Нефтегазовые доходы в июле оказались ниже ожиданий Минфина. Есть ли риски для бюджета

Негативная динамика на рынке может сохраниться, но по итогам года план будет превышен на 1,5–2 трлн рублей
Снижению нефтегазовых доходов бюджета в июле способствовали сокращение поставок газа, нефти и нефтепродуктов в Европу, а также крепкий рубль
Снижению нефтегазовых доходов бюджета в июле способствовали сокращение поставок газа, нефти и нефтепродуктов в Европу, а также крепкий рубль / Максим Стулов / Ведомости

Нефтегазовые доходы федерального бюджета за январь – июль составили 7,2 трлн руб., следует из данных Минфина, обновленных 3 августа. Это в 1,5 раза выше аналогичного показателя прошлого года. В 2021 г. за семь месяцев в казну поступило 4,8 трлн руб.

Непосредственно в июле 2022 г. бюджет получил 770 млрд руб. Но Минфин ожидал более высоких поступлений, следует из пресс-релиза ведомства. Министерство прогнозировало доходы на 75 млрд руб. больше.

В целом поступления в бюджет от продажи нефти и газа остались на высоком уровне в прошлом месяце: прирост по отношению к июню составил 7%.

Но год к году нефтегазовые доходы сократились. В июле 2021 г. поступления составляли 1 трлн руб. Это был второй по результативности месяц: более крупную сумму в прошлом году бюджет получил только в октябре – 1,1 трлн руб.

Разница в показателях нефтегазовых доходов в июле этого и прошлого года связана с «изменениями конъюнктуры рынка и соотношения цен на энергоресурсы», сообщил «Ведомостям» представитель Минфина. Средняя цена на нефть марки Urals в январе – июле 2022 г. сложилась в размере $83,3/барр., сообщил 1 августа Минфин. За первое полугодие прошлого года она составляла $64,7/барр. В июле нефть стоила в среднем $78,4/барр. против $72,2/барр. в аналогичном периоде 2021 г. Дисконт Urals к Brent ощутимо сократился. В июне он составлял $30, а в июле уже $26,6, оценил главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев.

Средняя цена Brent в июле этого года составляла $105/барр., в июне – $117. В июле прошлого года нефть этой марки стоила $74/барр., в июне – $73. Газ в Европе в июле котировался по $1804 за 1000 куб. м, в июне – $1184. В июле 2021 г. его цена составляла $446, в июне – $374.

Больше всего в июле 2022 г. по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года снизились поступления от экспортной пошлины – на 33% до 115,4 млрд руб. (в том числе по нефти – на 25% до 43,5 млрд, по газу – на 31% до 57,3 млрд, по нефтепродуктам – на 53% до 14,6 млрд). В то же время доходы бюджета от НДПИ увеличились на 16% до 707,6 млрд.

В январе нефтегазовые доходы бюджета составляли 794,5 млрд руб., в феврале они увеличились до 971,7 млрд, в марте – до 1,2 трлн, а своего пика достигли в апреле на уровне 1,8 трлн. В мае поступления упали вдвое – до 886 млрд руб., в июне они сократились до 717,9 млрд.

Кроме стоимости энергоресурсов для нефтегазовых доходов бюджета принципиальное значение имеет курс рубля. Средний курс в июле 2022 г. составил 58,5 руб. за доллар против 73,9 в июле 2021 г. Стоимость американской валюты в прошлом месяце приближалась к 50 руб., хотя этот порог так и не был преодолен. Власти объясняли сильный рубль высоким экспортом и не восстановившимся импортом, что приводило к падению спроса на иностранную валюту. С середины прошлого месяца доллар начал в целом устойчиво расти. С конца июля и до 3 августа торги не закрывались с долларом ниже 60 руб.

В бюджет на 2022 г. закладывалась прогнозная цена на нефть Urals на уровне $62,2/барр. и курс доллара 72,1 руб. Нефтегазовые доходы планировались в объеме 9,5 трлн (38,1% от общей суммы поступлений в 25 трлн). Таким образом, план по сборам доходов от продажи энергоресурсов уже выполнен на 76%. Расходы бюджета закладывались в сумме 23,7 трлн руб., профицит должен был составить 1,3 трлн.

Теперь министерство прогнозирует исполнение федерального бюджета в 2022 г. с дефицитом на уровне 1,7 трлн руб. (1,2% ВВП): доходы должны составить 25,5 трлн руб. (в том числе нефтегазовые – 10,4 трлн, или 40,9% от всех поступлений), расходы – 27,2 трлн руб., следует из проекта Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики (документ есть у «Ведомостей»).

В январе – июне федеральный бюджет исполнен с профицитом в 1,4 трлн руб.: расходы составили 12,6 трлн руб., доходы – 14 трлн, из них нефтегазовые – 6,4 трлн. По сравнению с аналогичным периодом 2021 г. нефтегазовые поступления за шесть месяцев увеличились почти на 70%.

В целом ситуация с нефтегазовыми доходами бюджета остается удовлетворительной, отметила управляющий эксперт центра аналитики и экспертизы ПСБ Екатерина Крылова. Объем поступлений находится вблизи среднемесячного планового уровня, а запас перевыполнения доходов, сформированный в первом полугодии, позволяет рассчитывать на то, что по итогам года план будет превышен на 1,5–2 трлн руб., добавила она.

Снижению нефтегазовых доходов бюджета в июле способствовали сокращение поставок газа в Европу (в том числе вследствие споров из-за турбины Siemens), снижение поставок нефти и нефтепродуктов в Европу из-за санкций, а также крепкий рубль, указал Васильев. При этом поступления от НДПИ, на который приходится основная часть нефтегазовых доходов бюджета (92%), выросли преимущественно за счет роста мировых цен на нефть, отметил приглашенный профессор РЭШ Александр Маланичев.

Что будет дальше

Сохранение такой динамики до конца года прогнозировать сложно, поскольку ситуация в российской экономике зависит во многом от неэкономических факторов, но, скорее всего, нефтегазовые доходы будут сопоставимы с июлем с поправкой на сезонность, считает главный экономист агентства «Эксперт РА» Антон Табах. Про траты из ФНБ говорить рано, поскольку наполнение бюджета пока идет хорошо, добавил эксперт.

Негативная динамика нефтегазовых доходов во втором полугодии может сохраниться на фоне прогнозов снижения цен на нефть и проблем с поставками газа в ЕС, полагает Крылова. При этом она не прогнозирует значительного спада котировок до конца года.

Даже с учетом дисконта к Brent цена на Urals останется на уровне $68–70/барр., ожидает эксперт. До конца года дефицит бюджета не превысит 2% ВВП, или около 3 трлн руб., считает она. С учетом закрытия рынков долгового капитала в текущем году ФНБ будет основным источником покрытия дефицита бюджета, отметила эксперт.

В перспективе до конца года принципиальных изменений нефтегазовых доходов бюджета произойти не должно, считает Маланичев. Если в декабре европейское эмбарго на нефть окажется эффективным, в результате чего Россия потеряет объемы поставок нефти в Европу, а с марта следующего года и нефтепродуктов, то эти потери будут с лихвой компенсированы повышением мировых цен на нефть, добавил он.

Среднесрочным риском для мировых цен на нефть является приближающаяся глобальная рецессия, говорит Васильев. В мировой финансовый кризис в 2009 г. нефть Brent падала до $40/барр., а в пандемию COVID-19 в 2020 г. – до $20, напомнил эксперт. Не исключено, что в эту рецессию цена Brent может упасть до $40/барр., возможно, это произойдет уже в следующем году, отметил он. При таком сценарии Urals может упасть еще сильнее, однако доходы бюджета поддержит вероятное ослабление рубля, добавил Васильев.

Дисконт Urals к Brent, который в июне составлял $30, а в июле уже $26,6, продолжит сокращаться, прогнозирует Васильев. По мере углубления экономического спада на Западе все большее количество стран захотят покупать российскую нефть со скидкой и поддержать собственную промышленность, потребителей и рабочие места, считает эксперт.