Профицит региональных бюджетов приблизился к 1,5 трлн рублей

Более чем у 70 регионов доходы за январь – июль превысили расходы
На федеральном уровне уже принят ряд эффективных мер для поддержки регионов в условиях санкций
На федеральном уровне уже принят ряд эффективных мер для поддержки регионов в условиях санкций / Максим Стулов / Ведомости

Совокупный профицит бюджетов российских регионов на 1 августа составил более 1,4 трлн руб., подсчитали аналитики АКРА на основе оперативных данных за январь – июль. В аналогичном периоде прошлого года он достигал примерно 0,8 трлн руб. Такую динамику эксперты связывают с ростом поступлений от секторов добычи нефти, природного газа и угля.

На 1 июля, по оперативным данным Минфина, профицит консолидированных региональных бюджетов (включает бюджеты муниципалитетов) составлял 1,16 трлн руб. Федеральный бюджет в январе – июле, по предварительной статистике, был исполнен с профицитом в 482 млрд руб. По сравнению с показателем за полугодие он сократился почти в 3 раза.

Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».

Повсеместный рост

По итогам семи месяцев этого года в подавляющем большинстве регионов наблюдается увеличение налоговых и неналоговых доходов (ННД) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отметил заместитель директора группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Максим Першин. Наибольший рост отмечается в Кемеровской области и Республике Хакасии – более чем вдвое, что, по словам эксперта, может быть связано с высокими ценами на уголь. Также значительный прирост ННД фиксируется в регионах с высокой долей добычи нефти и природного газа в ВРП. В Ханты-Мансийском автономном округе ННД, по оценкам АКРА, выросли на 33%, в Ямало-Ненецком – на 58%, в Ненецком – на 47%, в Республике Татарстан – на 38%, в Республике Коми – на 39%. Более низкие темпы роста доходов демонстрируют регионы, в которых существенную долю экономики формирует металлургия, что отчасти связано с высокой базой прошлого года, добавил Першин.

более 1,4 рлн руб.

составил совокупный профицит бюджетов российских регионов на 1 августа

В среднем за январь – июль рост ННД относительно аналогичного периода прошлого составил порядка 25%, подсчитали в АКРА. В то же время расходы регионов увеличились на 17%.

Наибольшие профициты за семь месяцев наблюдаются у Москвы и Санкт-Петербурга – около 300 млрд руб. у каждого города, у Кемеровской области – почти 100 млрд руб., отметил Першин. Со значительными промежуточными профицитами, по его словам, исполняются бюджеты у нефтедобывающих регионов. Отдельно можно выделить Московскую область и Красноярский край с профицитом свыше 40 млрд руб., добавил эксперт. Бюджетный дефицит зафиксирован у 12 регионов: Белгородской области и Еврейской автономной области, Забайкальского и Камчатского края, Магаданской, Мурманской, Псковской, Ульяновской областей, республик Дагестан, Северная Осетия, Тыва и Чечня.

У большинства регионов бюджет на текущий год сверстан с дефицитом, однако фактическое исполнение будет значительно лучше плановых показателей, полагает Першин. В 2021 г. бюджет с профицитом исполнили 66 субъектов, в текущем году число будет сопоставимым с этим показателем, ожидает эксперт.

Завершить текущий год с профицитом бюджета планировали только шесть из 85 регионов, в совокупности в размере 10 млрд руб., отмечалось в исследовании АКРА, опубликованном в феврале. Это Омская, Смоленская и Томская области, Республика Карелия, Камчатский край и Еврейская автономная область. Еще четыре – Ярославская, Тамбовская и Волгоградская области, а также Республика Марий Эл – ждали бездефицитного бюджета.

Минфин прогнозирует исполнение консолидированных бюджетов регионов в 2022 г. с профицитом на уровне 163 млрд руб., а в 2023–2024 гг. – с дефицитом 132,5 млрд и 78,1 млрд руб. соответственно, следует из проекта Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на ближайшие три года (документ есть у «Ведомостей»).

В 2021 г. консолидированные бюджеты регионов были исполнены с профицитом в 660,8 млрд руб. (доходы составили 17,5 трлн, расходы – 16,9 трлн). В пандемийном 2020 году был зафиксирован дефицит на уровне 677 млрд руб. (доходы – 14,9 трлн, расходы – 15,6 трлн).

Устойчивость сохраняется

Регионы традиционно формируют свои бюджеты на предстоящий год настороженно, в основном все закладывают дефицитное исполнение, отметила младший директор по суверенным рейтингам агентства «Эксперт РА» Татьяна Тирских. Сейчас они сформированы с агрегированным дефицитом на 2022 г. в размере около 2 трлн руб., что почти в 3 раза превышает дефицит пандемийного 2020 года, указала эксперт. На данный момент, несмотря на опасения, региональные бюджеты исполняются устойчиво, отметила она.

Наиболее стабильное положение, по ее словам, в регионах, имеющих связи с Китаем (в основном дальневосточных и сибирских), сельскохозяйственных (из-за короткого производственного цикла), туристическо-курортных и там, где производство уже адаптировалось к текущим условиям. Наименее устойчивая ситуация в регионах с развитым машиностроением и автопромом, добавила Тирских. Поскольку расходы бюджетов во втором полугодии будут расти в связи с необходимостью поддерживать производственные цепочки, исполнять социальные программы, рассчитываться за госконтракты, а также учитывая ожидаемые сложности у наиболее пострадавших из-за санкционного давления регионов с развитой обрабатывающей промышленностью, дефицитное исполнение бюджетов, возможно, сложится более чем в половине субъектов, считает эксперт.

Дефицит может затронуть до половины регионов, но здесь важнее не количество субъектов с такой характеристикой бюджета, а объем этого дефицита и уровень госдолга, заметил эксперт направления «Пространственное развитие» ЦСР Александр Бурков. Сам по себе дефицит по итогам конкретного года не несет каких-то угроз экономической стабильности региона, тогда как наличие системной проблемы в финансовом планировании отдельно взятого субъекта уже требует принятия определенных мер и возможной помощи со стороны федерального центра, добавил эксперт.

Для поддержки регионов в условиях санкций на федеральном уровне уже принят ряд мер, включающих упрощение процедур государственных и муниципальных закупок, реструктуризацию задолженности по бюджетным кредитам, а также предоставление льготных кредитов под 0,1% годовых сроком до 2029 г. для погашения долговых обязательств по государственным и муниципальным ценным бумагам и коммерческим займам.