Минфин рекомендовал регионам формировать бюджеты на 2023 год «без излишеств»
С особой осторожностью к тратам стоит отнестись субъектам с развитой металлургией и автопромомМинфин советует регионам не раздувать бюджеты на следующий год и осторожно подходить к тратам накопленной подушки безопасности, сообщил «Ведомостям» первый замминистра финансов Леонид Горнин. Сейчас у большинства субъектов есть значительный объем остатков средств на счетах – в совокупности около 4 трлн руб., напомнил он.
«Мы сейчас призываем регионы формировать бюджеты на 2023 г. без каких-либо излишеств. Накопленная подушка безопасности, безусловно, пригодится», – отметил Горнин. Следующий год, по его словам, будет финансовым испытанием для субъектов. «Им нужно рачительно относиться к этой подушке безопасности и финансировать только те инвестрасходы, которые реально дают экономический эффект, а значит, и новые налоговые поступления», – пояснил первый замминистра.
Накопленная субъектами подушка безопасности в 2023 г. будет значимым источником финансирования расходов региональных бюджетов, уточнил представитель Минфина на запрос «Ведомостей». Ограничений на использование таких средств нет, подчеркнул он.
Согласно проекту основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на ближайшие три года (документ есть у «Ведомостей»), который был подготовлен весной, Минфин ждет исполнения консолидированных бюджетов регионов в 2022 г. с профицитом на уровне 163 млрд руб. (доходы составят 18,893 трлн руб., расходы – 18,730 трлн руб.), а в 2023 г. уже с дефицитом в 132,5 млрд руб. (доходы – 18,784 трлн руб., расходы – 18,916 трлн руб.). В 2021 г. консолидированные бюджеты регионов были исполнены с профицитом в 660,8 млрд руб. (доходы составили 17,5 трлн руб., расходы – 16,9 трлн руб.).
Бюджеты под санкциями
Все регионы в той или иной мере ощутили влияние текущих макроэкономических условий на доходную и расходную части своих бюджетов, указал директор центра экономики регионов ЦСР Марат Фаттахов. Судя по индексу промышленного производства, опубликованному Росстатом, можно отметить, что в целом могут испытывать некоторые трудности с формированием бюджетов те регионы, в которых высока доля добычи и переработки угля, природного газа и газового конденсата, железных руд (регионы Сибирского и Уральского федеральных округов), продолжил он. Безусловно, текущая ситуация затронула и регионы с развитой обрабатывающей промышленностью, особенно с производством автотранспортных средств (Калужская, Ленинградская области и др.), добавил эксперт.
Анализируя оперативные данные по исполнению бюджетов субъектов за восемь месяцев текущего года, можно сказать, что в целом на доходах субъектов текущие ограничения еще не успели отразиться в полной мере, заметил эксперт группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Илья Цыпкин. По итогам января – августа дефицит сложился только у 15 субъектов (в минувшем году на эту дату дефицит был у 12 регионов, а в сентябре 2020 г. – у 41 субъекта), отметил он. В номинальных величинах наибольший объем дефицита бюджета, по его оценкам, зафиксирован у Магаданской, Мурманской и Белгородской областей (6,1 млрд, 7,2 млрд и 9,4 млрд руб. соответственно), а также в Республике Дагестан (6,3 млрд руб.). Наибольший профицит наблюдается у Санкт-Петербурга (304,5 млрд руб.), Москвы (273,5 млрд руб.), Кемеровской области (97,9 млрд руб.) и Республики Татарстан (69 млрд руб.), добавил эксперт.
В целом можно с высокой долей вероятности прогнозировать, что ряд регионов столкнется с проблемами при формировании бюджета на 2023 г., считает доцент кафедры корпоративного управления и инноватики РЭУ им. Г. В. Плеханова Максим Максимов. Минимизация расходов на управленческий аппарат, поддержка реального сектора региональной экономики и безусловное выполнение всех социальных обязательств будут в фокусе властей субъектов, полагает он. Секвестр вероятен для имиджевых трат, таких как содержание за счет регионального бюджета профессиональных спортивных команд, проведение массовых и зрелищных мероприятий, представительские расходы, ожидает эксперт. Кроме того, возможен трансфер средств в пользу проектов, имеющих более короткие сроки окупаемости и явный экономический эффект, добавил он.
Регионы с середины года уже начали экономить на мероприятиях, которые не могут дать значительного экономического эффекта, отметил Фаттахов. При этом, по его оценкам, у бюджетной системы достаточно ресурса прочности, чтобы без каких-либо значительных сложностей обеспечить исполнение социальных обязательств. В то же время регионам необходимо также сконцентрировать внимание на реальном секторе экономики, помочь действующим производствам адаптироваться, а реализуемым инвестиционным проектам дойти до стадии запуска производства, подчеркнул эксперт. Это поможет не только заложить основы для экономического развития в будущем, но и избежать социальной напряженности в настоящее время, резюмировал Фаттахов.
Прошлый год позволил большинству регионов накопить средства на счетах: положительную динамику остатков зафиксировали 70 субъектов, отметил Цыпкин. У 50 регионов объем накопленных средств превысил 10% их собственных доходов, оценил он. Наилучшего результата достигли Москва (+176 млрд руб.), Красноярский край (+73 млрд руб.), Санкт-Петербург (+59,5 млрд руб.) и Челябинская область (+54 млрд руб.). Эти средства могут быть использованы регионами для финансирования дефицитов текущего и будущих периодов, указал эксперт.
С наименьшим объемом остатков на счетах в относительном выражении (менее 1% собственных доходов) минувший год закончили Магаданская, Омская и Ульяновская области, а также Удмуртская республика, добавил он. Последние доступные агрегированные данные (за семь месяцев 2022 г.), по его словам, фиксируют снижение объема остатков средств только у семи субъектов: Мурманской области (-6,5 млрд руб.), Республики Дагестан (-3,7 млрд), Белгородской области (-1,7 млрд), Псковской области (-1 млрд), Ульяновской области (-170 млн), Удмуртской республики (-102 млн), Магаданской области (-38 млн). У большинства же субъектов отмечен рост «подушки ликвидности» – в том числе потому, что пока не исполнен основной объем расходов, пояснил эксперт.
В экстренном случае регионы в первую очередь могут отказаться от капитальных расходов в пользу финансирования текущих, полагает Цыпкин. Социально значимые расходы всегда будут на первом месте у властей субъектов, поэтому жертвовать придется инвестициями в развитие, заключил эксперт.