В правительстве готовятся к новым санкциям по пяти направлениям
К серьезному ожесточению Запад будет готов по итогам отопительного сезона, считают экспертыПравительство ожидает, что санкционное давление будет усиливаться. Сценарии новых санкций обсуждались на стратегической сессии в правительстве под руководством премьер-министра Михаила Мишустина 30 августа. В материалах к заседанию (документы есть у «Ведомостей», их подлинность подтвердил федеральный чиновник) перечислено пять основных угроз новых ограничений для российской экономики. В перечень вошли следующие возможные санкции:
- ограничения международной мобильности граждан;
- расширение перечня «недружественных» стран;
- усиление вторичных санкций;
- дополнительные ограничения на экспорт энергоносителей;
- расширение списка подсанкционных компаний и запрещенных к поставке товаров и технологий.
Представитель Минэкономразвития подтвердил, что на итоговой сессии «обсуждались как уже существующие, так и еще не реализовавшиеся риски, связанные с санкциями, в том числе упомянутые в запросе». Они были выявлены и сформированы в процессе промежуточных обсуждений с отраслевыми ведомствами, добавил он. «Ведомости» направили запрос представителю кабинета министров.
Как пояснил близкий к правительству источник, власти заранее оценивают риски, чтобы среагировать на санкции проактивно и минимизировать негативный эффект. Такие задачи решает в том числе новая социально-экономическая стратегия правительства, которая подразумевает в том числе реализацию «быстрых проектов», с коротким горизонтом исполнения, для того чтобы, например, оперативно заместить те или иные товары или компоненты, с которыми уже возникли или могут возникнуть сложности. В целом, по словам источника, все самые жесткие санкции против России уже были введены, поэтому от появления новых принципиально ситуация не поменяется.
Это пять
Под первым риском – ограничением на международную мобильность – подразумевается не только и не столько туризм, сколько затруднения для бизнеса, науки и образования, гуманитарных обменов, пояснил один из близких к правительству источников. 9 сентября Совет ЕС принял решение приостановить действие соглашения об упрощенном визовом режиме между Евросоюзом и Россией. С 12 сентября будут увеличены визовый сбор, количество документов для подачи заявления, а также срок принятия решения. Еврокомиссар по внутренним делам ЕС Илва Йоханссон также говорила, что Евросоюз введет строгие визовые ограничения для граждан России. По ее словам, планируется выдавать визы только журналистам и для поездок по семейными обстоятельствам.
Вторая угроза – расширение перечня недружественных государств. Западные страны могут попытаться втянуть в периметр прямых санкций крупнейших азиатских торговых партнеров, а также страны – члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС), пояснил источник. 5 марта кабмин утвердил список недружественных стран в ответ на западные санкции. В первый перечень вошли 43 страны, в том числе некоторые государства – члены ЕС, США, Великобритания, Швейцария, Канада, Япония, Австралия, Сингапур, Новая Зеландия, Норвегия. Этот список продолжает пополняться. В июле в него также включили Грецию, Данию, Словению, Хорватию и Словакию.
Третьим риском может стать усиление вторичных санкций. В этом случае пострадают компании, которые продолжают работать с Россией. В начале августа после переговоров президентов России и Турции Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана газета Financial Times писала, что страны Запада все более обеспокоены углубляющимся сотрудничеством двух стран. Вашингтон не раз предупреждал о риске вторичных санкций в отношении стран, которые будут помогать России обходить введенные против нее санкции, напомнило издание.
Четвертое – введение дополнительных ограничений на экспорт энергоносителей. Это, по оценке правительства, может снизить доходы бюджета и повлиять на российское производство по более широкому перечню отраслей, пояснил федеральный чиновник. В начале июня ЕС утвердил шестой пакет санкций, который включает в том числе постепенное эмбарго на российскую нефть и нефтепродукты. Кроме того, в начале сентября министры финансов стран G7 (США, Великобритания, Канада, Япония, Италия, Франция и Германия) заявили о намерении ввести потолок цен на российскую нефть. Для этого они хотят создать «широкую международную коалицию», которая установит лимит. США добиваются установления порога на таком уровне, при котором России будет выгодно продолжать добычу, сообщила 13 июля глава американского минфина Джанет Йеллен.
20 июля Путин по итогам саммита в Тегеране заявил, что цены на нефть сильно вырастут в случае ограничений объемов поставок и цены российской нефти. Несколькими днями ранее помощник президента Максим Орешкин заявил, что за последние несколько месяцев России удалось переориентировать поставки нефти. По его мнению, текущая ситуация вызывает больше проблем у покупателей энергоресурсов, чем у России как у продавца.
Последний из наиболее вероятных рисков – расширение списка подсанкционных компаний, а также товаров и технологий, запрещенных к поставкам в Россию, отмечается в документе. Сейчас со стороны ЕС действует запрет на экспорт в страну некоторых типов машин, транспорта и оборудования. Ограничения со стороны США затрагивают поставки американских технологий для оборонной, аэрокосмической и судостроительной отраслей. Санкции коснулись экспорта полупроводников, компьютеров, телекоммуникаций, а также чувствительной техники.
После введения ограничений на экспорт в Россию технологий и оборудования правительство анонсировало меры поддержки для компаний, которые занимаются импортозамещением. В конце августа «Ведомости» писали, что Минпромторг по поручению Путина на ПМЭФе подготовил предложения по поддержке промышленных кластеров. Среди льгот – обнуление налога на прибыль, снижение ставки страховых взносов. Кроме того, правительство анонсировало запуск промышленной ипотеки для бизнеса под строительство и реконструкцию производственных помещений. РБК сообщали, что Минпромторг разрабатывает новую модель импортозамещения в промышленности, которая предполагает перевод ряда отраслей в «квазиплановый» режим.
Давление на партнеров
Отдельные страны ЕС испытывают усталость от санкций против России, но «эта проверка на прочность» будет продолжаться, заявил 5 сентября глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель на межпарламентской конференции ЕС. Европейские граждане «очень озабочены предстоящей зимой и последствиями энергетического кризиса», добавил он. Канцлер Германии Олаф Шольц признавал, что многие немцы столкнулись с ростом цен на бензин и продукты питания.
С началом специальной военной операции на Украине и введением новых санкций против России волатильность на газовом рынке Европы усилилась. В начале марта спотовые цены газа в Европе приближались к $3900 за 1000 куб. м, а затем стабилизировались в районе $2000. При этом 26 августа, по данным биржи ICE, биржевые цены на газ в Европе превысили $3500 за 1000 куб. м впервые с 8 марта. Это произошло незадолго до того, как «Газпром» приостановил работу последней турбины «Северного потока» для проведения технического обслуживания и планово-предупредительных работ. Энергетический кризис в Европе может затянуться на несколько зим из-за сокращения поставок топлива из России, говорил в конце августа глава международной нефтегазовой компании Royal Dutch Shell Бен ван Берден.
Кроме непосредственно цен на энергоносители инфляция в Европе и США ежемесячно обновляет рекорды, причем темпы роста цен продолжают ускоряться. По итогам августа инфляция в еврозоне ускорилась до 9,1% в годовом выражении, следует из окончательных данных Статистического управления Европейского союза (Евростат). Это максимальный показатель за все время подсчетов. В США в августе потребительские цены выросли на 8,3% в годовом измерении, сообщило министерство труда страны. Инфляция замедлилась по сравнению с 8,5% в июле, но оказалась выше консенсус-прогнозов. Например, как ожидали аналитики Bloomberg, рост цен должен был составить 8,1%.
На фоне ускоряющейся инфляции как ФРС, так и ЕЦБ повышают ставки, что, во-первых, существенно давит на стоимость обслуживания госдолга, а во-вторых, на расходы по кредитам домохозяйств и бизнеса – большая часть процентов по займам привязана к уровням ставки центробанков. Сложившаяся ситуация грозит уже фактически неизбежной рецессией, причем если раньше американские или европейские аналитические институты или представители власти об этом риске говорили довольно сдержанно, то сейчас признают, что вероятность спада, причем затяжного, близка к 100%. Мировая экономика в 2023 г. столкнется с рецессией, вызванной агрессивной волной ужесточения денежно-кредитной политики мировыми ЦБ, констатировал недавно Всемирный банк. Более того, по мнению его аналитиков, принимаемых мер на данный момент может быть недостаточно для сдерживания инфляции.
Количество и жесткость санкций в последние годы, если оставить за скобками массированные удары по экономике после 24 февраля, постоянно растут, поэтому ожидания усиления давления оправданы опытом, считает главный экономист Bloomberg Economics Александр Исаков. Основным сценарием действительно является нарастание ограничений, согласен директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг. По его словам, значимое усиление давления может начаться в I квартале следующего года, когда станут понятны последствия нефтяного эмбарго и итоги отопительного сезона в Европе. Прессинг на торговых и логистических партнеров России будет развиваться по нарастающей, согласился эксперт, при этом механизм вторичных санкций до сих пор де-факто не применялся. Впрочем, действительно худшие из санкций уже пройдены, согласился эксперт. Любые новые ограничения неприятны, но принципиально они картину не изменят, более того, возможно даже начало тренда на ослабление санкций.
По словам Исакова, эффект на экономику от введения ограничений будет отличаться в зависимости от степени чувствительности каждой отрасли: те, что ориентированы на внутренний рынок, например розничная торговля, строительный сектор, мало уязвимы, а для экспортных секторов потенциальная «площадь поражения» может быть больше. Вайсберг считает, что эффект от санкций будет зависеть от того, направлены ли они на сдерживание импорта или на сокращение экспорта. Например, ограничение международной мобильности граждан может быть фактором в пользу более крепкого рубля, поскольку ограничивает импорт услуг. Ограничения на экспорт энергоносителей будут работать на ослабление валюты, при этом они отражаются в безработице в соответствующих секторах.