Эксперты оценили возможность нарастить расходы бюджета на 5 трлн рублей в год

Об увеличении трат на такую сумму министерства попросили на бюджетной комиссии
В целом Минфин может себе позволить пару лет увеличивать госрасходы за счет выпуска нового долга, расходования средств ФНБ и использования остатков в банках
В целом Минфин может себе позволить пару лет увеличивать госрасходы за счет выпуска нового долга, расходования средств ФНБ и использования остатков в банках / Максим Стулов / Ведомости

Министерства и ведомства на прошедшем 9 августа заседании рабочей группы правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на следующие три года попросили увеличить расходы на 5 трлн руб. ежегодно, сообщил журналистам представитель Минфина. При этом плановый период характеризуется высокими рисками для сбалансированности бюджета, считает министр финансов Антон Силуанов (его слова приводятся в сообщении).

В этот же день ведомство отчиталось о сокращении бюджетного профицита в январе – июле почти в 3 раза: до 482 млрд руб. с 1,374 трлн руб. по итогам полугодия. За семь месяцев расходы бюджета составили 15,3 трлн руб., доходы – 15,8 трлн руб. (в том числе нефтегазовые – 7,2 трлн руб.), следует из предварительных данных Минфина. Исходя из предварительных данных за шесть месяцев, в июле доходы бюджета могли составить 1,761 трлн руб. (нефтегазовые – меньше половины: 771 млрд руб.), а расходы – 2,653 трлн руб. Таким образом, дефицит в этом месяце оценивается в 892 млрд руб. после дефицита 122 млрд руб. в июне. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в июле доходы упали на 26%, расходы, напротив, выросли на 25%, следует из расчетов «Ведомостей».

Проект бюджета на 2023–2025 гг. формируется в принципиально новых экономических и финансовых условиях беспрецедентного санкционного давления и разрыва устоявшихся хозяйственных связей, отметил Силуанов. «Перед страной стоят новые задачи, и нам надо ориентировать бюджетную политику на выполнение этих приоритетов. С одной стороны, нужно не нарушить макроэкономическую устойчивость, основанную на финансовой стабильности. С другой стороны, выполнить все взятые обязательства и обеспечить выполнение намеченных целей в экономике и в социальной сфере», – добавил он.

Ранее министерство предложило сократить расходы бюджета по госпрограммам и непрограммным направлениям в 2023–2025 гг. на 1,6 трлн руб. Об этом «Ведомости» писали в июле. Куратор госпрограммы должен будет сам определить, от каких трат отказаться, пояснял тогда представитель министерства.

Допрасходы на трехлетку

Решение об увеличении бюджетных расходов будет принимать правительственная комиссия по бюджетным проектировкам, поэтому хотя позиция Минфина и будет играть важную роль, но решающее слово останется за кабмином, указал директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Заявки ведомств были согласованы профильными министрами, прошли формальную процедуру по предоставлению обоснований бюджетных ассигнований и уже дошли до комиссии, поэтому можно рассчитывать на их возможное принятие, отметил он. В то же время дополнительные 5 трлн руб. расходов ежегодно действительно очень большая сумма и велика вероятность, что в проекте федерального бюджета она будет значительно меньше, добавил эксперт.

Планы Минфина

Согласно действующему закону о бюджете, в 2022 г. ожидался профицит бюджета в 1,3 трлн руб. (1% ВВП), в 2023 г. – 299 млрд руб. (0,2% ВВП), в 2024 г. – дефицит на уровне 523 млрд руб. (0,3% ВВП). Теперь министерство прогнозирует исполнение федерального бюджета в 2022 г. с дефицитом на уровне 1,7 трлн руб. (1,2% ВВП): доходы должны составить 25,5 трлн руб., расходы – 27,2 трлн руб., следует из проекта Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики (документ есть у «Ведомостей»). Минфин закладывает бюджетный дефицит и на следующую трехлетку: в 2023 г. на уровне 1,6 трлн руб., или 1,1% ВВП, в 2024 г. – 1,4 трлн руб., или 0,9% ВВП, в 2025 г. – 1,4 трлн руб., или 0,8% ВВП. Окончательный вариант проекта бюджета правительство должно внести в Госдуму в сентябре.

В целом имеется практика, когда заявки формируются с некоторым запасом, поскольку на следующем этапе Минфин проводит их анализ, приоритизацию и может уменьшить запрошенные объемы финансирования, заметил заместитель директора группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Максим Першин. В окончательный проект федерального бюджета может быть заложен меньший рост расходов, согласен он. 5 трлн руб. – это порядка 3,8% от всего ВВП России за 2021 г., что весьма существенно, отметил директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.

Для объективной оценки потребности в допфинансировании необходимо понимать, включает ли эта сумма дополнительную индексацию текущих расходов на инфляцию и согласованы ли предложенные ведомствами меры между собой, указал первый вице-президент ЦСР Глеб Покатович. При увеличении расходов на 5 трлн руб. в 2023 г. (при прочих равных условиях) дефицит федерального бюджета составит 4,7 трлн руб. (или 3,3% ВВП), что в целом считается безопасным уровнем, отметил эксперт.

Такая сумма могла сложиться за счет планов масштабной перестройки экономики, необходимости развивать собственное производство в критических отраслях для достижения экономического суверенитета, полагает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. Не исключено, что часть средств пойдет на восстановление территорий ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, отметил эксперт. В целом Минфин может себе позволить пару лет увеличивать госрасходы на 5 трлн руб. за счет выпуска нового долга, расходования средств ФНБ и использования остатков в банках, говорит Васильев. При этом более реальным выглядит увеличение госрасходов в ближайшие годы на 1–2 трлн руб., считает эксперт.

Снижение бюджетного профицита было вполне ожидаемым в нынешней экономической ситуации, говорит Климанов. По его словам, точно определить глубину дефицита бюджета до конца года весьма сложно, на это будет влиять динамика валютного курса, объемы экспорта энергоресурсов и цены на них. Однако очевидно, что углубление дефицита будет продолжительным и значимым как для федерального, так и для региональных бюджетов, заключил эксперт.

Столь значительное сокращение профицита бюджета за январь – июль было неожиданным, не согласен Васильев. По его мнению, уже в ближайшие месяцы кумулятивный профицит сменится небольшим дефицитом, а в декабре, на который сезонно приходятся основные госрасходы, он возрастет до 2,3 трлн руб. Обычно Минфин пересматривает сальдо бюджета за предыдущие месяцы, однако дефицит почти в 900 млрд руб. за месяц возможен, учитывая те беспрецедентные условия, в которых оказалась российская экономика, полагает эксперт. Например, в ковидном июле 2020 г. дефицит составлял почти 600 млрд руб, напомнил он. Судя по оперативным данным, значительная часть увеличения расходов в июле пришлась на межбюджетные трансферты и закупку товаров для обеспечения государственных нужд, указал он.

В текущих условиях увеличение расходов бюджета и постепенное движение к его дефициту очевидно, констатирует Широв. Точно такое же влияние кризиса на бюджет мы наблюдали и в 2020 г., когда правительство более активно замещало бюджетными средствами потери экономики, которые возникали по неэкономическим причинам, что привело к резкому росту расходов, напомнил он.