Байден пытается не дать Ирану покинуть переговоры по «ядерной сделке»

И одновременно переложить на Тегеран ответственность за тупик в них
Байден, осознавая тупик в переговорах по СВПД, не может предложить иранцам нечто существенное в области смягчения санкций/ Jim WATSON / AFP

США вместе с союзниками разработали предложение по обеспечению взаимного возвращения к полному осуществлению Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Это должно гарантировать, что Иран не получит ядерное оружие, говорится в заявлении президента США Джо Байдена, опубликованном 1 августа пресс-службой Белого дома.

Ранее в тот же день глава Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ), заместитель президента страны Мохаммад Эслами заявил, что у Тегерана есть технические возможности создать атомную бомбу. Эслами пояснил, что такой вопрос пока не стоит на повестке. Это не первое подобное заявление иранской стороны – 10 июля ОАЭИ уже сообщала, что в стране удалось произвести уран, обогащенный до 20% – минимальный уровень для создания бомбы.

С другой стороны, 1 августа официальный представитель МИД Ирана Насер Канани после изучения сделанного в июле предложения главы дипломатии ЕС Жозепа Борреля сообщил, что положительно относится к возобновлению переговорного процесса по СВПД. «Исламская Республика Иран приветствует любую инициативу, которая помогает достичь соглашения», – отметил он.

Переговоры по возобновлению иранской ядерной сделки, из которой США вышли в 2018 г. и возобновили снятые вместе со сделкой санкции, возобновились в Вене в апреле 2021 г. В конце декабря того же года начался восьмой раунд переговоров. В феврале этого года российский постпред на переговорах Михаил Ульянов в интервью «Коммерсанту» заявил, что обсуждения находятся на «финишной прямой».

Но никаких договоренностей пока не достигнуто. Более того, с тех пор иранская сторона неоднократно жаловалась на изменение американской позиции. В марте Reuters и Axios со ссылкой на источники сообщали, что Вашингтон рассматривает исключение Корпуса стражей Исламской революции, военно-политической организации, глубоко интегрированной в иранскую экономику, из списка террористических организаций. Но в мае Politico узнала, что Байден отказался от этой идеи. Вместо этого госсекретарь США Энтони Блинкен 25 мая заявил, что страна вводит очередные санкции против «сети контрабанды [иранской] нефти и отмывания денег». В конце июня переговоры по СВПД были перенесены в столицу Катара – Доху, однако через месяц завершились без каких-либо результатов.

Байден упомянул план, который США, их партнеры и союзники разработали для возобновления СВПД, чтобы убедить остальных участников Договора о нераспространении ядерного оружия в том, что США – ответственный член договора, а вина за затягивание переговоров лежит на Иране, говорит научный сотрудник Центра ближневосточных и африканских исследований ИМИ МГИМО Адлан Маргоев.

По его словам, ни Тегеран, ни Вашингтон не хотят объявлять переговоры безуспешными, чтобы не оказаться виновником провала в глазах мирового сообщества, считает эксперт. Маргоев отмечает, что в Иране не удовлетворены тем, как их интересы будут учтены при возвращении к СВПД.

Тегеран не готов согласиться на предложенный объем уступок со стороны администрации Байдена и требует гарантий возобновления нормального экономического обмена с другими странами. А Вашингтон не проявляет готовности к большим уступкам и ожидает, что иранцы согласятся на то, что им предлагают. Оставшись при своем, стороны рискуют поставить начавшимися в апреле 2021 г. переговорами крест на ядерной сделке, считает эксперт.

Байден, осознавая тупик в переговорах по СВПД, не может предложить иранцам нечто существенное в области смягчения санкций. Это вызовет негативную реакцию в конгрессе и даже в самой демократической партии, что небезопасно в канун промежуточных выборов, говорит директор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта Юрий Рогулев.

Полный провал сделки будет значить для действующего американского лидера отказ от одного из главных внешнеполитических предвыборных обещаний, сделанных в пику предыдущему президенту Дональду Трампу. Поэтому позволить себе открытый провал переговоров Байден не может и выступает с подобными заявлениями, резюмировал Рогулев.