Эксперты прогнозируют рост налогов на богатых в Европе

Членам ЕС надо находить средства для покрытия антикризисных расходов
Разговоры об увеличении налогов на доходы обеспеченных слоев населения и крупный бизнес поднимаются в Европе далеко не в первый раз
Разговоры об увеличении налогов на доходы обеспеченных слоев населения и крупный бизнес поднимаются в Европе далеко не в первый раз / Simon Dawson / Bloomberg via Getty Images

В Европе все чаще звучат призывы к повышению налогов на состоятельных граждан или компании с высокими прибылями. Об этом говорят практически на всех уровнях: с инициативами усилить фискальную нагрузку в условиях растущих дефицитов и разгоняющейся инфляции выступают политики, бизнесмены и эксперты.

Например, 27 сентября главный экономист ЕЦБ Филип Лейн предложил ввести налог на высокие доходы физических лиц и сверхприбыль предприятий и направить полученные средства на помощь населению. Гендиректор компании Shell Бен ван Берден, т. е. представитель отрасли, которую традиционно ассоциируют со сверхдоходами (Shell, например, во II квартале этого года отчиталась о пятикратном росте прибыли), 3 октября заявил, что налоговая нагрузка на состоятельных граждан может быть повышена.

Такой ход, с его точки зрения, должен стать альтернативой ограничению максимальных цен на газ: деньги с богатых нужно направить на поддержку бедных. А власти Великобритании, ранее анонсировавшие отказ от плана повышения налогов на высокие доходы физлиц, были вынуждены признать такое решение ошибочным и объявили британским богачам, что их все же ждет рост фискальной нагрузки.

Проблема европейских экономик в том, что возможности для покрытия дефицитов за счет традиционных заимствований становятся более ограниченными в связи, во-первых, с ростом процентных ставок, а во-вторых, критически высокими уровнями госдолга, дополнительное расширение которого лишь еще больше разгонит инфляцию и, соответственно, вынудит еще сильнее повышать ставки.

Дефициты в европейских экономиках

В связи с пандемией коронавируса совокупный дефицит как еврозоны, так и ЕС значительно вырос в 2020 г. по сравнению с 2019 г. – с 0,6 до 7,2% ВВП для еврозоны и с 0,5 до 6,9% ВВП для ЕС. Наиболее высокие значения бюджетного дефицита тогда продемонстрировали Испания (-11%), Мальта (-10,1%), Греция (-9,7%), Италия (-9,5%) и Бельгия (-9,4%). Если в 2020 г. в связи с крупными расходами государств на преодоление кризиса совокупный дефицит бюджетов 19 стран еврозоны приблизился к 1 трлн евро, то сейчас из-за массового отказа от российских энергоресурсов дефицит бюджета стран ЕС может вырасти до 2 трлн евро, или 11,5–16,2% ВВП, полагает доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова Галина Семенова.

В 2020 г. налоговые поступления в ЕС в номинальном выражении снизились впервые с 2009 г., когда мир переживал последствия мирового финансового кризиса, затем с активным государственным вмешательством в постковидном 2021 году странам Европы удалось добиться некоторого восстановления доходов бюджетов, после чего они столкнулись с новым, теперь уже энергетическим кризисом, требующим от государств серьезных, а главное – оперативных расходов, подчеркнул руководитель направления «Налоговая политика» ЦСР Левон Айрапетян. Это давит на бюджеты и вполне ожидаемо приводит к возобновлению дискуссий о повышении налогов, констатировал он. Альтернатив здесь не так много, по сути, их три: либо облагать дополнительными налогами состоятельных лиц, либо прибыльные компании, либо и тех и других, иронизирует Айрапетян.

По итогам 2021 г. дефицит бюджета ЕС оценивался в $796 млрд (4,7% ВВП), госдолг – в $15,055 трлн (88% ВВП), следует из данных МВФ. Среди всех стран ЕС самый большой объем бюджетных дефицитов наблюдался во Франции ($207 млрд, 7% ВВП), Германии ($157 млрд, 3,7% ВВП) и Италии ($152 млрд, 7,2% ВВП).

Сам по себе повышенный дефицит не является большой проблемой для экономики, если известно, что это временное явление, отметил директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. Но в случае, когда становится понятно, что расширился не просто дефицит, а так называемый структурный дефицит – ожидаемый баланс, усредненный по всему экономическому циклу, т. е. очищенный от конъюнктурных факторов, – тогда действительно появляются большие стимулы принять структурные решения вроде повышения налогов, продолжил эксперт. При этом «разовые акции по раскулачиванию» представляются весьма маловероятными, пространство для долгового финансирования дефицитов в Европе есть, если учесть набор политик поддержки долгового рынка ЕЦБ, а также опыт принятия разнообразных условных обязательств для поддержки экономики, считает Куликов.

Каким богатым грозят налоги

Прогрессивная шкала подоходного налога действует в большинстве европейских стран, например в Германии, Франции, Испании, Финляндии, Великобритании, Австрии, Дании, Нидерландах и Швейцарии.

В Германии ставка подоходного налога устанавливается в размере от 0 до 45% в зависимости от ежегодного дохода физического лица: 0% – для доходов менее 9984 евро в год, 14–42% – от 9985 до 58 596 евро в год, 42% – от 58 596 до 277 825 евро в год. Максимальная ставка подоходного налога в Германии устанавливается при ежегодном доходе свыше 277 826 евро, она составляет 45%.

Схожая шкала действует и во Франции: при ежегодном доходе до 9964 евро ставка подоходного налога составляет 0%, при 9964–27 519 евро в год – 14%, при 27 519–73 779 евро в год – 30%, при 73 779–156 244 евро в год – 41%. Максимальной ставкой в 45% во Франции облагаются доходы свыше 156 244 евро в год.

В Испании помимо прогрессивной шкалы ставок подоходного налога (максимальная ставка в 47% применяется к доходам свыше 300 000 евро в год) существует также и «налог на роскошь» (Impuesto sobre el Patrimonio), взимаемый с физических лиц, если стоимость их имущества превышает установленные законодательством лимиты. Согласно общему правилу, если совокупная стоимость имущества налогоплательщика превышает 700 000 евро, то с этой стоимости он обязуется платить налог в размере 0,2–3,5% от этой стоимости (в зависимости от региона).

Разговоры об увеличении налогов на доходы обеспеченных слоев населения и крупный бизнес поднимаются в Европе далеко не в первый раз, а с учетом непростой текущей экономической ситуации такое увеличение – один из вероятных сценариев, напомнила ассоциированный партнер МЭФ LEGAL Анна Зеленская.

Вероятно, основным вопросом в данном случае будет сам механизм применения повышенных налоговых ставок: будут ли они применяться сплошным методом ко всем европейским гражданам или будут выделяться какие-то категории или особые виды доходов, которые будут объединены и добавлены в налоговую базу, полагает эксперт. Во многих европейских странах, где наблюдается высокий уровень налогообложения в номинальной ставке с точки зрения абсолютной цифры такой ставки (Германия, Франция, Испания, Великобритания и проч.), перспектива повышения налоговой нагрузки всегда выглядит угрожающе, отмечает она. Вместе с тем, как правило, существует ряд механизмов по ее снижению, например возможность совместного расчета налога для семейных пар, повышенные вычеты из налоговой базы, освобождение от налогов некоторых видов иностранных доходов (дивиденды, пассивные доходы от зарубежных источников), различные вычеты и переносы убытков, указывает Зеленская. По сути, эти механизмы, равно как и корпоративные налоговые структуры владения, позволяют снижать абсолютную эффективную ставку налога и тем самым значительно снижать налоговое давление, отмечает эксперт.

В некоторых странах, например в Италии, Испании, Швейцарии и Норвегии, помимо прогрессивных ставок подоходного налога существует также дополнительный специальный вид налога на богатство, взимаемый в виде процента от всех активов состоятельных лиц – резидентов в этих странах, напоминает партнер мультисемейного офиса ITSWM Игорь Кузнец. Данная тенденция с учетом экономических показателей, скорее всего, сохранится в ближайшее время и налоговое давление на состоятельных лиц в этих странах, по сути, продолжит повышаться параллельно номинальному росту активов, полагает он.

При этом существует высокая вероятность того, что повышения налогов на доходы компаний не произойдет, – это связано с необходимостью поддержки предприятий в условиях ускоряющейся рецессии, добавляет Кузнец. Например, Великобритания не стала пересматривать решение об отказе от повышения ставки корпоративного налога с 1 апреля 2023 г. и оставила его на уровне 19%, тогда как налоговые планы в отношении богатых были переформатированы в сторону ужесточения, напомнил Кузнец. Вероятно, такая тенденция будет иметь место и в странах ЕС, считает эксперт.

Разговоры об увеличении налогов на доходы обеспеченных слоев населения и крупный бизнес поднимаются в Европе далеко не в первый раз

Если рассматривать многолетний тренд, то европейские власти скорее начнут вводить более высокие налоговые ставки в первую очередь для крупных компаний, считает Зеленская. Именно такая логика наблюдалась, например, в период кризиса 2020 г., когда был введен Digital Services Tax (DST), налог на электронные услуги компаний, указывает она. Не исключено, что повышение налогов, о которых говорится сейчас, может затронуть не только крупные транснациональные организации, но и игроков на национальных европейских рынках, допускает эксперт.

Что касается налогов на доходы физических лиц, то здесь возможности повышения ставок по прогрессивной шкале весьма ограниченны – эти ставки уже представляются очень высокими, добавляет она. В данном случае стоит ожидать от европейских стран большой осторожности в выстраивании своей политики: ни одна юрисдикция не хочет потерять граждан с высокими доходами, которые могут уехать в другие страны от резко возросших налогов, поясняет Зеленская.

Если будут повышены налоги на сверхдоходы физических и юридических лиц, хотя возможностей для этого немного, это, безусловно, позволит повысить доходы бюджета на небольшом временном интервале, но резерв у налогоплательщиков также весьма ограничен, полагает доцент департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета при правительстве РФ Алексей Шестемиров. А далее это только усугубит и без того сложную ситуацию в странах ЕС, опасается он.

На данный момент наиболее вероятным видится усиление налоговой нагрузки на обеспеченных граждан и крупный бизнес в таких странах, как Великобритания, Германия и Испания, полагает Айрапетян. В Великобритании планировалось не только снизить минимальную ставку подоходного налога с 20 до 19%, но также отменить и максимальную ставку этого налога в 45% для состоятельных лиц, однако под давлением общественности и на фоне падения курса фунта от этой идеи отказались, напоминает эксперт.

Нечто похожее обсуждается и в Германии: малоимущие слои населения предлагается поддержать путем увеличения не облагаемого подоходным налогом минимума и в то же время состоятельных граждан предлагается поддержать путем увеличения порога доходов, с которого применяется максимальная ставка подоходного налога, рассказывает Айрапетян. Авторы этой инициативы предлагают не давать новые выгоды состоятельным лицам, а лишь вернуть прежнюю покупательную способность тем, кто стал считаться состоятельным после роста зарплат из-за существенной инфляции, уточняет эксперт. 10 августа минфин Германии опубликовал сообщение о внесении Закона о компенсации инфляции, который предполагал увеличение базовой, не облагаемой налогом суммы дохода до 10 632 евро и повышение верхнего порога суммы, облагаемой подоходным налогом в 42%, до 61 972 евро с 1 января 2023 г.

В Испании планируется целый комплекс мер по повышению налогов на богатых и снижению налоговой нагрузки на малоимущее население, напомнил Айрапетян. Речь идет о введении дополнительного налога на личное состояние, увеличении максимальной ставки подоходного налога, установлении ограничений на зачет убытков компаниями-гигантами, перечисляет он. В то же время для малых предприятий с небольшими доходами налоговая ставка снизится, а для граждан с низкими доходами увеличится необлагаемый минимум, уточняет эксперт. 29 сентября министр финансов Испании Мария Хесус Монтеро заявила о намерениях правительства временно повысить «налог на роскошь»: испанские налоговые резиденты, имеющие облагаемые данным налогом активы в размере 3–5 млн евро, будут уплачивать 1,7% от их стоимости, обладатели активов на 5–10 млн евро будут обязаны уплачивать 2,1%, а налогоплательщики, чьи активы оцениваются выше 10 млн евро, должны будут платить с них 3–5%. Как утверждает Монтеро, временное повышение «налога на роскошь» затронет около 23 000 человек, или 0,1% от всех налогоплательщиков Испании.

Риски для «русских европейцев»

Сегодня крайне сложно оценивать популярность и инвестиционную привлекательность стран ЕС у россиян, отмечает Шестемиров. Риторика стран ЕС в отношении гарантий сохранности, не говоря уже о приросте, финансовых активов наших граждан достаточно негативная, из-за чего, вероятно, разумнее рассматривать смену векторов инвестирования в настоящее время, предлагает эксперт. Любое увеличение налогового бремени в странах ЕС станет значительным негативным фактором для российского инвестиционного капитала, уверен Шестемиров.

Кроме того, запрет пользоваться криптовалютными услугами для граждан РФ, который попал в последний пакет санкций ЕС, еще более сокращает маневры для наших соотечественников, добавляет он.

Некоторые страны ЕС, Великобритания и Швейцария исторически предлагают специальные налоговые программы, стимулирующие переезд состоятельных лиц в эти страны, детали и условия этих программ отличаются, но суть заключается в том, что состоятельные мигранты могут проживать на территории государств, считаться их налоговыми резидентами, платить налоги с части (обычно небольшой) доходов, при этом исключая из-под налогообложения основные доходы, полученные за пределами страны проживания, напоминает Кузнец.

После февраля 2022 г. почти все такие программы стали недоступны для российских лиц в связи с введением санкционных ограничений. Любопытно, что данный запрет спровоцировал дискуссию на уровне налогового комитета парламента ЕС о целесообразности и судьбе таких программ в целом, рассказывает эксперт. Несмотря на то что в данной дискуссии упор делался на способы и риски использования специальных налоговых программ именно российскими лицами, обращают на себя внимание общие комментарии относительно таких программ: по мнению специалистов, необходимо усиление контроля за пользователями специальных налоговых режимов и ужесточение правил их работы, сообщает Кузнец. Таким образом, в обозримом будущем мы можем увидеть повышение требований и более серьезный контроль в этом направлении, заключает эксперт.