Зеленая сделка откладывается из-за энергокризиса

Разрыв Европы с Россией требует масштабных инвестиций в традиционную энергетику
Один из плавучих СПГ-терминалов планируется построить в порту Эльбехафен в Германии
Один из плавучих СПГ-терминалов планируется построить в порту Эльбехафен в Германии / Getty Images

Правительствам европейских стран придется потратить этой зимой не менее 50 млрд евро на новую инфраструктуру для обеспечения поставок импортных нефтепродуктов и угля. Об этом сообщила 7 сентября Financial Times со ссылкой на подсчеты аналитического центра Ember Climate. Вместе со строительством новых СПГ-терминалов для приема сжиженного газа, инвестиции в которые надо будет возвратить, это может серьезно замедлить выполнение условий зеленой сделки по отказу от «грязных» источников энергии и достижению углеродной нейтральности ЕС к 2050 г.

Сейчас только в Германии готовятся к вводу в эксплуатацию шесть плавучих СПГ-терминалов, о последнем из которых было объявлено 2 сентября. В мае Еврокомиссия (ЕК) предложила выделить 210 млрд евро в течение 10 лет, чтобы максимально снизить к 2027 г. зависимость ЕС от поставок российских энергоресурсов. На дополнительную инфраструктуру, связанную с нефтью, нефтепродуктами и газом, предлагалось выделить 12 млрд евро. В конце августа ЕК согласно инициативе REPowerEU повысила эти расходы уже до 300 млрд евро.

Кроме того, по подсчетам аналитического центра Bruegel, властям стран ЕС c сентября 2021 г. по июль 2022 г. уже пришлось выделить 280 млрд евро для защиты потребителей от резких скачков цен на энергию. По оценке Ember Climate, этой зимой на подобные цели может быть потрачено в 4 раза больше средств – более 1 ­трлн евро. Для сравнения: Международное энергетическое агентство оценивало инвестиции, необходимые для достижения целей зеленой сделки, в $2,7 трлн со стороны частных компаний и $1,2 трлн за счет госфинансирования.

Официальные лица ЕС пока предпочитают не признавать очевидного и заверяют, что все расходы на преодоление энергокризиса за счет невозобновляемых источников энергии временные и не повлияют на цели зеленого перехода и на его сроки. «Наша зависимость от российского ископаемого топлива исчезнет только в том случае, если мы будем массово инвестировать в возобновляемые источники энергии. <...> Вот почему мы предлагаем еще больше увеличить нашу цель по возобновляемым источникам энергии к 2030 г., доведя ее долю до 45%», – заявила председатель ЕК Урсула фон дер Ляйен 30 августа во время презентации проекта морского ветропарка в Дании.

Энергопереход – трудоемкий процесс и возможен исключительно в условиях сбалансированного рынка, когда выработка электроэнергии и тепла покрывает как базовые потребности производства и домохозяйств, так и пиковую нагрузку на энергосистему, рассуждает старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. На раннем этапе энергоперехода подразумевалось, что зеленая энергетика не сможет сразу покрыть все нужды рынка и значительная доля генерации, в первую очередь для работы при пиковых нагрузках, придется на традиционные источники энергии. В условиях дефицита дополнительные инвестиции действительно могут быть направлены на обеспечение тепловой и электроэнергией за счет ископаемого топлива в ущерб инвестициям в зеленую энергетику, полагает Блохин. Такая ситуация отбрасывает Европу назад как по целям энергоперехода, так и по срокам введения новых зеленых мощностей: по итогам 2022 г. и, вероятно, 2023 г. ЕС продемонстрирует рост углеродного следа и дальнейшее замедление роста инвестиций в возобновляемые источники энергии, предполагает он.

Зеленая сделка ЕС

Еврокомиссия объявила о переходе на возобновляемые источники энергии еще в декабре 2019 г. Тогда была принята так называемая европейская зеленая сделка (European Green Deal), согласно которой страны ЕС должны стать углеродно нейтральными к 2050 г. Для этого планировалось не только сокращать выбросы CO2, но и с 2026 г. ввести трансграничный сбор с импорта. Около 50 стран заявили об отказе к 2040 г. от угля, который считается грязным топливом из-за высокой эмиссии CO2.

Ключевым фактором роста инвестиций в традиционную энергетику остается нарушение логистических цепочек и отказ от устоявшихся маршрутов поставок углеводородов на рынок ЕС, считает Блохин. В таких условиях требуются инвестиции в терминалы СПГ и трубопроводы, рассуждает аналитик. Это может привести к существенному росту инвестиций в углеводородную инфраструктуру в ближайшие несколько лет, продолжает он: «Европе может потребоваться один-два года для переориентации газотранспортной системы на рынок СПГ по мере сокращения трубопроводных поставок». А это приведет к сокращению инвестиций в другие источники энергии и может отбросить цели ЕС по энергопереходу на несколько лет назад, говорит Блохин.

Идея безуглеродной экономики и углеродного налога существовала в Европе и как способ оказания давления на поставщиков энергоносителей, в первую очередь на Россию, утверждает аналитик товарных рынков «Открытие инвестиций» Оксана Лукичева. Использование этой идеи стало не актуально, ибо после запрета на покупку дешевого российского сырья Европа переключается на закупку одних из самых дорогих энергоносителей в мире – американских, отмечает Лукичева. В результате европейцев заставляют инвестировать в новые «грязные проекты», причем американские поставщики не будут обращать внимания ни на зеленую сделку, ни на углеродный налог, считает эксперт.