Кабмин предложил перераспределить 1,9 трлн в бюджете на 2023–2025 годы

Всего в правительстве подготовили более 500 поправок
В думском комитете по бюджету, которым руководит Андрей Макаров, уже начали рассматривать поправки ко второму чтению главного финансового закона страны, составленные под руководством Антона Силуанова и Михаила Мишустина (на фото слева направо)
В думском комитете по бюджету, которым руководит Андрей Макаров, уже начали рассматривать поправки ко второму чтению главного финансового закона страны, составленные под руководством Антона Силуанова и Михаила Мишустина (на фото слева направо) / Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Комитет Госдумы по бюджету и налогам в понедельник начал рассматривать поправки ко второму чтению проекта федерального бюджета на следующие три года. Большую часть из них подготовило правительство – в общей сложности 577. 520 из них предусматривают перераспределение 1,9 трлн руб.: 750 млрд – в 2023 г., 650 млрд – в 2024 г., 500 млрд – в 2025 г., следует из поправок кабмина (есть у «Ведомостей»). Остальные изменения – текстовые и носят по большей части технический характер.

Всего к проекту бюджета было предложено 743 поправки, включая депутатские, сообщил на заседании председатель бюджетного комитета Андрей Макаров. Комиссия по закрытым статьям бюджета, по его словам, поправки ко второму чтению поддержала.

Важно отметить, что предлагается увеличить сумму, например, межбюджетных трансфертов, повысить расходы бюджета на строительство и ремонт автомобильных дорог регионального и местного значения, на развитие городского наземного электрического транспорта, сообщил «Ведомостям» представитель Минфина.

Национальная экономика

Самые крупные поправки на следующий год были предложены в разделы бюджета «национальная экономика», «оборона» и «ЖКХ». В их числе, например, перераспределение средств на субсидирование в 2023 г. дорожного хозяйства Республики Крым и Севастополя в размере 52,9 млрд руб. Существенную сумму – 32,4 млрд руб. – также было предложено перераспределить в виде субсидии на мероприятия по социально-экономическому развитию Крыма и Севастополя.

Кроме того, в 2023 г. планируется дополнительно выделить 30 млрд руб. на строительство и реконструкцию автодорог, в 2024 и 2025 гг. – на мероприятия по модернизации школьных систем образования: по 42,7 млрд руб. ежегодно.

Как писали «Ведомости» ранее в ноябре, «Единая Россия» подготовила поправки к проекту бюджета на 2023–2025 гг. в совокупности на 58,9 млрд руб., которые касаются таких направлений расходов, как национальная экономика, социальная политика, образование, культура, межбюджетные трансферты.

Депутаты других партий предложили поправки на общую сумму примерно в 1,5 трлн руб. Их инициативы в основном широкомасштабны. Например, представители партии «Справедливая Россия» предложили выделить 100 млрд руб. в следующем году на субсидию на обеспечение сирот жильем. Но многие из оппозиционных депутатов в ходе обсуждения свои поправки снимали. Например, председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин (КПРФ) в ходе обсуждения поправок ко второму чтению, касающихся поддержки сельского хозяйства и развития сельских территорий, в итоге отказался от своих поправок и присоединился к единороссовским.

Поправок не больше, чем в пандемию

Масштаб поправок соответствует обычной практике, указал руководитель проектов направления «Бюджетная политика» центра инвестиционного анализа и макроэкономических исследований ЦСР Никита Андриевский: число изменений ко второму чтению ежегодно, как правило, превышает 400 поправок. Например, в проект закона на 2021 г. было внесено 669 поправок. При этом объем перераспределяемых средств только на первый год бюджетной трехлетки ежегодно составляет в среднем 700 млрд руб., отметил он. Самые высокие по сумме поправки были внесены в 2020 г. к проекту бюджета на 2021–2023 гг. Тогда объем перераспределения на один год составил 1,5 трлн руб., продолжил эксперт.

Поправки ко второму чтению в большей степени носят технический характер и в макроразрезе никакого влияния не окажут, отметил главный экономист агентства «Эксперт РА» Антон Табах. Значительные объемы перераспределения являются нормой, указал эксперт: в этом году они больше обычного, но и год своеобразный. Вместе с тем только после принятия законопроекта о федеральном бюджете во втором чтении можно будет оценить масштабы фактически внесенных изменений в отраслевую структуру расходов и другие существенные показатели, заключил Андриевский.

Основные параметры

Проект федерального бюджета на ближайшие три года прошел первое чтение в Госдуме 26 октября. Согласно документу, расходы на 2023 г. запланированы в объеме 29 трлн руб., на 2024 г. – 29,4 ­трлн, на 2025 г. – 29,2 трлн. Доходы в 2023 г. должны составить 26,1 трлн руб., в 2024 г. – 27,2 трлн, в 2025 г. – около 28 трлн. Таким образом, бюджет будет оставаться дефицитным на протяжении всей трехлетки: в 2023 г. – 2,9 трлн руб., 2% ВВП, в 2024 г. – 2,2 трлн, 1,4% ВВП, в 2025 г. – 1,3 трлн, 0,7% ВВП.

Больше всего в ближайшие три года планируется потратить на социальную политику: в 2023–2024 гг. – 7,3 трлн руб. ежегодно, в 2025 г. – 7,2 трлн. На 2-м месте по объему запланированных расходов – национальная оборона: в 2023 г. – 5 трлн, в 2024 г. – 4,6 трлн, в 2025 г. – 4,2 ­трлн; на 3-м месте – нацбезопасность и правоохранительная деятельность: в 2023 г. – 4,2 трлн, в 2024–2025 гг. – 4,3 трлн ежегодно. Второе чтение проекта бюджета запланировано на 22 ноября, а третье, по словам Макарова, может состояться 24 ноября.

Счетная палата в своем заключении на проект бюджета обращала внимание на необходимость повышения уровня кассового исполнения расходов и сокращения «переходящих» остатков. По итогам 2021 г. объем неисполненных средств федерального бюджета составил 645,3 млрд руб., а уровень исполнения расходов – 97,5%.

Наибольший объем неисполненных бюджетных назначений установлен по разделам «общегосударственные вопросы» (193,3 млрд руб., из них резервный фонд правительства – 139,4 млрд руб.), «национальная оборона» (128,2 млрд руб.), «здравоохранение» (95,7 млрд руб.). Уровень исполнения расходов по указанным разделам по состоянию на 1 сентября 2022 г. составлял 45,1, 71,8 и 68,3% соответственно при уровне исполнения в целом расходов федерального бюджета в 63,2%, отмечало контрольное ведомство.