Российский бизнес получит в управление брошенные в новых регионах компании

Для передачи активов в правительстве создали специальную комиссию
Главные проблемы в четырех новых регионах – это обеспечение безопасности, отсутствие информации о состоянии объектов промышленности и нехватка кадров рабочих специальностей
Главные проблемы в четырех новых регионах – это обеспечение безопасности, отсутствие информации о состоянии объектов промышленности и нехватка кадров рабочих специальностей / Егор Алеев / ТАСС

В правительстве создали комиссию, которая занимается передачей под внешнее управление нефункционирующих и брошенных предприятий в четырех новых регионах – Херсонской, Запорожской областях, ДНР и ЛНР. Руководит комиссией вице-премьер Марат Хуснуллин, его заместителем в этом органе стал министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин. Об этом во время встречи руководства ЛДПР с представителями бизнеса сообщил первый зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой. Информацию о том, что такая комиссия действительно существует, подтвердили два источника, близких к правительству.

Кто будет участвовать

«Сейчас на территориях много достаточно больших активов, которым требуется внешнее управление... Поэтому, если у кого-то есть желание зайти на внешнее управление крупных активов четырех регионов, мы можем оказать содействие», – отметил Луговой в ходе встречи. На этих территориях есть «бесхозные предприятия», добавил депутат: «Потому что либо бывшие собственники сбежали, либо их вообще никого нет, работа стоит, люди не работают». Со стороны органов местной власти и со стороны правительства России создана определенная система обеспечения передачи во внешнее управление тех или иных компаний, подчеркнул он. По словам Лугового, в комиссию входит Минпромторг и Минэкономразвития. При этом источник, близкий к правительству, сообщил, что Минэкономразвития уже не входит в эту комиссию, полномочия по рассмотрению заявок переданы в Минстрой. Еще один собеседник, также близкий к кабинету министров, сообщил, что комиссия пока существует в закрытом режиме.

Основной критерий для получения доступа к управлению – готовность и возможность инвестировать средства в развитие таких предприятий, пояснил «Ведомостям» Луговой. Любой желающий бизнесмен должен обладать соответствующим правом, если он соответствует требованиям и может доказать свою состоятельность, добавил он.

Ранее главы комитетов по госстроительству Госдумы и Совета Федерации Павел Крашенинников и Андрей Клишас внесли в нижнюю палату парламента поправки к Гражданскому кодексу, согласно которым ФНС до 31 декабря 2022 г. должна будет внести сведения о местных юрлицах и предпринимателях в ЕГРЮЛ на основании реестров, которые прежде велись в регионах. Законопроект предполагает, что индивидуальные предприниматели смогут вести деятельность без перерегистрации до 30 июня 2023 г.

Представители Хуснуллина, Минстроя, Минпромторга и Минэкономразвития не ответили на запрос «Ведомостей». Минфин перенаправил запрос в Минстрой.

Присутствовавший на встрече исполнительный директор госкорпорации «Ростех» Олег Евтушенко отметил, что госкомпания сосредоточена сейчас на оборонной промышленности: перенастраивает производство, чтобы выпускать больше техники для армии. При этом, по его словам, госкорпорация планирует заняться и восстановлением предприятий в четырех новых регионах. Для этого у «Ростеха» есть опыт «по восстановлению промышленности, разрушенной в 90-е гг.». «На новых территориях есть предприятия с профильными для нас компетенциями. Очевидно, что потребуется их интеграция в систему российской промышленности», – сообщил «Ведомостям» представитель «Ростеха». Госкорпорация готова участвовать в этих процессах, если будет соответствующее поручение, добавил собеседник.

Проблема отсутствия информации о состоянии объектов промышленности поднималась всеми участниками встречи, как и вопрос обеспечения безопасности в четырех новых регионах. Разминирование промышленных территорий – это приоритетная задача, отметил зампред комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов. Также, по его словам, в фокусе внимания проблема нехватки кадров рабочих специальностей.

Для осуществления планов по передаче предприятий во внешнее управление важно обеспечить безопасность, для этого нужно смотреть, где проходит линия соприкосновения с фронтом, отмечает независимый эксперт в промышленности Леонид Хазанов. Кроме того, есть перебои с электричеством, газом и связью. «Сейчас нужна оценка состояния предприятий на этих территориях, уборка завалов», – подчеркивает он.

На что могут претендовать

Сегодня уже передан во внешнее управление Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича (принадлежит украинскому миллиардеру Ринату Ахметову), также обсуждается передача железорудного комбината в Бердянске, который обеспечивал Завод имени Ильича и «Азовсталь», отметил Луговой.

По словам Хазанова, среди предприятий, которые также потенциально могут перейти во внешнее управление, Мариупольский морской торговый порт и другие порты, расположенные на Днепре, побережьях Азовского и Черного морей, «Северодонецкий азот», предприятие по добыче поваренной соли «Артемсоль», угольные электростанции, Запорожская АЭС. При этом на части этих предприятий масштабные разрушения, в частности на Мариупольском металлургическом комбинате, Запорожской АЭС, «Северодонецком азоте», подчеркивает эксперт.

Ряд предприятий уже фактически находятся под внешним управлением. Металлургическими, химическими и добывающими предприятиями в ДНР и ЛНР управляет специально созданная организация «Южный горно-металлургический комплекс» (ЮГМК). Согласно информации на сайте ЮГМК, в структуру юрлица входит пять заводов в ДНР – Енакиевский металлургический завод, Макеевский металлургический завод, коксохимический завод «Макеевкокс», Ясиновский коксо-химический завод, Комсомольское рудоуправление – и два в ЛНР – Стахановский ферросплавный завод и Алчевский металлургический комбинат. Гендиректором ЮГМК с 2021 г. является российский предприниматель Евгений Юрченко. На заводах было выпущено более 1 млн т стальной продукции, говорил он в интервью ТАСС в июле 2021 г. По его словам, наиболее продуктивным предприятием является Алчевский металлургический комбинат. На ПМЭФ компания подписала соглашение о сотрудничестве с ДНР и ЛНР по восстановлению территорий, а на «Иннопроме» в июле 2022 г. – с «Уралвагонзаводом» по расширению экономических, кооперационных и научно-технических связей, а также по модернизации предприятий.

В начале октября «Ведомости» писали, что «Росатом» готовится взять в управление Запорожскую АЭС – крупнейшую атомную электростанцию в Европе. Для этого концерн «Росэнергоатом» (структура госкорпорации «Росатом», управляющая российскими АЭС) учредил акционерное общество «Эксплуатирующая организация Запорожской АЭС». После начала специальной военной операции на Украине в конце февраля 2022 г. Запорожская АЭС оказалась в зоне боевых действий. В марте часть Запорожской области, в том числе город Энергодар, где расположена станция, взяли под контроль российские военные. 

Кроме того, Минстрой России подготовил мастер-план по полному восстановлению Мариуполя за три года, который предполагает, в частности, строительство 1,03 млн кв. м социальной инфраструктуры, сообщил представитель министерства в начале августа. В частности, в Мариуполе проведут реконструкцию аэропорта, модернизацию железнодорожного вокзала, а также создадут транспортно-пересадочный узел, включающий автомобильный и железнодорожный вокзалы и новый морской пассажирский порт.

Механизм передачи

Внешнее управление по действующему законодательству может применяться только в деле о банкротстве, а его введению обычно предшествует процедура наблюдения продолжительностью в полгода, напоминает управляющий партнер юридической фирмы GRM Константин Каричев. Кредиторы предприятия-должника должны для начала принять общее решение о переходе к внешнему управлению, после чего обратиться в арбитражный суд с ходатайством, подчеркивает юрист. В данном случае, вероятнее всего, будет реализован иной подход к введению внешнего управления, полагает эксперт.

«В условиях военного положения мы ожидаем иные условия перехода брошенного предприятия под контроль нового собственника», – согласен партнер юридической фирмы Orchards Алексей Станкевич. Сроки «брошенности» для действительно необходимых для нормальной жизни граждан предприятий также должны быть разумными с точки зрения военно-политической ситуации, т. е. сокращенными, считает он. 19 октября президент России Владимир Путин принял решение ввести военное положение в ДНР, ЛНР, а также в Херсонской и Запорожской областях. Главы Херсонской и Запорожской областей, а также ДНР и ЛНР будут наделены дополнительными полномочиями для обеспечения безопасности, сообщил Путин.

Закон о военном положении не предусматривает перехода брошенных предприятий под внешнее управление более ответственных компаний, отмечает Станкевич. В законе есть общая норма, что в период действия военного положения допускается принятие законов и иных нормативных актов, устанавливающих временные ограничения экономической и финансовой деятельности, напоминает юрист, т. е. закон допускает переход предприятий под контроль новых собственников. «С учетом обычных сроков принятия законов мы бы ожидали издания постановления правительства или указа президента, регулирующего порядок передачи брошенного предприятия под внешнее управление», – отмечает Станкевич.

Перечень мер, применяемых в условиях военного положения, может быть расширен даже в период его действия, поэтому однозначно сказать, будет ли каким-то образом использован режим военного положения при решении вопроса о введении внешнего управления в отношении отдельных предприятий, невозможно, подчеркивает Каричев, но реализация такого сценария явно не пойдет на пользу легитимности проводимых процедур.

Законопроект о внешнем управлении, внесенный в Госдуму в апреле 2022 г. в качестве ответа на массовый исход иностранных компаний, предусматривал возможность введения в отношении организации внешнего управления в случае фактического прекращения управления ее деятельностью со стороны ее менеджмента и собственников, напоминает Каричев. Это в целом довольно близко к тому, что сейчас может происходить с предприятиями в новых регионах, считает он.

Отсутствие документов вряд ли может стать препятствием для проведения этой процедуры, считают юристы. На практике существует два механизма восстановления документации, напоминает Станкевич. Во-первых, документ можно восстановить через государственные органы, архивы, а также контрагентов предприятия. Во-вторых, есть практика привлечения к ответственности генерального директора и передачи документов через суд. Скорее всего, восстановление документов бухгалтерского учета будет происходить в тесном взаимодействии с территориальными подразделениями налоговых органов, находящихся в новых субъектах, добавляет Каричев.

Управлять брошенными предприятиями должны компании, имеющие опыт в аналогичной сфере, считает Станкевич, это должны быть надежные предприятия с точки зрения условий военного положения. Наиболее подходящими кандидатами представляются государственные компании, имеющие опыт управления похожими активами, считает юрист.

В подготовке статьи участвовали Алексей Никольский, Инна Сидоркова