Бизнес предложил концепцию поддержки «президентских» промпарков
Путин ранее поручил разработать условия для перезапуска кооперационных кластеровБизнес предложил правительству варианты механизмов стимулирования промышленных кластеров – создать концепцию поддержки экономики через промпарки ранее поручал президент. Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон (ОЭЗ) России направила 11 июля в Минпромторг перечень инициатив, которые должны поспособствовать развитию отрасли (документ есть у «Ведомостей»).
Ассоциация предлагает освободить участников промышленных кластеров от уплаты налога на имущество, земельного и транспортного налогов на период реализации проектов, а также снизить страховые взносы с 30 до 7,4%. Для этого потребуется внести изменения в Налоговый кодекс, а также подготовить постановление правительства, которое будет предусматривать условия предоставления субсидий и необходимую конфигурацию таких проектов. Предполагается, что преференции будут действовать в заявительном порядке.
Долгосрочный доступ к финансированию можно обеспечить через докапитализацию Фонда развития промышленности либо за счет прямого субсидирования процентных ставок банкам. Кредиты могут быть предоставлены на реализацию проекта участнику промышленного кластера, если он направлен на выпуск новой продукции или расширение действующего производства, говорится в материалах.
Поддержку на ранней стадии можно осуществлять двумя способами, следует из документа. Первый вариант – это создание нового механизма поддержки кластерных проектов, в котором получателем субсидии будут регионы, а не инициаторы проектов. Таким образом, субъекты будут участвовать в проекте на условиях софинансирования, что позволит включить в субсидируемые мероприятия не только НИОКР, но и капитальные вложения в оборудование и строительство зданий и сооружений. По таком принципу сейчас работает поддержка технопарков. Второй вариант – скорректировать механизм поддержки производства импортозамещающей продукции, увеличив максимальную субсидию с 300 млн до 500 млн руб., долю покрытия затрат от всего проекта – с 30 до 50%, долю затрат на НИОКР – до 100%.
Как поддержать спрос
Спрос ассоциация предлагает поддерживать через введение обязательной нормы по закупкам в рамках 44-ФЗ (госзакупки) и 223-ФЗ (закупки госкомпаний). В частности, предлагается внести изменения в закон о госзакупках и наделить участников промышленного кластера статусом «единственный поставщик», что позволит сформировать таким предприятиям пакет заказов. А чтобы обеспечить гарантированный долгосрочный спрос для производителей инновационной продукции, следует внести изменения в 223-ФЗ и обязать компании с госучастием приобретать у участников кластеров товары, если они соответствуют специальным критериям инновационности, говорится в документе. Сейчас у госкомпаний есть возможность приобретать товары и услуги у таких поставщиков без конкурсных процедур.
48 промышленных кластеров
включено в реестр Минпромторга. Согласно требованиям, которые прописаны в постановлении правительства № 779, в кластере должно быть не менее 10 предприятий, которые могут располагаться как в одном, так и в разных субъектах России. При этом важное условие – наличие между ними кооперационных связей и выпуск конечной продукции. Участники кластеров, включенных в реестр Минпромторга, могут претендовать на возмещение части затрат при реализации совместных проектов
Также ассоциация предлагает выдавать субсидию на покупку готовой продукции таких предприятий. Например, чтобы участники кластера продавали свои товары с 20%-ным дисконтом, который бы потом компенсировало государство.
Сейчас на преференции могут рассчитывать компании, которые вкладывают средства в реализацию проектов по импортозамещению, но только в отраслевом разрезе, обратил внимание директор Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России Андрей Шпиленко. «Но мы считаем, что этого недостаточно: поддержка должна быть нацелена в том числе на выпуск финишной импортозамещающей продукции», – полагает он.
Перечень предложений обсуждался 11 июля с курирующим эту тему замминистра промышленности и торговли Алексеем Беспрозванных, сообщил Шпиленко: «Мы обсуждали эти предложения, плюсы и минусы того или иного варианта и договорились, что до конца недели детализируем их». По словам Шпиленко, предстоит определиться с объемами поддержки и конкретными механизмами преференций (например, каким именно способом обеспечить льготное финансирование). Кроме того, Минпромторг готов обсуждать расширение льгот на другие виды налогов, заверил он.
Представитель министерства сообщил «Ведомостям», что предварительные предложения по параметрам нового режима работы промышленных кластеров уже направлены в правительство. В настоящее время они прорабатываются с профильными ведомствами, уточнил собеседник. Предложения ассоциации после их получения будут учтены при подготовке соответствующих проектов нормативных правовых актов, заверил представитель Минпромторга. Представитель Минфина уточнил, что предложения по развитию промышленных кластеров в России с учетом задач, озвученных президентом на ПМЭФе, прорабатываются совместно с Минпромторгом.
Плоды кооперации
Наиболее востребованной и эффективной мерой может стать получение доступа к кредиту с посильной для производителей ставкой, считает доцент кафедры корпоративного управления и инноватики РЭУ им. Г. В. Плеханова Максим Максимов, это станет триггером для запуска более эффективных процессов импортозамещения и консолидации производителей на ресурсной базе технопарков. Кроме того, по его словам, госгарантии по приобретению готовой продукции резидентов также будут серьезным стимулом для обеспечения замещения импорта с использованием преимуществ кластеров.
Промышленные кластеры представляют собой один из инструментов социально-экономического развития регионов России и формирования научно-промышленного потенциала, отмечает директор Центра экономики регионов ЦСР Марат Фаттахов. По состоянию на конец 2021 г. в России действовал 251 индустриальный парк и еще 118 находилось в стадии создания. Кроме того, сейчас функционирует 183 технопарка, 43 ОЭЗ, 115 территорий опережающего развития.
Созданные преференциальные зоны решают две задачи – обеспечить «стыковку» и интенсивное взаимодействие между научными организациями и университетами, бизнесом и государством, облегчить и ускорить «созревание плодов» такой кооперации, считает советник ректора РХТУ им. Д. И. Менделеева Евгений Тоневицкий. При этом они создавались в разное время и по разным правилам, поэтому требования к резидентам и налоговые льготы отличаются, отмечает эксперт, это затрудняет компаниям, особенно для малого и среднего бизнеса, планирование своих экономических стратегий, ставит производителей из разных регионов в неравные условия.
Список предлагаемых льгот выглядит достаточно внушительно, а главное – системно, считает Максимов. Дисконт по страховым взносам способен обеспечить большую маневренность компаний на рынке рабочей силы, а доступ к кредитным ресурсам – ускорить реализацию программы импортозамещения, полагает Максимов. Льготы по страховым взносам для кластеров могут сказаться на снижении себестоимости производимой продукции, считает Фаттахов. Фонд развития промышленности по своим программам предлагает ставку 3%, поэтому его докапитализация для обеспечения низких процентных ставок – эффективное решение для поддержки промышленности в текущих условиях, полагает он.