«Почта России» может получить дополнительно 5 млрд рублей из бюджета
Это должно помочь компании выполнить поручение президента по ремонту сельских отделений«Почте России» предложено выделить дополнительное финансирование в размере 5 млрд руб. на ремонт и модернизацию отделений в сельской местности и труднодоступных местностях. Это следует из заключения комитета Госдумы по информационной политике на проект закона «О федеральном бюджете на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг.», опубликованного в электронной базе законопроектов парламента.
В текущей версии проекта госбюджета на 2023 и 2024 гг. для «Почты России» предусмотрены ассигнования по 5 млрд руб. ежегодно. Комитет попросил правительство выделить еще 5 млрд руб. в 2023 г. и внести соответствующие правки в законопроект о бюджете ко второму чтению. Если предложения будут учтены, то общая сумма, направленная на модернизацию отделений «Почты» с 2021 по 2024 г. включительно, составит 20 млрд руб.
В своем заключении комитет ссылается на перечень поручений президента от 11 сентября 2021 г., данный по итогам XX съезда партии «Единая Россия». В соответствии с поручениями правительство должно было предусмотреть докапитализацию «Почты России» из бюджета для ремонта отделений в селах до начала 2025 г., но конкретная сумма не указывалась. 30 сентября 2021 г. вице-премьер Дмитрий Чернышенко поручил Минцифры совместно с Минфином «финансово обеспечить» реализацию данного поручения, заложив 15 млрд руб. в проект закона о бюджете на 2023–2025 гг., говорится в заключении.
В ноябре 2021 г. президент утвердил новый перечень поручений правительству, по которому «Почта России» должна провести модернизацию не менее 25 160 отделений в сельской местности, при этом срок исполнения поручения сдвинулся на конец 2025 г.
Глава думского комитета по информполитике Александр Хинштейн уточнил «Ведомостям», что в конце 2021 г. на ремонт и модернизацию отделений «Почты» в текущем году уже было выделено 5 млрд руб. В бюджет на 2023 г. на эти цели правительство также хочет заложить 5 млрд руб., но это сейчас является предметом дискуссии, уточнил он. «До второго чтения мы с Минцифры и «Почтой» еще раз отработаем их реальные потребности, чтобы понять, достаточна ли эта сумма или необходимо больше», – пояснил Хинштейн.
««Почта» выполняет социальные функции, они не могут сокращать число работников и отделений, что, безусловно, влияет на финансовые показатели, – объясняет глава комитета. – Если мы говорим о том, что отделения должны быть современными и комфортными, приходится продумывать варианты финансовой помощи».
В рамках модернизации «Почта» не только ремонтирует отделения в селах, но и расширяет линейку доступных в них сервисов: обеспечивает доступ к доставке лекарств, расширенному ассортименту продуктов, государственным и финансовым услугам, добавляет представитель госкомпании. «Масштабность проекта требует значительных финансовых затрат: где-то мы проведем капремонт, а где-то нужно будет возвести полностью новые строения», – говорит он. В 2022 г., по его словам, «Почта» отремонтирует 1195 отделений.
В аппарате правительства «Ведомостям» рекомендовали обратиться за комментариями в Минфин. Представитель Минфина сказал, что по поручению Чернышенко всего «Почте России» должно быть выделено 15 млрд руб., поэтому сейчас «расхождений с проектом бюджета нет». Представитель Минцифры заявил, что бюджет находится в процессе формирования и комментарии преждевременны.
Кроме обновления отделений в селах у «Почты» может появиться обязанность по доставке всех пенсий и других социальных выплат. Соответствующий законопроект «Единая Россия» внесла в Госдуму 13 октября. Сейчас в некоторых регионах доставкой пенсий наряду с «Почтой» занимаются частные компании, но практика показывает, что они не всегда работают добросовестно, объяснял один из авторов законопроекта – вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак на обсуждении инициативы в Госдуме в июне. Минцифры эту инициативу поддерживало: 2/3 отделений компании убыточны, поэтому необходимо дать ей возможность заработать и компенсировать убытки, говорил министр Максут Шадаев.
У «Почты» большие обороты, но это низкомаржинальный бизнес, поэтому этого может не хватать для того, чтобы самостоятельно поддерживать инфраструктуру и заниматься инновациями, объясняет источник «Ведомостей» на рынке онлайн-торговли. Выручка компании сократится из-за падения объемов международных посылок, добавляет он. По словам собеседника, проблему сейчас пытаются решить за счет бондовых складов (склад, на котором интернет-магазины могут хранить товары из-за рубежа под таможенным контролем, при этом налоги и сборы будут выплачены только после того, как товар покинет склад. – «Ведомости»). Но закон об эксперименте по их созданию выглядит «настолько провально, что ресурсов на рывок для «Почты» и интернет-торговли не оставляет», говорит источник.
С точки зрения финансового состояния ключевой проблемой для «Почты России» стало масштабное сокращение объемов трансграничной торговли и, по сути, полное ее прекращение со странами Европы и США, подтверждает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Докапитализация компании с точки зрения масштабного убытка актуальна, при этом почте стоит оптимизировать инвестпрограмму и выработать системное решение по работе пунктов в сельской местности, считает он. «Пока нет понятной стратегии, представляется бессмысленным инвестировать такие серьезные деньги в открытие или реконструкцию потенциально глубоко убыточных отделений с учетом выхода в малые населенные пункты Ozon, а в перспективе и других маркетплейсов», – говорит эксперт. Вопрос с выдачей пенсий, по словам Бурмистрова, более целесообразно было бы на государственном уровне решать переводом в онлайн и расширением использования СБП в расчетах.
Партнер Data Insight Борис Овчинников отмечает, что сокращение доходов компании «просматривается» и в этом году, и в будущем. В числе причин в первую очередь сокращение объемов пользования традиционными услугами почты вроде отправки писем, выдачи пенсий и массовых рассылок. Это могло бы компенсироваться ростом доходов от услуг для электронной торговли, но основной рост рынка приходится на маркетплейсы, которые почти полностью опираются на собственную логистику и пункты выдачи, считает он. При этом сегменты, в которых позиции «Почты России» сильны, – кроссбордерные продажи и продажи чисто онлайновых ритейлеров, – наоборот, сокращаются, добавляет он.