Минфин решил удержать госдолг в пределах 20% ВВП до 2030 года

В 2025 году объем обязательств достигнет 30 трлн рублей
Минфин предпочитает удерживать госдолг на достаточно консервативном уровне
Минфин предпочитает удерживать госдолг на достаточно консервативном уровне / Евгений Разумный / Ведомости

Минфин намерен сохранить соотношение государственного долга России и ВВП до 2030 г. на уровне, не превышающем 20%, следует из плана деятельности министерства на 2022–2027 гг., с которым ознакомились «Ведомости». В предыдущем аналогичном документе – на 2021–2026 гг. – позиция ведомства была более мягкой. Тогда Минфин заложил в план соотношение госдолга и ВВП на уровне 22%.

Согласно проекту федерального бюджета на ближайшие три года, в 2025 г. объем госдолга достигнет 29,9 трлн руб., или 17,5% ВВП (в том числе внутренний – 25 трлн, внешний – 4,9 трлн), против 20,9 трлн руб., или 16% ВВП (внутренний – 16,5 трлн, внешний – 4,4 трлн), по итогам 2021 г.

В 2023 г. госдолг ожидается на уровне 25,4 трлн, или 16,9% ВВП (внутренний – 20,7 трлн, внешний – 4,7 трлн), в 2024 г. – 27,7 трлн, или 17,3% ВВП (внутренний – 22,8 трлн, внешний – 4,9 трлн). Доля внутреннего госдолга в общем объеме в 2023 г. должна составить 81,6%, в 2024 г. – 82,4%, в 2025 г. – 83,5%.

По последним данным Минфина, на 1 октября 2022 г. внутренний долг составлял 16,2 трлн руб., внешний – $56,6 млрд (около 3,1 трлн руб. по официальному курсу ЦБ). По отношению к прогнозируемому на этот год номинальному объему ВВП в 146 трлн руб. это составляет 13,2%.

На ближайшие три года бюджет запланирован с дефицитом: в 2023 г. – 2,9 трлн, 2% ВВП, в 2024 г. – 2,2 трлн, 1,4% ВВП, в 2025 г. – 1,3 трлн, 0,7% ВВП. Основными источниками его покрытия должны стать госзаимствования. Минфин планирует размещение государственных ценных бумаг в 2023 г. в объеме 2,5 трлн руб., в 2024 г. – 3,38 трлн, в 2025 г. – 3,43 трлн, следует из проекта бюджета. На погашение будет направлено 764,4 млрд руб. в 2023 г., 1,45 трлн в 2024 г., 1,4 трлн в 2025 г. Таким образом, чистые заимствования в 2023 г. должны составить 1,7 трлн руб., в 2024 г. – 1,9 трлн, в 2025 г. – 2 трлн.

Доля трат на обслуживание госдолга в общем объеме расходов федерального бюджета в 2022 г. не должна превышать 6,5%, в 2023 г. – 7%, в 2024 г. – 7,5%, следует из плана деятельности министерства.

Безопасный уровень

Потенциал повышения госдолга России достаточно высок, считает главный аналитик ПСБ Денис Попов: в мировой практике уровень до 60% ВВП считается безопасным. Страны, имеющие достаточно емкую внутреннюю финансовую систему, могут позволить себе и более высокий уровень долга, отметил он. Безопасным можно считать такой показатель, который страна может обслуживать без рисков для финансовой стабильности, указал главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. Это зависит не только от объема долга, но и от ставок в экономике: чем они ниже, тем ниже расходы бюджета на обслуживание обязательств, тем выше долг может себе позволить страна. В условиях геополитических противоречий с Западом и закрытых внешних западных рынков пространство для привлечения капитала для финансирования бюджета снижается, констатировал он. В том числе поэтому Минфин предпочитает удерживать госдолг на достаточно консервативном уровне в пределах 20% ВВП, полагает эксперт, для сравнения: госдолг развивающихся стран в среднем составляет 60% от ВВП, а развитых превышает 100% от ВВП.

Допустимым можно считать такой уровень госдолга, который получится обслуживать в большинстве разумных макропредпосылок и одновременно который не ляжет избыточным грузом на будущие поколения, добавил директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. Подходы к определению такой границы для каждого государства отличаются в зависимости от присущих стране рисков и типичной структуры долга (по валюте, графику погашения, индексации тела долга и типу привязки ставок), а также демографии и перспектив роста, заметил он. По его словам, если ежегодное обслуживание долга стоит правительству более 10% доходов и нет достаточно емкого постоянно открытого рынка заимствований, нагрузка, как правило, считается чрезмерной. Если считать для России реалистичными долгосрочные рублевые ставки порядка 8%, то для достижения этой условной границы (10% доходов) долг федерального бюджета в России должен приближаться к 25% ВВП, оценил эксперт.

Нет поводов для беспокойства

В среднем за последние 15 лет госдолг составил 12% ВВП, а максимальное значение достигалось в пандемийный 2020 год – 18%, когда произошло одновременно падение доходов и рост потребности в антикризисных расходах, отметила заместитель руководителя направления «Бюджетная политика» ЦСР Юлия Герасимова. В кризисный 1998 год он достигал 100% ВВП: была высокая закредитованность – зависимость как от внешних кредиторов (МВФ и др.), что в результате трехкратной девальвации увеличило объем его погашения, так и от внутреннего долга, что среди прочего привело к дефолту в 1998 г., напомнила она.

Текущий госдолг в объеме 16% ВВП по международным меркам характеризуется как низкий, один из самых низких в мире, добавила эксперт.

В ближайшие годы госдолг не будет превышать 20% ВВП, прогнозирует Васильев. В то же время по мере переориентации экономики с Запада на Восток и развития связей с инвесторами из дружественных стран, а также по мере возвращения инфляции к целевым 4% в 2024 г. и снижения ключевой ставки привлечение госдолга и его обслуживание может стать более легкой задачей, считает он. В этом сценарии можно нарастить госдолг для вложения в эффективные и необходимые проекты развития отечественной экономики, добавил эксперт.

Оснований опасаться превышения порога в 20% нет, отметил Попов. Для того чтобы превысить этот уровень к 2030 г., чистые заимствования должны составлять в среднем около 3–3,5 трлн руб. в год, а общий объем госдолга должен вырасти к 2030 г. чуть более чем в 2 раза, оценил он. За последние 10 лет чистый прирост долга к ВВП в среднем составлял 1,2%, а для того чтобы превысить планку 20% от ВВП, госдолг в номинальном выражении должен более чем удвоиться, согласен директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг.

Из-за санкций Россия отрезана от большинства рыночных внешних заимствований, создастся ли альтернативный внешний рынок, пока не очевидно, заметила Герасимова. Утверждать, что внутренний рынок сможет дать значительные объемы средств, как это было в пандемийном 2020 году, когда в федеральный бюджет было привлечено около 5,2 трлн руб., пока сложно, заключила она.