Госкомпаниям хотят дать преимущественное право выкупа активов стратегических предприятий

Законопроект правительством уже подготовлен, но в администрации президента с ним не согласились
Реформа института банкротства была представлена на публичное обсуждение несколько лет назад
Реформа института банкротства была представлена на публичное обсуждение несколько лет назад / Андрей Гордеев / Ведомости

Правительство хочет дать преимущественное право госкомпаниям и госкорпорациям покупать стратегические предприятия при их банкротстве. Такое предложение включено в перечень мер по поддержке экономики в условиях санкций со сроком исполнения 31 октября (документ есть у «Ведомостей», его подлинность подтвердил федеральный чиновник). Кроме того, в этот пункт вошла инициатива снять запрет на приобретение «стратегических предприятий» для конкурсных кредиторов и их аффилированных лиц.

Изменения предлагается внести в закон «О несостоятельности (банкротстве)» – документ уже подготовлен, сообщили два источника, близких к правительству. Сейчас, согласно ст. 195 закона о банкротстве, право преимущественного приобретения стратегического предприятия в процедуре банкротства есть исключительно у Российской Федерации, т. е. фактически у правительства (оно может действовать, например, через Росимущество). Причем этой возможностью можно воспользоваться, только если организация выполняет работы по гособоронзаказу, обеспечивает обороноспособность и безопасность страны. К участию в торгах не допускаются конкурсные кредиторы и их аффилированные лица.

В конкретных кейсах правительству всегда сложно активировать свое преимущественное право, уточнил близкий к правительству источник. По его словам, это, как правило, очень сложные сделки, поскольку выкуп осуществляется за счет бюджета, – цена вопроса становится понятной только после проведения оценки и конкурсных процедур, тогда как деньги надо найти и согласовать фактически заранее. В результате все сделки проводятся, по сути, в ручном режиме, уточнил собеседник.

За и против

Законопроект планировалось рассмотреть в осеннюю сессию в составе антикризисных инструментов, говорят два собеседника «Ведомостей». Но на данный момент документ не получил одобрения со стороны администрации президента, уточнили они. В частности, против поправок выступило государственно-правовое управление. По словам близкого к правительству источника, пока не согласован механизм наделения госкомпании преимущественным правом приобретения стратегического предприятия. «Передача права должна быть максимально открытой и прозрачной. Все заинтересованы, во-первых, в том, чтобы сохранить компанию, а во-вторых, чтобы ее собственник был эффективным», – уточнил собеседник «Ведомостей». Пока механизм передачи и условия владения находятся в стадии доработки.

Ответственными за разработку законопроекта и механизма назначены Минэкономразвития, Минфин, Минпромторг и ФНС, следует из антисанкционного плана. Минфин поддерживает данное предложение, отметил представитель министерства, перенаправив остальные вопросы по законопроекту в Минэкономразвития «как ответственное ведомство». «Ведомости» направили запросы представителю Минэкономразвития, Минпромторга, ФНС и Минюста.

Правительство также поддерживает данную инициативу, сообщил представитель кабмина. Он подтвердил, что законопроект подготовлен. Его цель – совершенствование механизма реализации преимущественного права по приобретению активов стратегической организации при их продаже в процедуре банкротства, уточнил представитель правительства. «Ведомости» также направили запрос представителю президента.

Похожая норма уже была прописана в проекте реформы банкротства, подготовленном Минэкономразвития два года назад. Предполагалось, что правительство определит предприятия, которым может быть передано право преимущественного приобретения активов стратегической организации. Ими могут быть ФГУПы, акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности, и госкорпорации.

«Ведомости» ранее писали, что власти вернулись к работе над реформой института банкротства. Первый вице-премьер Андрей Белоусов поручал Минэкономразвития и ФНС адаптировать ее под «текущую экономическую ситуацию». Предложения, согласованные с заинтересованными ведомствами и организациями, должны быть представлены до 19 августа для принятия законопроекта во втором чтении.

При этом норму решили вывести в отдельный законопроект и провести ее через контрсанкционную повестку для более оперативного принятия. Работа над большой реформой еще не закончена, сообщил «Ведомостям» источник, близкий к правительству.

Расширение национализации

Фактически речь идет о новом варианте расширения национализации приоритетных для государства активов, считает советник юридической фирмы Orchards Вадим Бородкин. По его словам, предложение, с одной стороны, говорит о предоставлении подконтрольной России организации именно преимущественного права приобретения, а не обязанности. С другой – чтобы расширить возможности реализации иных активов стратегических организаций, в приобретении которых государство не заинтересовано, предлагается исключить запрет на участие в торгах конкурсных кредиторов и их аффилированных лиц, которые, в свою очередь, могут быть заинтересованы в покупке актива.

На данный момент действует несколько перечней стратегических предприятий. Ключевые из них – указ президента № 1009 и распоряжение правительства 91-р. В первый список включены в основном компании, так или иначе связанные с ВПК: завод «Электромаш», Московский завод по обработке специальных сплавов, Жуковский машиностроительный завод, Кронштадтский морской завод Минобороны, авиационная холдинговая компания «Сухой», несколько аэропортов, ВГТРК, компании «Камаза». Во второй – системно значимые гражданские компании, такие как «Роснефть», «Аэрофлот», «Шереметьево» и т. д.

Преимущественное право приобретения состоит в создании правовых механизмов для защиты интересов государства путем предоставления ему возможности получить стратегическое имущество, не допустив его передачу иным лицам, отмечает руководитель практики банкротства юридической компании GRM Ксения Хлопотова. Сейчас государство периодически пользуется этим правом, а в случае несоблюдения – защищает публичные интересы, говорит Бородкин. Например, в деле о банкротстве АО «Дальневосточный арсенал» суды по заявлению Минобороны признали недействительными торги и применили двустороннюю реституцию, констатирует юрист.

Текущее экономическое положение уменьшило число лиц, у которых есть средства для приобретения стратегических предприятий, что стимулирует правительство расширять круг участников торгов, считает партнер юридической компании «Сотби» Владимир Журавчак. По его словам, сопровождение банкротств стратегических предприятий госкорпорацией сможет повысить скорость реакции государства для роста эффективности управления стратегически важными активами. При этом у предложения есть риск выпадения оборота стратегических активов из поля зрения РФ на период процедуры банкротства и торгов, считает Журавчак.

Попытки реализовать особый порядок продажи имущества стратегических предприятий предпринимаются правительством по меньшей мере с 2020 г., когда на публичное обсуждение была представлена реформа института банкротства, напоминает Хлопотова, в одной из первых версий предлагалось наделить госкорпорации, такие как «Ростех», «Роскосмос», «Росатом», правами корпоративных арбитражных управляющих по образцу Агентства по страхованию вкладов в случаях несостоятельности кредитных организаций. При этом из последующих редакций текста эти положения были исключены, указывает юрист.

Во избежание злоупотреблений такой подход должен быть реализован с указанием предельных нормативов отклонения цены на торгах, чтобы не возникало ситуации, при которой госкорпорация, используя свое преимущественное право, выкупала бы имущество стратегического предприятия на торгах за 1/10 рыночной стоимости в ущерб всем остальным кредиторам, считает Хлопотова.