Минфин ждет роста инвестиций в основной капитал до 43 трлн рублей к 2030 году
По итогам прошлого года вложения составили 23 трлнМинфин ставит цель увеличить объем инвестиций в основной капитал с 23 трлн руб. в 2021 г. до 43 трлн в 2030 г. Это следует из совместной презентации ведомства и ЦБ, которая была представлена на стратегической сессии по развитию финрынка в правительстве 30 августа. Выполнение этой задачи предполагает также значительное изменение структуры источников инвестиций. В частности, более чем в 2 раза возрастет доля фондового рынка: в 2021 г. она составляла 5% от общего объема инвестиций, к 2030 г. должна будет достичь 11%. На 2 п. п. возрастет доля собственных средств: с 56 до 58%. Зависимость инвестиционной активности от бюджета снизится: вклад госрасходов упадет с нынешних 18% до 13%.
Для реализации задачи по росту инвестиций власти сформулировали целевые индикаторы. Первый – это отношение активов финансовых организаций к ВВП, он должен вырасти со 123% в 2021 г. до 150% к 2030 г. Второй – отношение рыночной капитализации фондового рынка к ВВП, он должен увеличиться с 46 до 54%. Третий – доля инвестиционных продуктов в сбережениях граждан, этот показатель должен практически удвоиться к 2030 г. и достичь 40% (в 2021 г. – 21%).
Кроме того, предприятия сами генерируют значительный объем денежного потока, который может быть направлен на инвестиции, отмечается в презентации. Этот показатель неуклонно рос с 2020 г.: тогда он составлял около 18–19% ВВП, в 2021 г. достиг 25% (тогда предприятия заработали рекордные прибыли), далее ожидается продолжение его увеличения – примерно до 27–28% в 2022 г. с сохранением этого уровня до 2030 г.
Планируется, что активы финансовых организаций (кредиты, средства профессиональных участников рынка, страховой и пенсионный сектор) увеличатся почти вдвое со 175 трлн руб. в 2021 г. до почти 350 трлн руб. в 2030 г. Капитализация фондового рынка к ВВП к этому моменту вырастет в 2,7 раза, ожидают в Минфине и ЦБ.
Представитель правительства перенаправил запрос в Минэкономразвития. «Ведомости» направили запрос в Банк России, Минфин, Минэкономразвития.
Ранее «Ведомости» писали, что, по прогнозам правительства, экономика России к 2030 г. превысит уровень 2021 г. на 17% в случае реализации целевого сценария «ускоренная адаптация». Темп роста инвестиций в 2030 г. в этом сценарии составит 30% к 2021 г., а реальные доходы населения за этот период увеличатся на 20%. По словам источников, достичь таких темпов роста планируется с помощью новой социально-экономической программы. С июня в правительстве проходили стратегические сессии по ключевым направлениям будущего развития. На совещании 30 августа были подведены промежуточные итоги разработки ведомствами отраслевых программ.
Еще в мае Минэкономразвития прогнозировало спад инвестиций в этом году на 19,4%. Но уже в середине августа министерство существенно улучшило свои ожидания. Согласно последнему прогнозу, инвестиции в основной капитал сократятся в 2022 г. на 10,8%, в 2023 г. – на 4,9%, в 2024 г. капвложения вырастут на 7%, в 2025 г. – на 3,8%. При этом Минэк уже анонсировал, что скорректирует и этот прогноз в сторону меньшего их снижения после вышедшей статистики за II квартал. По данным Росстата, инвестиции в основной капитал в апреле – июне 2022 г. выросли на 4,1% в годовом выражении после роста на 12,8% в январе – марте. За первое полугодие капвложения увеличились на 7,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Снижение инвестиций в этом году в России может не превысить 2%, а в 2023 г. оказаться в пределах 1%, заявил в конце августа первый вице-премьер Андрей Белоусов.
Что нужно для роста
План правительства предполагает номинальный рост чуть выше 7% в год, т. е. очень близко к динамике 2015–2021 гг., когда санкции уже действовали, но не были столь жесткими, отмечает директор по инвестициям ИК «Локо-инвест» Дмитрий Полевой. Сейчас же в условиях более жестких внешних ограничений получить сопоставимый рост может быть сложнее, считает он. Кроме того, речь идет о номинальном показателе, но важен реальный рост, который учитывает увеличение стоимости инвестиционных товаров.
Поставленная задача по инвестициям реализуема, если в этих непростых условиях кредиты станут доступнее, снизится административное давление и будет стимулироваться внутренний спрос, в том числе в сфере частной предпринимательской инициативы, отмечает руководитель практики по оказанию услуг государственным органам и институтам развития Kept Елена Лазько. По ее словам, власти прикладывают усилия для поддержки многих индустрий и программ импортозамещения. У государства есть деньги и оно готово их тратить, подчеркивает Лазько: «Теперь же надо дать какую-то степень комфорта предпринимателям. Чувство безопасности, которое даст им стимул вкладывать свои деньги вдолгую и спокойно работать на общее благо».
Одна из ключевых проблем – частое изменение ландшафта льгот и в целом налоговой нагрузки, которое создает сложности при планировании долгосрочных инвестиционных проектов (с горизонтом более 10 лет), полагает партнер группы компаний Б1 Марина Белякова. По ее словам, необходимо стремиться к большей предсказуемости, а сама система стимулирования инвестиций должна быть более адаптированной к макроэкономическим условиям.
Чтобы получить инвестиционный рост за счет частного сектора и фондового рынка с одновременным снижением доли бюджетных средств, придется реализовать все те меры по улучшению инвестклимата, которые обсуждаются долгие годы, считает Полевой. По словам эксперта, этот сценарий потребует также сохранения ответственной монетарной и бюджетной политики, необходимой для возвращения инфляции к целевым 4% и снижения стоимости заимствований для частного сектора. Роль фондового рынка будет автоматически расти, если компаниям и инвесторам будет выгодно привлекать и размещать капитал через него, добавляет Полевой. Для этого могут использоваться меры поддержки, но только административные методы, без сохранения конкуренции в экономике, не смогут обеспечить устойчивый и долгосрочный рост частных инвестиций, считает он.