Центробанк Китая снижает ключевые ставки на фоне слабых экономических данных
Для дальнейшего снижения ставок мало возможностейНародный банк Китая (НБК) 15 августа неожиданно снизил ключевые ставки из-за резкого снижения темпов роста экономики в июле и падения активности в промышленности и розничной торговле. Причинами ослабления роста послужили борьба с коронавирусом и кризис на рынке недвижимости.
НБК снизил на 10 б. п. две ключевые процентные ставки: ставка по кредитам сроком на год в рамках программы среднесрочного кредитования (MLF) была понижена с 2,85 до 2,75% годовых, а семидневная ставка обратного выкупа репо – с 2,1 до 2%. Аналитики ожидают снижения еще одной ставки, которая влияет на проценты по новым и выданным займам, на следующей неделе.
Данные, опубликованные накануне Национальным бюро статистики Китая, свидетельствуют о том, что вторая по величине экономика мира с трудом справляется с последствиями строгих ковид-ограничений. Объемы промышленного производства в июле выросли на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это ниже результатов за июнь – 3,9%. Ожидалось, что рост в июле достигнет отметки 4,6%.
Розничные продажи, которые начали увеличиваться только в июне, выросли в июле на 2,7% по сравнению с июлем прошлого года, не оправдав прогноза в 5,0% и не достигнув роста 3,1%, наблюдавшегося в июне. Ситуация на рынке недвижимости также ухудшилась. Инвестиции в недвижимость упали на 12,3% в прошлом месяце – рекордные темпы за этот год. Снижение новых продаж недвижимости достигло 28,9%.
Новые кредиты в юанях упали в июле больше, чем ожидалось, поскольку компании и потребители по-прежнему опасаются брать новые долги.
Инвестиции в основной капитал, которые по замыслам Пекина компенсируют замедление экспорта во втором полугодии, выросли на 5,7% за первые семь месяцев 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. В то же время прогнозируемый рост должен был достичь 6,2%.
Снижение ключевой ставки второй раз за год – это попытка китайских политиков балансировать между необходимостью поддержать восстановление экономики и подавить распространение новых штаммов COVID-19. В результате ожидается, что экономика Китая не достигнет своего официального целевого показателя в этом году, установленного на уровне около 5,5%, – впервые с 2015 г. НБК снижал ключевые процентные ставки в январе этого года – также в связи с кризисом на рынке недвижимости и снижением покупательской активности из-за распространения штамма омикрон коронавируса. Экономика Китая чудом избежала спада во II квартале 2022 г., который грозил ей из-за закрытия коммерческого центра Шанхая, ухудшения на рынке недвижимости и сохраняющегося снижения потребительских расходов.
Как пишет Reuters, возможности НБК для дальнейшего смягчения политики могут быть ограничены беспокойством по поводу оттока капитала, поскольку Федеральная резервная система США и другие страны усиленно повышают процентные ставки для борьбы с растущей инфляцией.
Смягчение денежно-кредитной политики НБК означает, что руководство КНР корректирует вектор своей политики на более интенсивное стимулирование экономики после сокращения темпов роста из-за ковидных ограничений, полагает генеральный директор УК «Спутник – управление капиталом» Александр Лосев. Одновременно регулятор стремится снизить риски для финансовой системы страны, добавил эксперт. На финансовом рынке Китая скопилась избыточная ликвидность, которую банки предпочитают направлять в облигации, а не в реальный сектор, понимая все риски и дисбалансы экономики, пояснил Лосев. Снижение ставки сделает дальнейшие вложения в облигации менее выгодной стратегией, уточнил эксперт.
Пока, по его мнению, снижение ставки выглядит символическим. «Но Китаю свойственен символизм, поэтому политика контроля финрынка с одновременным стимулированием реального сектора будет продолжена», – уверен Лосев. Помимо этого, к ХХ съезду КПК Народный банк должен отчитаться об успехах, иронизирует эксперт.
«Вторая по величине экономика мира переживает сейчас не лучшие времена. Опубликованные в понедельник данные в очередной раз не оправдали ожиданий аналитиков», – говорит советник президента ЦСР Евгений Тоневицкий. В попытке подтолкнуть экономику руководство страны пошло на дополнительное снижение ставки по однолетним среднесрочным кредитам (предыдущее снижение было в январе 2022 г.) до рекордно низкого уровня – 2,75%. В забытые уже допандемийные времена ставка не опускалась ниже 3%, достигая в 2019 г. 3,3%, продолжает эксперт.
Очевидно, что продолжающееся замедление экономического роста, рекордные значения безработицы среди молодежи требуют дальнейшего ослабления денежно-кредитной политики и налогово-бюджетного стимулирования. С этой точки зрения снижение ставки можно воспринимать как позитивный сигнал рынку о том, что в условиях продолжающихся инфляционных рисков официальный Пекин планирует продолжать стимулировать экономику, а не зажимать искусственно рост цен. Вместе с тем выбранная председателем КНР Си Цзиньпином политика «нулевой терпимости» к COVID-19, при которой на территории, где обнаруживаются вспышки вируса, закрываются целые районы или даже города, продолжает оказывать давление на эффективный спрос, говорит Тоневицкий. «Если не давать людям выходить и потреблять – спроса не будет. Поиск равновесия между этими двумя разнонаправленными трендами, по-видимому, главная задача, которую надо решить экономическому блоку китайского правительства до съезда партии в октябре этого года», – резюмирует эксперт.