Бизнес попросил Мишустина продлить на два года мораторий на проверки
В правительстве делать этого пока не планируют, но допускают такое решениеПрезидент объединения «Опора России» Александр Калинин обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с предложением продлить мораторий на плановые и внеплановые проверки бизнеса (письмо есть у «Ведомостей»). Он был введен в марте в качестве антикризисной меры, его срок истекает в конце года. Введение этой меры позволило втрое снизить количество проверок, напоминает он в письме, ссылаясь на данные Минэка. Благодаря мораторию предприниматели смогли в кризисный период сосредоточиться на бизнес-процессах, не отвлекаясь на взаимодействие с контрольно-надзорными органами, пишет Калинин. При этом роста числа случаев причинения вреда, прежде всего жизни и здоровью людей, зафиксировано не было, отмечает он.
Более того, в связи с обновлением законодательства о государственном контроле и надзоре (в 2020 г. вступили в силу новые правила, сформированные в том числе в рамках кампании по отказу от устаревших норм – регуляторной гильотины. – «Ведомости») бизнесу требуется время на адаптацию, поясняет Калинин.
В нынешней ситуации малые и средние компании не должны сталкиваться с повышением административной нагрузки, поэтому мораторий на проверки – как плановые, так и внеплановые – следует продлить на 2023 и 2024 гг., предлагает президент «Опоры России» Мишустину.
3 октября правительство объявило о решении смягчить политику контроля в 2023 г. В следующем году плановые проверки в отношении организаций, деятельность которых не отнесена к высокорисковым категориям, проводиться не будут, сообщала пресс-служба кабмина. Постановление касается федерального, регионального и муниципального видов контроля, осуществление которых регулируется федеральным законом «О государственном контроле». Этим законом, вступившим в силу в июле 2021 г., введен риск-ориентированный подход при осуществлении надзорной деятельности. То есть частота проведения проверок напрямую зависит от категории риска, к которой отнесен объект контроля. Всего законом установлено шесть категорий рисков (чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный, низкий). Чем выше категория риска, тем чаще объект проверяется. В отношении объектов с низким риском плановые проверки не проводятся.
Изменения производятся в рамках выполнения поручения президента. В июне Путин, выступая на Петербургском экономическом форуме, предложил полностью отменить большинство плановых проверок российских компаний. «Есть все основания сделать еще один кардинальный шаг вперед – на постоянной основе отказаться от проведения проверок всего российского бизнеса, деятельность которого не связана с высокими рисками причинения вреда», – говорил тогда президент.
Мораторий не планируется, но допускается
Представитель аппарата вице-премьера Дмитрия Григоренко подтвердил получение письма «Опоры России». Предложения направлены на проработку в Минэкономразвития, уточнил он. Подписанное правительством постановление освобождает организации, объекты которых отнесены к категориям умеренного, среднего и значительного риска, от плановых проверок в следующем году, напомнил собеседник. Основное направление реформы контрольно-надзорной деятельности – совершенствование риск-ориентированного подхода, которое будет продолжаться в течение следующего года, передал представитель Григоренко его слова. «Подписанное постановление устанавливает переходный период до момента комплексной реализации очередного этапа реформы», – уточнил вице-премьер.
Представитель Минэка не ответил на запрос «Ведомостей».
Отмена проверок по низкорисковым бизнесам не равнозначна мораторию, заявил Калинин «Ведомостям». Во-первых, риск всегда можно обосновать, продолжил он. Во-вторых, постановлением бизнес освобождается лишь от плановых проверок, а, например, в 2021 г. внеплановых проверок было в 3 раза больше, напомнил он. Когда действует мораторий, прокуратура четко следит за его соблюдением и запрещает проведение любых проверок. В условиях мобилизации повышение административной нагрузки может создать бизнесу существенные сложности. «Мы убеждены: мера должна быть реализована именно в формате моратория», – резюмировал Калинин.
Как сообщил «Ведомостям» близкий к кабинету министров источник, в правительстве пока не видят необходимости продлевать мораторий и собираются придерживаться решения об освобождении от проверок низкорисковых видов бизнеса. Но в целом пролонгация этой меры поддержки не исключена, допустил собеседник. Все будет зависеть от развития ситуации, уточнил он.
Постоянные моратории
Необходимость продления моратория связана с дополнительными шоками и издержками, которые малый и средний бизнес сейчас испытывает, согласился с «Опорой России» профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александр Чепуренко. В отличие от льгот по налогам эта мера не угрожает наполнению бюджета, но позволяет предпринимателям сосредоточиться на текущих вопросах бизнеса, отметил он. Мораторий только на плановые проверки приводит к увеличению числа внеплановых, по закону сообщающихся сосудов, поэтому под запрет должны подпадать все виды инспекций, а также придуманные контролирующими органами «консультации» и «мониторинги», проводимые без запроса со стороны самих предпринимателей, уверен Чепуренко.
Рисков для экономики в случае продления моратория практически нет, поскольку его введение не означает отказ от абсолютно любых проверок – инспекции по вопросам, связанным с рисками значительных материальных последствий, осуществляются в установленном порядке, добавил доцент кафедры корпоративного управления и инноватики РЭУ им. Плеханова Михаил Хачатурян.
Необходимости продлевать мораторий с учетом решения о частичном освобождении от проверок сейчас нет, отметил вице-президент ЦСР Константин Никитин. Нужно иметь в виду, что риск-ориентированный подход не заработает, если будут постоянные моратории, пояснил он. Экономика должна функционировать по понятным и четким правилам, а как раз именно сейчас необходимо эти правила установить без принятия кардинальных решений. Мораторий на три года даст возможность в это время не соблюдать обязательные требования, выпускать продукцию и оказывать услуги ненадлежащего качества и проч. В итоге органы контроля будут реагировать другими более жесткими мерами, будут просить сделать много исключений из моратория по отдельным сферам, что в итоге и приведет к неясности правил. Ручной режим в сфере контроля должен быть заменен стратегической настройкой органов контроля, резюмировал Никитин.