ЦБ поспорил с Минфином по поводу бюджетного правила

Эксперты считают схему рабочей, но лишь при условии слабого рубля
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина и министр финансов Антон Силуанов
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина и министр финансов Антон Силуанов / Евгений Разумный / Ведомости

Базовые цена нефти ($60/барр.) и объем добычи (9,5 млн барр./сутки) в предложенных Минфином параметрах нового бюджетного правила завышены, полагают аналитики Банка России. Их позиция излагается в новом обзоре «Модификация бюджетного правила: от консерватизма к мягкости».

Официально новая концепция бюджетного правила не объявлена. В публичных комментариях по этому поводу Минфин стандартно отвечает, что она в проработке. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина также на вопрос о правиле ранее отвечала уклончиво, сообщив, что есть разные предложения. В своем обзоре аналитики ЦБ, критикуя параметры правила, ссылаются на публикации СМИ. Ранее о предложенном Минфином варианте с ценой отсечения в $60 за 1 барр. писали «Ведомости».

«Исходя из ожидаемой нами динамики цены прибыльности добычи сланцевых производителей и цены нефти, балансирующей государственные бюджеты основных стран – экспортеров нефти, цена нефти Urals $60/барр. кажется существенно превышающей равновесный уровень для средне- и долгосрочного периода», – отмечают аналитики ЦБ в обзоре. Аналогичные, хотя и заметно более низкие, риски Банк России видит и со стороны объема добычи нефти в случае его фиксации на уровне 9,5 млн барр./сутки.

Это означает высокую вероятность формирования резервов в фонде национального благосостояния (ФНБ) в периоды относительно благоприятной внешней конъюнктуры в объемах, недостаточных для покрытия отрицательного разрыва между фактическими и базовыми нефтегазовыми доходами в периоды, когда цена нефти будет ниже базовой, говорится в обзоре регулятора.

Более рациональным вариантом Банк России считает сохранение текущего уровня базовой цены нефти и снижение объема добычи нефти, это нужно для поддержания долгосрочной устойчивости государственных финансов и сохранения способности проведения контрциклической бюджетной политики в новых реалиях.

«Альтернативным вариантом может стать сохранение текущего механизма, в рамках которого объем добычи нефти не фиксируется для расчета базовых нефтегазовых доходов», – отмечают аналитики ЦБ.

В расчетах ЦБ есть логика и отсылки на реальные данные по рынку нефти, отметил эксперт «БКС мир инвестиций» Валерий Емельянов. Приводится аргумент, что точка безубыточности для сланцевиков находится на $60 по Brent, как и равновесная цена для бюджетов стран ОПЕК, но это не совсем так, полагает он. По его словам, крупнейшие производители, например Саудовская Аравия или Ирак, имеют сегодня сбалансированную цену $75–80, более мелкие и высокомаржинальные, такие как Катар и ОАЭ, – $50–55.

Сланцевая добыча имеет большой разброс цен, приемлемых для ведения бизнеса, добавил Емельянов. Если это старые проекты, то чуть выше $30 по WTI, если новые бурения, то почти $60, в среднем – скорее $45. Причем речь идет про западнотехасскую нефть, которая на 5–10% дешевле Brent, уточнил он. Итого: коридор равновесных значений для цены марки Brent – от $30 до $80, а если сузить к середине, то $50–60, оценил Емельянов. В ценах Urals – это $40–50, продолжил эксперт.

Хотя оптимальная линия отсечения почему-то не называется в докладе, там подчеркивается, что старая находится на отметке $40 в ценах 2017 г., отметил Емельянов. С учетом инфляции доллара, которая составила 20% за пять лет, это дает на сегодняшний день цену отсечения по продаже Urals в $50. С поправкой на дисконт Brent, таким образом, должен стоить более $60, чтобы правило работало на закупки валюты и накопления, оценил Емельянов.

Впрочем, большую роль в оценке перспектив правила будет играть курс доллара к рублю, добавил эксперт. В записке ЦБ про ожидаемый курс не сказано ни слова, отметил Емельянов. При росте доллара с нынешних 60 хотя бы до 70 руб. цена отсечения в $60 выглядит равновесной как минимум до 2025 г. А если доллар к 2030 г. будет стоить около 90 руб., то и падение объемов добычи не проблема, резюмировал Емельянов.

Планы Минфина по возобновлению валютных интервенций в рамках нового бюджетного правила должны приблизить курс к «оптимальным» для властей уровням в 75–80 руб. за доллар при текущих ценах на нефть, отметил главный аналитик ПСБ Денис Попов. Период крепкого рубля будет постепенно завершен к середине 2023 г. и средний курс будет в районе 81,5 руб. за доллар, полагает эксперт.

Когда возобновят правило

Минфин готов в тестовом режиме начать покупки валюты на нефтегазовые сверхдоходы в ближайшее время, как только будет одобрена концепция обновленного механизма, писали ранее «Ведомости» со ссылкой на источники. Новые параметры должны быть согласованы до внесения в Госдуму проекта бюджета – в этом году правительство должно сделать это до 1 октября.

По словам источников «Ведомостей», вопрос одобрения концепции вынесен на уровень президента. Как только решение будет принято, Минфин сможет оперативно возобновить покупки валюты. «Поскольку, очевидно, вопрос с правилом будет урегулирован до внесения проекта бюджета, теоретически интервенции могут начаться уже в сентябре», – уточнял один из собеседников.

Примерный объем средств, который может быть направлен на покупку валюты в рамках обновленного бюджетного правила, составляет 100–150 млрд руб. в месяц ($1,7–2,5 млрд), оценивал главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев.

При текущей конъюнктуре и параметрах, которые предложил Минфин, интервенции могли бы составить до $1 млрд (около 60 млрд руб.) в месяц, подсчитала главный экономист «Ренессанс капитала» по России и СНГ Софья Донец. Но вопрос в том, получится ли в этом году что-то отложить в ФНБ, говорила она «Ведомостям». Пока точный объем расходов неизвестен, но они увеличиваются значительно, поэтому даже при высоких доходах это вряд ли возможно, считает эксперт.

О приостановке действия старого бюджетного правила Минфин объявил в начале марта. До этого западные страны в рамках санкций заморозили около $300 млрд золотовалютных резервов РФ, включая средства ФНБ. Бюджетное правило заключалось в том, что дополнительные доходы от высокой цены нефти (в 2022 г. планка отсечения находится на уровне $44,2/барр.) направлялись на покупку иностранной валюты и золота для накопления в ФНБ. Весной власти закрепили возможность расходования дополнительных нефтегазовых доходов на приоритетные цели, а не только на покрытие дефицита бюджета.

В проекте «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 г. и период 2024 и 2025 гг.» Банк России указывал, что Минфин прорабатывает возможность покупок китайских юаней, индийских рупий, турецких лир и других валют дружественных стран для пополнения ФНБ в рамках бюджетного правила. Как писали ранее «Ведомости», в качестве валюты для интервенций министерством рассматривается только юань.

Объем ФНБ на 1 августа составлял 12,2 трлн руб. ($198,3 млрд), ликвидная часть (средства на банковских счетах в ЦБ) – 8,7 трлн руб. ($141,3 млрд), следует из данных Минфина.

В подготовке статьи участвовала Любовь Романова