперты ОЭСР, не уточняя, какие конкретно экономики продемонстрировали улучшение этого показателя.
Высокие темпы повышения зарплат одновременно со снижением реальных доходов эксперты ОЭСР называют одним из признаков «плотного закрепления инфляционного роста», превышающего целевые показатели. Инфляция в еврозоне по итогам 2022 г. составит 8,3%, 6,8% – по итогам 2023 г. и 3,4% – по итогам 2024 г., прогнозируют в ОЭСР.
Растущие затраты на трудовые ресурсы приводят к сильному увеличению издержек многих компаний в развитых экономиках, добавляют эксперты ОЭСР. Ранее Евростат сообщал, что в III квартале число заявлений на банкротство увеличилось на 16,3% по сравнению со II кварталом, что стало пятым подряд кварталом, когда этот показатель рос.
Инфляция в Европе осенью продолжала обновлять рекорды. В октябре годовой рост цен превысил 10,7%, следует из предварительных данных Евростата, опубликованных 31 октября. Согласно оценкам статистической службы, больше всего выросли цены на электроэнергию (41,9% против 40,7% в сентябре), продукты питания, табак и алкоголь (13,1% против 11,8%), неэнергетическую промышленную продукцию (6% против 5,5%) и услуги (4,4% против 4,3%).
Наибольшие показатели инфляции за октябрь Евростат ожидал от Эстонии (22,4%), Литвы (22,0%) и Латвии (21,8%) – ранее, в сентябре, эти три страны демонстрировали инфляцию в 22,0–24,1%. Самая низкая по еврозоне инфляция ожидается во Франции (7,1% против 6,2% в сентябре), Испании (7,3% против 9,0%), на Мальте (7,5% против 7,0%) и в Финляндии (8,3% против 7,9%). Германия, крупнейшая европейская экономика, по итогам октября продемонстрирует годовую инфляцию в 11,6% после 10,9% в сентябре, ожидают в Евростате.
Но, несмотря на разгон инфляции, рынок труда в целом в ЕС пока остается довольно стабильным. Как ранее сообщал «Ведомостям» представитель Еврокомиссии (ЕК), занятость продолжает демонстрировать рекордный рост и рекордно низкие показатели безработицы – 6% от всего трудоспособного населения по состоянию на август. Во многом положительная динамика связана с еще не завершившимся постпандемийным восстановительным ростом европейской экономики, пояснил он. «Мы ожидаем, что по итогам III квартала 2022 г. показатели занятости продемонстрируют небольшое увеличение. Во многом это будет связано с сильным повышением занятости в восстанавливающемся секторе услуг. Компании в этом секторе, а также в индустрии и строительстве испытывали существенный недостаток рабочей силы, а сейчас они предлагают большое количество вакансий», – заявил представитель ЕК. Эксперты называли эту динамику «инерцией постковидного восстановления».
Снижение продолжится
Инфляция начала оказывать ощутимое давление на реальные доходы населения еще с пандемийных 2020–2021 годах, напомнила ведущий эксперт направления «Экономика и социальное развитие» ЦСР Елена Хейфец. Сейчас нарушение цепочек поставок вкупе с продовольственным и энергетическим кризисами, а также последствиями антироссийских санкций создают инфляционные условия, при которых падение реальных доходов не могут остановить даже меры европейских государств по компенсации энергопотребления, считает эксперт. В связи с этим стоит ожидать и дальнейшего снижения доходов в европейских странах ниже 3,5% на фоне растущих номинальных зарплат.
Нельзя однозначно утверждать, что падение доходов населения в результате инфляционного давления является ключевым стимулом к повышению расходов компаний на рабочую силу, сомневается Хейфец. Во многом это вызвано комплексными изменениями, в том числе и влиянием пандемии на здоровье населения трудоспособного возраста в 2020–2021 гг., – в частности, в тех странах с высокими показателями заболеваемости и смертности от COVID-19, указывает она. Эксперты ОЭСР отмечают, что для таких стран в наибольшей степени характерно «некоторое снижение показателей участия в рабочей силе по сравнению с допандемийными значениями».
Роль стоимости рабочей силы как ключевой причиной роста числа банкротств в Европе в III квартале 2022 г. весьма спорная, сомневается Хейфец. Во многом рост показателя обусловлен в целом «турбулентностью» мировой экономики и неспособностью компаний своевременно адаптироваться к текущим условиям энергетических рынков и рынков ресурсов, полагает эксперт. В целом в текущих реалиях компании могут использовать механизмы, широко используемые во время пандемии, которые позволили работодателям оптимизировать издержки на ФОТ, добавляет эксперт.
Доля всех рабочих мест в еврозоне, которые оставались вакантными во II квартале 2022 г., составила 3,2%, при этом безработица оставалась на уровне 6,6% – эти показатели демонстрируют гораздо лучшее состояние рынка труда, чем в среднем по 2011–2019 гг., тогда доля вакантных рабочих мест в среднем по еврозоне составляла 1,7%, а уровень безработицы – 10,1%, указывают в ОЭСР. Эксперты организации уверены, что темпы роста безработицы будут демонстрировать рост в ближайшем будущем, а число вакантных рабочих мест будет сокращаться в условиях растущего числа банкротств компаний и ускоряющейся инфляции.
Стоит ожидать, что уровень зарплат в Европе будет снижаться до конца года и в 2023 г., полагает научный руководитель факультета международных экономических отношений Финансового университета Александр Ильинский. Растущие издержки компаний в связи с ценовой динамикой на энергетическом рынке приводят к значительному снижению доходов компаний, а растущие ставки центробанков делают крайне сложным процесс получения дополнительных средств – в результате потенциал для роста номинальных зарплат европейцев или для создания свободных рабочих мест максимально сжимается, поясняет эксперт.
Инфляционное давление тем временем не ослабевает, ЕЦБ не может пойти на резкое повышение ставок, как ФРС, потому что тогда возрастают риски глубоких кризисных явлений в странах, госдолг которых составляет более 100% ВВП (Франция, Греция, Италия, Испания), отмечает он. В итоге инфляция продолжает ускоряться и даже нынешний рост номинальных заработных плат не поспевает за ней – в результате наблюдается сокращение реальных доходов населения, это сокращение может резко ускориться при снижении номинальных зарплат, полагает Ильинский. До тех пор пока инфляция будет сохраняться на уровне более 10% и для компаний, соответственно, будут расти издержки на ресурсы, число банкротств будет расти – стоимость рабочей силы здесь не будет оказывать настолько же сильного влияния, считает эксперт.