Минфин планирует донастройку налоговых льгот для бизнеса в начале 2023 года

Речи об отмене преференций не идет, уточнил замминистра финансов Алексей Сазанов
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Минфин планирует представить в правительство предложения по совершенствованию инвестиционных налоговых льгот для бизнеса, сообщил замминистра финансов Алексей Сазанов, выступая на семинаре Kept «Новая система оценки эффективности инвестиционных налоговых льгот». Такая работа, по его словам, будет проводиться начиная с I квартала 2023 г. Вопрос касается не конкретных отраслей, а объема преференций, который не должен превышать инвестиции, пояснил «Ведомостям» Сазанов. Отмена каких-либо налоговых льгот не рассматривается, отметил он.

Сейчас налоговые расходы бюджета на инвестиционные льготы оцениваются в 2,4 трлн руб., из них порядка 2 трлн руб. приходится на нефтегазовую отрасль, 400 млрд руб. – на прочие сектора экономики, рассказал Сазанов. Задачу оценить, как работают льготы, стимулируют ли они налогоплательщиков к новым инвестициям, Минфин поставил еще в 2020 г., напомнил он. Для этого совместно с ФНС была разработана аналитическая система «Эффективность льгот».

По каждому налогоплательщику в систему подгружаются финансово-экономические показатели за предыдущие пять лет, а также налоговые расходы, которые понесло государство в виде предоставленных льгот, рассказал Сазанов на семинаре, затем показатели налогоплательщика сравниваются со среднеотраслевыми. Если они ниже – значит, предоставленные ему преференции не искажают конкурентное поле и льгота пошла на пользу, отметил он.

Когда показатели превышают среднеотраслевые по уровню рентабельности активов или по операционной рентабельности, проводится анализ, на что пошли средства: был ли прирост фонда оплаты труда, инвестиций на НИОКР либо просто сверхдоходы потрачены на свои цели и государство от предоставленной льготы не получило ничего, добавил замминистра. На основании этой оценки происходит деление налогоплательщиков на «зеленых» и «красных» по каждому виду льгот и по отраслям. «Мы для себя таким образом определяем, где есть отрасли экономики, в которых льготы работают не так, как нужно», – указал Сазанов. Если число «красных» преобладает над «зелеными», Минфин проводит анализ причин и готовит соответствующие предложения по донастройке того или иного преференциального режима, добавил замминистра.

В текущих условиях крайне важна работа по донастройке налоговых стимулов и повышению их эффективности, сообщил «Ведомостям» представитель РСПП. Вместе с тем дискуссия должна вестись максимально публично, с участием бизнеса, отметил он. Любые ужесточения и ограничения в рамках совершенствования системы налоговых стимулов не должны распространяться на уже реализуемые проекты, считает собеседник. Кроме того, меры стимулирования должны быть адекватны новым вызовам и задачам, например предусматривать поддержку реинжиниринга, добавил он.

Разнообразие льгот

Сейчас используется большое количество всевозможных стимулов, в том числе региональные инвестпроекты, соглашения о защите капвложений, особые экономические зоны и спецстатусы, индивидуальные соглашения с региональными правительствами, напомнила ассоциированный партнер МЭФ Legal Анна Зеленская. Инвестльготы крайне важны для крупного бизнеса, поскольку они обеспечивают эффективность и окупаемость проекта, отметила она, при планировании значительных инвестиций они обычно рассматриваются и учитываются задолго до запуска. По ее мнению, бизнес наиболее заинтересован в таких инвестльготах, как стабилизационная налоговая оговорка, которая обеспечивает неизменность налогообложения на протяжении всей жизни проекта, и компенсации за инфраструктурные вложения. При настройке механизма налоговых льгот будут тщательно учтены отраслевые аспекты с учетом ситуации в конкретных отраслях, надеется Зеленская.

Уточнение существующих налоговых льгот, в том числе для участников СПИКов, региональных инвестпроектов, резидентов ТОСЭР, Арктической зоны, обсуждалось не раз в 2022 г., включая инициативы по гармонизации всех мер поддержки, повышению их эффективности и устранению неоднозначного толкования, отметил партнер Б1 Александр Чижов. Вопрос доработки льготных режимов требует деликатного подхода, так как один из основных негативных факторов, который ранее неоднократно отмечался представителями рынка, – нестабильность: постоянные изменения законодательства в части налоговых льгот, уточнение условий применения и, что больше пугает инвесторов, отмена льгот, указал он. Главное – чтобы законодатель учел обратную связь, так как востребованность инвестиционных мер поддержки доказана на практике и становится еще более актуальной в текущих реалиях экономики, заключил эксперт.