Экономика США падает второй квартал подряд. Что это значит

Второй Великой депрессии ждать не стоит
Американская экономика сокращается два квартала подряд, что соответствует техническому определению рецессии. Но чтобы констатировать вхождение в стадию кризиса, снижение объема ВВП должно длиться не менее двух кварталов подряд с темпом хотя бы минус 1,5%
Американская экономика сокращается два квартала подряд, что соответствует техническому определению рецессии. Но чтобы констатировать вхождение в стадию кризиса, снижение объема ВВП должно длиться не менее двух кварталов подряд с темпом хотя бы минус 1,5% / Evelyn Hockstein / Reuters

По сравнению с I кварталом 2022 г. ВВП США сократился на 0,9% в годовом исчислении, сообщил минторг страны. При этом, согласно консенсус-прогнозам американских экспертов, экономика должна была показать рост на 0,3 п. п. Это стало вторым сокращением показателя за год – в I квартале 2022 г. он снизился на 0,3 п. п. по сравнению с предыдущим кварталом. Снижение реального ВВП, по данным минторга, отражает сокращение частных инвестиций в товарные запасы и основной капитал, а также сокращение расходов и инвестиций со стороны федерального правительства.

Несмотря на снижение реального ВВП, минторг сообщил об увеличении на 7,8% (на $465,1 млрд) в годовом исчислении ВВП в текущих ценах, а также об увеличении экспорта и расходов на личное потребление (PCE), связанных с внутренними и заграничными путешествиями американцев.

Потребительские расходы, на которые приходится две трети ВВП США, во II квартале увеличились на 1% после роста на 1,8% кварталом ранее. Инвестиции бизнеса в основной капитал снизились на 3,9%, а расходы федерального правительства уменьшились на 1,9%. Объем экспорта подскочил в минувшем квартале на 18%, тогда как импорт увеличился всего на 3,1%.

С прогнозом спада в США и Германии 15 июля выступили экономисты Deutsche Bank. По их мнению, на рынках произошли серьезные изменения после публикации 13 июля данных, показавших ускорение роста потребительских цен в США. Динамика фьючерсных рынков позволяет почти со 100%-ной вероятностью ожидать рецессии в американской экономике до конца 2022 г.

В докладе Международного валютного фонда, опубликованном 12 июля, подчеркивается, что США будет «все сложнее» избегать рецессии. Институт ухудшил оценки экономики: прогноз роста на 2022 г. снижен с 2,9 до 2,3%, ожидание реального роста ВВП на 2023 г. – с 1,7 до 1%.

Американская экономика сокращается два квартала подряд, что соответствует техническому определению рецессии. Но чтобы констатировать вхождение в стадию кризиса, снижение объема ВВП должно длиться не менее двух кварталов подряд с темпом хотя бы минус 1,5%, согласно наиболее популярной классификации, предложенной экономистом Джулиусом Шискином в 1974 г. Но данная характеристика не всегда себя оправдывает в связи с тем, что постквартальные показатели ВВП со временем пересчитываются. Во время рецессии в 2001–2002 гг. экономисты фиксировали колебания ВВП: он попеременно рос и падал от квартала к кварталу. Только в июле 2002 г. пересмотр данных ВВП показал, что он падает уже три квартала подряд.

Прогноз «негативный»

Новые вспышки коронавируса и ужесточение монетарной политики весьма негативно сказываются на динамике роста экономики США, полагает ведущий эксперт ЦМАКП Ирина Ипатова. Многие международные экономисты говорят о том, что в дальнейшем ситуация будет развиваться в сторону ухудшения, некоторые ожидают, что уже во втором полугодии текущего года США столкнутся с рецессией: этому способствует усиление инфляции на фоне роста цен на энергоносители и продовольствие, отметила Ипатова. При этом монетарная политика будет ужесточаться и дальше: в ФРС сейчас прогнозируют, что на заседании в сентябре будет снова повышаться процентная ставка, напомнила эксперт. Это приведет к еще большему удорожанию корпоративного кредитования для предприятий, что, соответственно, приведет к сокращению производства, рассуждает Ипатова.

ФРС повышает ставку ускоренными темпами: на последнем заседании – сразу на 0,75 б. п. до 1,75%, что стало самым большим повышением с 1994 г. Вместе с тем текущая базовая ставка (1,58%) остается очень низкой – намного ниже как нейтрального уровня (2,5%), так и уровня инфляции (9,1% в годовом выражении в июне). Большинство аналитиков ожидают, что ФРС придется по итогам года поднять ставку как минимум до уровня 3,75–4%.

Снижение квартальных показателей не является прямым указанием на рецессию и американские регуляторы вряд ли в ближайшее время будут официально объявлять о ее начале, считает директор Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики «Сколково-РЭШ» Олег Шибанов. Учитывая то, что рынок труда и зарплаты в США продолжают стабильно расти, будет множество дискуссий касательно того, действительно ли можно нынешний спад называть рецессией, ожидает Шибанов.

Но в долгосрочной перспективе рецессия уже видится вполне возможной, добавляет Шибанов. Макроэкономические индикаторы указывают, что рецессию можно ожидать уже к 2023 г., указывает эксперт. Например, индикатор term spread – разница между ставками по трехмесячным и десятилетним гособлигациям США – опустился ниже единицы за последние два месяца и по состоянию на 25 июля достиг значения 0,19, хотя еще 1 июня он находился на отметке 1,79. Если term spread заходит в отрицательную зону, это показывает, что бизнес в моменте воспринимает деловую активность хуже, чем в прошлом и будущем, и уже тогда можно начинать говорить о рецессии, объясняет Шибанов. Учитывая такое стремительное падение, можно сказать, что риск рецессии для Америки сейчас реален, допускает эксперт.

При этом не стоит ожидать, что сам факт наступления рецессии в США окажет сильное негативное влияние на другие развитые мировые экономики, добавляет Шибанов. Эффект, по его словам, будет сильно зависеть от глубины кризиса. В любом случае тяжесть рецессии не будет сравнима с Великой депрессией, когда на протяжении четырех лет наблюдалось стремительное падение ВВП, заключает Шибанов.

Для России же, которая фактически сейчас оказалась в экономической блокаде, гораздо важнее, что происходит в ее экономических отношениях с другими развивающимися странами, такими как Китай и Индия, и поэтому для Москвы, в принципе, не имеет большого значения, что происходит в американской экономике, добавляет Шибанов.