ФНС пообещала не наказывать за трудоустройство сотрудников в аффилированную IT-компанию

Эксперты ожидают, что бизнес не справится с искушением злоупотребить лояльностью налоговиков
Для получения статуса IT-компании и налоговых льгот организация должна быть включена в специальный реестр
Для получения статуса IT-компании и налоговых льгот организация должна быть включена в специальный реестр / Максим Стулов / Ведомости

Федеральная налоговая служба (ФНС) детализировала, как будет осуществляться надзор за разработчиками софта, которые были специально выделены из состава крупных групп для получения отраслевых льгот. Несмотря на то что налоговики уже представляли свою позицию по правомерности использования IT-компаниями преференций, в конце июня деловое объединение малого и среднего бизнеса «Опора России» направило руководителю службы Даниилу Егорову запрос с просьбой разъяснить, высоки ли риски интерпретации региональными инспекциями ФНС перепрофилирования бизнеса как способ ухода от налогов (письмо «Опоры» есть у «Ведомостей»).В ответ на обращение «Опоры» налоговики заверили, что опасения предпринимателей беспочвенны. Как следует из письма заместителя руководителя ФНС Дмитрия Сатина от 12 июля (есть у «Ведомостей»), преференции, предусмотренные для IT-отрасли, будут распространяться не только на выведенные из состава крупного бизнеса компании (о праве на реорганизацию группы в форме разделения или выделения ФНС сообщала 17 марта), но и на перепрофилированные и вновь созданные юрлица. Льготы для сотрудников, переведенных в соответствующие юрлица, также не будут считаться злоупотреблениями, уточняется в ответе Сатина. В письме «Опоры» особые опасения были высказаны по поводу того, что региональные инспекции будут считать незаконным трудоустройство в новом юрлице сотрудников, которые ранее работали в других подразделениях крупной группы и при этом оказывали IT-услуги исключительно для потребления внутри холдинга, не на продажу сторонним клиентам. В ФНС заверили, что ситуации использования преференций в таком ключе также не будут интерпретироваться как злоупотребления.

Такие признаки, как оказание услуг только взаимозависимым лицам, наличие общего с этими лицами центра управления, наличие общего с этими лицами бенефициара и другие черты экономической несамостоятельности не будут расцениваться как признаки «дробления бизнеса» для ухода от налогов, следует из письма ФНС.

Вычислят по IP

Запрос в налоговую «Опора» направила по инициативе представителей бизнеса, сообщил «Ведомостям» исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин. С учетом сложившейся практики исполнения налогового законодательства реорганизация бизнеса для получения налоговых льгот может восприниматься инспекциями как прямой признак дробления бизнеса, отметил он. По его словам, многие компании опасаются, что перепрофилирование в IT будет интерпретироваться как схема уклонения от налогов. Впрочем, на данный момент никто из членов «Опоры России» не жаловался на проблемы с налоговыми органами, признал Шубин.

Основное опасение у компаний вызывает риск получить претензии о дроблении бизнеса в случае, если IT-компания обслуживает исключительно компании группы, полагает ассоциированный партнер МЭФ Анна Зеленская. Хотя в письме ФНС от 17 марта указано, что льготы применяются к IT-компаниям вне зависимости от того, работает ли IT-компания на внешних заказчиков или на взаимозависимых лиц, бизнесу нужно прямое подтверждение, что деятельность IT-компании, полностью интегрированной в группу компаний, не приведет к обвинениям в злоупотреблении, считает Зеленская. Также опасения у бизнеса есть и в связи с признаками экономической несамостоятельности, которые возникают у образованных при реорганизации IT-компаний. К таким признакам относится единый с материнской компанией центр управления, единые внутренние системы (корпоративная почта и т. д.), а также отсутствие рекламы и не связанных с материнской компанией номеров телефонов и IP-адресов.

Льготы от президента

Со 2 марта 2022 г. указом президента российские IT-компании освободили от налога на прибыль и налогового, валютного и другого контроля на три года до 31 декабря 2024 г. IT-компаниям была предоставлена возможность получать кредиты по ставке до 3% как на текущую деятельность, так и на новые проекты. Программисты до 27 лет смогли получать отсрочку от призыва на военную службу на время работы в IT и льготную ипотеку. Для получения льгот компания должна пройти аккредитацию при Минцифры и получать не менее 70% выручки от деятельности в IT-сфере.

Для получения статуса IT-компании и налоговых льгот организация должна быть включена в специальный реестр, который курирует Минцифры. ФНС в начале весны, после введения нового пакета поддержки для производителей софта, уже публиковала свою позицию относительно реорганизации бизнеса для применения преференций. Реорганизация компании, в результате которой IT-подразделение обособляется в отдельное юрлицо, не будет рассматриваться налоговыми органами как схема уклонения от налогов (искусственное дробление бизнеса, необоснованное получение налоговых льгот и проч.), писали «Ведомости» со ссылкой на письмо Сатина от 17 марта. К этому способу ранее прибегали многие крупные компании, для которых IT не является основной деятельностью.

В другом письме ФНС, «О практике применения статьи 54.1 НК» от 10 марта 2021 г., указывалось, что операции исключительно с целью налоговой оптимизации считаются незаконными (п. 1 п. 2 ст. 54.1 НК). То есть новое юрлицо должно предоставлять решения не только материнской компании и связанным структурам, но и на внешний рынок. Эти положения не будут применяться к IT-компаниям, следует из письма Сатина от 17 марта.

Искушение льготами

Наиболее подробного разъяснения требует положение письма ФНС от 17 марта, которым указывается, что компания может получать льготы только «в отсутствие искажений фактов хозяйственной жизни», отметил Шубин. Максимально широкие возможности трактовки данной формулировки создают трудности как для бизнеса, так и для местных налоговых органов.

Пользуясь этим положением об «искажениях фактов хозяйственной жизни», территориальные налоговые органы могут мотивировать свои подозрения критериями «дробления бизнеса», которые ФНС приводила в более ранних документах, отметила партнер Керт Галина Акчурина.

В частности, в письме от 20 февраля 2021 г. № СД-4-3/2249@ служба сообщала, что создание IT-компании в результате реорганизации существующих юридических лиц должно исследоваться в каждом отдельно взятом случае на предмет наличия признаков дробления бизнеса. Фактически налоговые органы могут пытаться доказывать, что никакой реорганизации не произошло, IT-компания как была не самостоятельным юридическим лицом (а только структурным подразделением, подчиняющимся руководителю единой организации), так им фактически и осталась, ничего по факту в деятельности такого подразделения не поменялось, рассуждает Акчурина. Это делает положение бизнеса более уязвимым.

С другой стороны, и налоговые органы могут столкнуться с злоупотреблениями, которые сильно не соответствуют их привычной практике, что также приведет к усложнению их работы, добавил руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев групп» Вадим Зарипов.

К таким злоупотреблениям можно отнести, например, включение в новообразованную компанию части сотрудников, которые никак не связаны с деятельностью в области IT, те же службы по набору персонала, предположил он. Кадровики фактически могут работать в том числе на материнскую компанию, но при этом их фонд оплаты труда будет облагаться по льготный ставке, пояснил Зарипов. Изначально предполагается, что все сотрудники в выделенной компании либо являются разработчиками, либо обслуживают процесс разработки, уверен он.

Еще одним злоупотреблением могут быть манипуляции с ценой, сообщает Зарипов. Если новообразованная IT-компания предлагает свою разработку многим компаниям, от которых она не зависит, то можно сказать, что цена этой разработки рыночная, но если IT-компания обслуживает только одного заказчика, то назвать стоимость ее разработок рыночной уже получается с трудом – здесь необходимо проводить дополнительные проверки, считает Зарипов. Здесь может получиться ситуация, когда материнская компания сможет перекачать часть прибыли в свою дочернюю IT-компанию, чтобы прибыль была вложена по нулевой ставке, предположил эксперт. А потом головная организация сможет вывести прибыль в виде дивидендов, заключает Зарипов. У компаний без разработчиков возникает искушение попробовать воспользоваться этими льготами, резюмировал Зарипов.