Минпромторг планирует снова просить из бюджета деньги на программу по сдаче устаревших вертолетов в trade-in
При этом сумма утилизационной субсидии на каждую машину выросла в 4 разаМинпромторг будет запрашивать из федерального бюджета следующего года деньги на финансирование программы по сдаче вертолетов в trade-in для обновления устаревшего вертолетного парка. Об этом на 13-м Вертолетном форуме заявил замглавы Минпромторга Олег Бочаров, который курирует авиаотрасль в министерстве. Он отметил, что Минпромторг вносил предложения «Вертолетов России» «по субсидированию мер под названием trade-in» уже три раза, включая этот год, но они не были поддержаны «финансовыми институтами». «Их позиция заключается в том, что «Вертолеты России» – прибыльная компания. Поэтому вопрос замены устаревшей вертолетной техники должен регулироваться экономической и коммерческой деятельностью [холдинга]. И скидки должны предоставляться в рамках коммерческой деятельности», – сказал Бочаров.
«Но мы с упорством, достойным лучшего применения, будем вносить [предложения] в бюджет следующего года», – подчеркнул Бочаров. По его словам, Минпромторг учитывает, что состояние бюджета крайне напряженное. «Но то, что Тэшки [Ми-8Т] эксплуатируются в конкурентной среде не всегда качественно, во многом ни для кого не секрет», – подытожил он. Сумму, которую планируется запросить, он не назвал. «Ведомости» направили запрос в Минфин. Госдума одобрила проект федерального бюджета на 2023–2025 гг. в первом чтении. Сейчас правительство и депутаты работают над поправками ко второму чтению, которое состоится 22 ноября.
Изначально «Вертолеты России» предлагали компенсировать порядка 57 млн руб. за Ми-8Т и порядка 32 млн руб. – за Ми-2, говорит собеседник «Ведомостей», принимающий участие в разработке программы обновления вертолетного парка Минпромторга. «На этапе формирования программы это примерно соответствовало стоимости на вторичном рынке находящихся в эксплуатации вертолетов примерно 30-летнего возраста. Сейчас обсуждается существенное увеличение объемов субсидирования – до 200 млн и 150 млн руб. за Ми-8Т и Ми-2 соответственно», – уточнил он. По его словам, оба предложения благоприятно восприняла вертолетная отрасль и все эксплуатанты.
О том, что в правительстве обсуждается запрет эксплуатации вертолетов, выпущенных в 1990-х гг., рассказывал глава авиакластера госкорпорации «Ростех» Анатолий Сердюков еще в 2018 г. Инициатива прежде всего направлена на повышение безопасности полетов, подчеркивал он. Российские авиакомпании используют большое количество старых машин, которые эксплуатируются 25–30 лет и более, пояснял Сердюков.
Сегодня российский вертолетный парк насчитывает 2269 вертолетов, большинство из них – возрастные машины: свыше 75% вертолетов отечественного производства (1135) эксплуатируются более 25 лет, сообщал в сентябре председатель правления Ассоциации вертолетной индустрии Михаил Казачков. Основу парка (более 1000 машин) составляют вертолеты типа Ми-2 и Ми-8Т/П. «Вертолеты модификации Т и П не соответствуют требованиям категории А. То есть они не смогут продолжать полет в случае отказа одного из двигателей», – говорит источник «Ведомостей» в «Вертолетах России». Предполагается, что достигшие предельного срока эксплуатации вертолеты должны заменить на Ми-8АМТ/МТВ, «Ансаты», Ми-171а2, отметил источник . По его словам стоимость Ми-8АМТ/МТВ составляет сегодня порядка 600 млн руб., «Ансата» – порядка 300–350 млн руб., в зависимости от комплектации, Ми-171а2 – до 1 млрд руб.
Источник «Ведомостей», принимающий участие в разработке программы обновления вертолетного парка Минпромторга, пояснил, что речь идет о программе «утилизационного гранта». «Когда отживший свой век вертолет сдается в утилизацию и за это эксплуатант получает целевую субсидию из федерального бюджета на приобретение нового вертолета», – уточнил он. И если б/у автомобиль сдается в trade -in, т. е. его еще можно будет повторно эксплуатировать, то утилизируемые вертолеты – нет, подчеркнул собеседник.
«Суть программы заключается в следующем: эксплуатант сдает в утилизацию вертолет, фактически изживший свой ресурс. Затем передает в Минпромторг подтверждающие документы. Вслед за этим эксплуатанту выдается госсубсидия – утилизационный грант – на приобретение нового вертолета. Это способ обновить парк более мягким и менее затратным способом для эксплуатантов», – пояснил источник, участвующий в разработке программы.
В сентябре Казачков направил письмо премьер-министру России Михаилу Мишустину о том, что холдинг «Вертолеты России» без обсуждения с вертолетным сообществом вводит запрет на продление сроков эксплуатации более тысячи вертолетов в ближайшие 2–3 года. Такой запрет приведет к увеличению расходов федеральных и региональных госзаказчиков, привлекающих Ми-8Т/П для тушения лесных пожаров, к удорожанию услуг по поисково-спасательному обеспечению, а также к росту расходов «Почты России» по доставке почты и грузов в труднодоступные регионы, подчеркивал Казачков.
На Вертолетном форуме глава Росавиации Александр Нерадько уточнил, что официальных уведомлений от разработчиков вертолетов типа Ми-8 о приостановке работ по продлению ресурса федеральное агентство не получало. «Конечно, мы все понимаем, что лучше иметь новую авиационную технику. Но все это должно соответствовать возможностям по приобретению такой техники», – отметил Нерадько. По его словам, замена вертолетной техники на новую должна быть синхронизирована с действующими и перспективными мерами господдержки вертолетной отрасли, а также среднесрочными производственными возможностями промышленности.
Вместе с тем налет на семействе Ми-8 даже по итогам 2021 г. все еще превышает 50%, несмотря на наличие в парке более современных вертолетов, заявил генеральный директор АО «Ютэйр – вертолетные услуги» Андрей Ильменский. «Это то, что выбирают наши заказчики. Ни от авиакомпаний, которые здесь присутствуют, ни от наших заказчиков такого яркого посыла, как вы видите, по результатам работы на смену флота нет», – констатировал он.
«Ютэйр – вертолетные услуги» – крупнейший эксплуатант вертолетов в России. Сейчас в парке компании находятся 157 вертолетов Ми-8Т и 25 Ми-26, 109 машин Ми-17 (Ми-171, Ми-8АМТ/МТВ), 4 вертолета Ка-32, 7 вертолетов Ecureuil AS355 NP, а также 18 машин Airbus Helicopters H125, указано на сайте компании. Сейчас компания работает на снижающемся рынке, продолжил Ильменский. «Даже несмотря на проект по санзаданию, у нас тренд по налету за 10 лет отрицательный», – рассказал Ильменский. По его словам, налет постоянно снижается по разным причинам, а производитель «возводит административные барьеры, решает вопросы по финансированию из государственного бюджета». «Кроме того, нет реального улучшения продукта», – резюмировал он.