ЦБ хочет снять запрет на открытие филиалов иностранных банков

Но создавать их смогут только организации из дружественных стран
Сейчас бизнес-активность банков из дружественных стран на российском рынке весьма невелика
Сейчас бизнес-активность банков из дружественных стран на российском рынке весьма невелика / Getty Images

ЦБ предложил разрешить иностранным банкам открывать российские филиалы. Такая мера вошла в перечень инициатив по развитию финансового рынка, совместная презентация регулятора и Минфина была представлена на стратегической сессии в правительстве (документ есть у «Ведомостей»). Но открыть свои филиалы смогут лишь организации из дружественных стран, уточняется в презентации. Представитель ЦБ не ответил на запрос «Ведомостей».

Понятие «филиал иностранного банка» было исключено из законов «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О валютном регулировании и валютном контроле» по указу № 29-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подписанному президентом России в марте 2013 г. Это означало фактический запрет на открытие филиалов иностранных банков в России.

Решение тогда объяснялось конкурентными преимуществами, которые в таком случае могли возникать у зарубежных финансовых организаций перед российскими: так, для иностранных филиалов не были обязательными нормативы по отчислению средств в фонды обязательного резервирования, они не должны были отчитываться перед ЦБ в российской и международной системах бухгалтерского учета.

По итогам стратегической сессии председатель правительства Михаил Мишустин поручил российским финансовым властям упростить доступ иностранных эмитентов и инвесторов на российский финрынок, расширить область применения цифровых валют, разработать механизмы дополнительного стимулирования долгосрочных сбережений населения, говорится в пресс-релизе правительства. Минфин при участии ЦБ актуализирует Стратегию развития финансового рынка России до 2030 г. – документ должен быть доработан с учетом поручений президента и сложившейся геополитической ситуации.

Ранее «Ведомости» писали, что на стратегической сессии 30 августа также обсуждался переход на расчеты по внешнеторговым сделкам в рублях и национальных валютах дружественных стран. Правительство планирует увеличить долю рублевых расчетов по таким сделкам с 19,5% в 2021 г. до 40% в 2025 г. – почти вдвое, следует из прогноза. Вместе с этим доля валют нейтральных стран вырастет с 1,6 до 20% – почти в 13 раз. Таким образом, по плану правительства до 60% всей внешней торговли к 2025 г. будет вестись в отличных от доллара и евро валютах.

Пора ли разрешать

Введение запрета на создание филиалов зарубежных банков было оправданной мерой, отметил заместитель директора Института коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ Александр Пушко. Например, в странах Восточной Европы и Прибалтики, где подобных ограничений не было, национальные банки не выдержали конкуренции с глобальными игроками и их просто выдавили с рынка, указывает эксперт. Банковская система восточноевропейских и прибалтийских стран в результате оказалась представлена в основном американскими, английскими, немецкими, итальянскими, швейцарскими крупнейшими банками, добавил Пушко.

Тем не менее в нынешних условиях санкционных ограничений филиалы банков из дружественных стран могли бы помочь в организации расчетов в национальных валютах по внешнеторговым операциям и привлечении инвестиций в экономику России, согласился эксперт.

Регуляторные риски относительно банков из дружественных стран невелики, так как уровни их процентных ставок и норм резервирования не сильно отличаются от российских, добавил доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов.

Запрет на деятельность филиалов иностранных банков в России – это результат переговоров о вступлении РФ в ВТО, напомнил генеральный директор АКРА Михаил Сухов. Но сейчас снять ограничения в целом возможно – необходимо только правильно сформулировать принцип допуска филиалов, который не привел бы трудностям по линии торговой организации в будущем. В нынешних условиях потенциальные проблемы выглядят символическими, поскольку банки «недружественных» стран вряд ли захотят объявить, что их дискриминируют, иронизирует Сухов.

Обычно страны, снимающие те ли иные ограничения, рассчитывают на практические шаги бизнеса, которому они адресуются, продолжил он. Но бизнес-активность банков из дружественных стран на российском рынке пока не высока, констатировал Сухов. Открытие филиалов обычно сопровождается развитием сотрудничества по другим направлениям бизнеса, например, в торговле или производстве. В этой связи главной целью открытия филиалов может стать передача им расчетной функции. При небольшом объеме бизнеса даже небольшие инвестиции в размере минимальных требований к капиталу банков для открытия полноценных «дочек» кажутся обременительными – именно поэтому филиалы имеют потенциал как альтернативная форма присутствия на рынке, считает Сухов. Вместе с тем, финансовые организации даже из дружественных стран в любом случае столкнутся с давлением со стороны своих контрагентов на Западе, в особенности, если они держат крупные суммы на корсчетах в долларах и евро, добавил он.

Если властям известно о намерении конкретного банка из «дружественной» страны вести бизнес в России в форме филиала, то можно подумать над снятием ограничения. Но стоит проанализировать, почему национальные игроки не смогут оказывать такие услуги, или попробовать достичь «зеркального» снятия запрета для российских банков, отметил Сухов .

Но при отсутствии конкретных бизнес-намерений, есть смысл поберечь снятие запрета на перспективу: это можно будет использовать в качестве жеста открытости финансовой системы в обмен на облегчение условий международных финансовых операций, резюмировал Сухов.

Что будут делать филиалы

В периметре лицензии филиалов не будет ни привлечения средств физических и юридических лиц во вклады, ни инкассации, ни купли-продажи валюты, кроме как на Московской бирже, – в лицензии будет прописано только открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, полагает руководитель центра инвестиционного анализа и макроэкономических исследований ЦСР Даниил Наметкин. ­Более того, даже такой вид деятельности может быть связан с рядом ограничений, например по суммам остатков на таких счетах или по объемам операций, ­добавил он.

60%

всей внешней торговли к 2025 г. будет вестись в отличных от доллара и евро валютах

Расчеты с зарубежными контрагентами будут единственной функцией филиалов иностранных банков, уверен директор центра финансовой аналитики Сбербанка Михаил Матовников. В данном случае не предполагается, что у них будет доступ на внутренний финансовый рынок к розничным и коммерческим клиентам. Поэтому, с одной стороны, филиалы не будут создавать конкуренцию для российских банков, но с другой – такое решение обезопасит филиалы от банковских рисков, например невыплат по кредитам, указывает эксперт.

В то же время данная инициатива позволит в значительной степени упростить расчеты с иностранными партнерами российских компаний: иностранные банки будут открывать корреспондентские счета в ЦБ, из любого российского банка на эти счета можно будет перечислить средства и в дальнейшем эти средства будут поступать иностранным партнерам через внутренние системы иностранных кредитных организаций, поясняет Матовников.

Открытие филиалов в России будет интересно очень ограниченному количеству игроков, прежде всего из Белоруссии и бывших советских среднеазиатских республик, считает Наметкин. При этом нужно понимать, что действительно крупные банки не будут открываться в России, так как они всегда завязаны на обслуживании внешней торговли и, значит, не могут позволить себе риски вторичных санкций, согласился эксперт. Приходить будут в первую очередь небольшие, в каком-то смысле авантюрные местные игроки, которые, с одной стороны, будут выпускать платежные карты, получая весьма существенную для них прибыль от их обслуживания, с другой – будут служить «прокси» между российскими компаниями и местными же банками в расчетах, полагает Наметкин.

На момент подписания указа № 29-ФЗ в России не было зарегистрированных филиалов иностранных банков. Единственной формой присутствия на российском рынке для зарубежных финансовых организаций остается открытие дочерних организаций, полностью подконтрольных ЦБ.

По состоянию на 1 января 2022 г. иностранный капитал составлял 10,73% от совокупного уставного капитала кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, следует из данных ЦБ.