Английская экономика уже вошла в рецессию
Застой продлится не больше двух лет, считают экспертыЭкономика Великобритании находится в состоянии рецессии, заявил министр финансов королевства Джереми Хант в четверг во время своего выступления в палате общин. Его слова передает Bloomberg. При этом по итогам 2022 г. рост британской экономики составит 4,2%, утверждает министр. Уже в 2023 г. ее ждет падение на 1,4% и возвращение к росту на 1,3 и 2,6% в 2024 и 2025 гг. соответственно.
Хант ожидает инфляцию на уровне 9,1% по итогам 2022 г. и 7,4% по итогам 2023 г. Причиной рекордной за последние 40 лет инфляции в стране министр назвал внешнеполитические условия, в том числе рост цен на топливо в связи с сокращением поставок из России. Уровень безработицы, по его словам, вырастет с 3,6% в 2022 г. до 4,9% в 2023 г.
В ходе выступления Хант изложил предложения по повышению налогов и сокращению бюджетных расходов на 55 млрд фунтов. Также планируется увеличить налоги на дивиденды и на дополнительные доходы для нефтяных и газовых компаний. Министр финансов Великобритании заявил и о снижении планки для взимания максимальной ставки подоходного налога в 45% со 150 000 до 125 000 фунтов стерлингов в год.
Официально рецессией признается отрицательная динамика ВВП два квартала подряд и в III квартале экономика Великобритании сократилась на 0,2%, а последний квартал этого года и первые кварталы 2023 г. только укрепят эту тенденцию, указывает управляющий директор «Газпромбанк Private Banking» Егор Сусин.
В целом с учетом текущей экономической динамики падение ВВП Великобритании в октябре – декабре вряд ли станет резким, но уже в 2023 г. можно ожидать, что оно достигнет отметки -1% за квартал, говорит ведущий эксперт института «Центр развития» НИУ ВШЭ Сергей Пухов.
Ранее Банк Англии прогнозировал начало рецессии в III квартале 2022 г. и ожидал, что она продлится два года – до 2024 г. Это представляется вполне реалистичными ожиданиями, сказал Сусин. Различные риски, например ослабление фунта к доллару и рост цен на энергоносители из-за взрывов на «Северном потоке», говорят об ухудшении ситуации в английской экономике до конца 2024 г., уверен эксперт. И повышение налогов, и снижение бюджетных расходов указывают на то, что бюджет будет не столько стимулировать рост, сколько поддерживать наиболее уязвимые слои населения в условиях высокой инфляции, добавляет он. Не стоит ожидать, что рецессия будет очень длительной: текущие шоки в английской экономике, в том числе на рынке энергоносителей, имеют скорее краткосрочный и среднесрочный характер, полагает Сусин.
До 125 000 фунтов стерлингов в год
снизилась планка для взимания максимальной ставки подоходного налога в 45%, заявил Министр финансов Великобритании
В своем прогнозе о продолжительности рецессии Банк Англии, вероятнее всего, «перестраховывается», закладывает более долгий спад, чем может быть на самом деле, считает Пухов. Это может быть связано с тем, что регулятор закладывает в прогноз возможное поднятие ставки в 2022–2023 гг. до 4–6%, что неминуемо приведет к падению спроса в экономике, поясняет эксперт. Ставка в 3% слишком низка, чтобы повлиять на инфляцию в 11,1%, добавляет он.
Основными причинами рецессии для Великобритании являются риски роста инфляции и падение уровня жизни, указывает Сусин. Еще по апрельским оценкам британского Центра экономических и деловых исследований, по итогам 2022 г. реальные располагаемые доходы английских домохозяйств упадут на 3% по сравнению с началом года, что станет рекордом с 1950-х гг., а уровень безработицы вырастет до 4,6%.
Еще одним признаком рецессии стало сокращение потребления и, соответственно, розничных продаж, которое наблюдалось на протяжении всего 2022 года, отмечает Пухов. С января по июнь текущего года месячная динамика розничных продаж колебалась между 0% и -0,9%, а в положительную зону она вошла только в июле на отметке 0,1%, после чего провалилась до -1,7% в августе и -1,4% в сентябре. С ростом рецессионных рисков – не только для Великобритании, но для многих других развитых стран – связано снижение индексов PMI (значения ниже 50% свидетельствуют о снижении активности бизнеса), указывает эксперт. В октябре PMI в королевстве резко упал до 46,2% с 48,4% в сентябре, то же можно наблюдать и в еврозоне, показавшей 46,4% в октябре после 48,4% в сентябре.
Также большие риски несет рост цен на энергоносители – они вносят большой вклад в инфляцию, даже несмотря на субсидии на электропотребление, которые английские власти выделяли населению, уверен Сусин. В июле Великобритания приняла решение выплачивать по 400 фунтов каждому домохозяйству и дополнительно 650 фунтов – социально незащищенным семьям. «Даже при этом тарифы на электроэнергию только за последний месяц выросли почти на 25% – безусловно, это будет и дальше сокращать реальные доходы населения, провоцировать снижение потребительской активности», – оценивает эксперт. Рост процентных ставок тоже будет сдерживать инвестиционную активность и экономический рост, заключает он.