Минфин прогнозирует дефицит бюджетов регионов на следующие два года
Доходы субъектов за первые шесть месяцев 2022 года выросли на 26%Минфин ожидает исполнения консолидированных бюджетов регионов в 2022 г. с профицитом на уровне 163 млрд руб., а в 2023–2024 гг. – с дефицитом 132,5 млрд руб. и 78,1 млрд руб. соответственно, следует из проекта основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на ближайшие три года (документ есть у «Ведомостей»). На 2025 г. министерство уже закладывает небольшой профицит – на уровне 6,8 млрд руб.
В 2021 г. консолидированные бюджеты регионов были исполнены с профицитом в 660,8 млрд руб. (доходы составили 17,5 трлн, расходы – 16,9 трлн). В пандемийном 2020 году был зафиксирован дефицит на уровне 677 млрд руб. (доходы – 14,9 трлн, расходы – 15,6 трлн). Федеральный бюджет также планируется с дефицитом, следует из материалов Минфина. Окончательный вариант проекта бюджета правительство должно внести в Госдуму не позднее 15 сентября.
Доходы пока опережают
На текущий момент сохраняется положительная динамика исполнения консолидированных бюджетов субъектов: по оперативным данным на 1 июля, их профицит составил 1,16 трлн руб., сообщил «Ведомостям» представитель Минфина. По его словам, поступление налоговых и неналоговых доходов за первое полугодие выросло на 27% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. до 7,6 трлн руб. Объем остатков увеличился до 3,8 трлн руб., или на 60%, по сравнению с началом 2022 г., добавил собеседник.
Для поддержки регионов на федеральном уровне принят ряд мер, который позволит им оперативно реагировать на сложившуюся ситуацию и принимать меры по поддержке экономики, напомнил представитель Минфина.
Например, упрощены процедуры государственных и муниципальных закупок, расширены направления использования высвобождаемых от реструктуризации бюджетных кредитов средств – теперь они могут направляться на мероприятия по предотвращению влияния геополитической обстановки, будет проведено замещение рыночных заимствований. В мае президент Владимир Путин подписал закон, который предусматривает предоставление регионам в 2022 г. кредитов из федерального бюджета в объеме до 390,7 млрд руб. для погашения долговых обязательств по государственным и муниципальным ценным бумагам и коммерческим кредитам. Бюджетные кредиты под 0,1% годовых со сроком погашения до 2029 г. получат регионы, показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности которых на текущий год не превышает 1,5.
Совокупные доходы бюджетов регионов (не консолидированных, без учета муниципальных образований) за первое полугодие 2022 г. увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 26% до 8,5 трлн руб., подсчитала старший директор – руководитель группы региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова. Налог на прибыль, составляющий 35% совокупных доходов за этот период, вырос на 46% в годовом выражении. Лишь в девяти субъектах поступления по этому налогу снизились: это Белгородская, Курская, Липецкая, Мурманская, Владимирская и Ярославская области, Забайкальский край, Ингушетия и Удмуртия. Снижение поступлений по налогу на прибыль почти во всех перечисленных областях (не крае и республиках) – следствие завершения периода получения сверхдоходов от предприятий металлургического сектора, пояснила эксперт.
Безвозмездные поступления из федерального центра выросли за полугодие на 16%, отметила Анисимова. Максимальные приросты, по ее словам, зафиксированы в Архангельской и Курской областях, Забайкальском и Приморском крае, Ингушетии, Крыму, а больше всего трансферты снизились в Москве, Калининградской, Магаданской и Новосибирской областях.
Расходы регионов за первые шесть месяцев выросли на 16% и составили 7,3 трлн руб., добавила эксперт.
Быстрее всего они росли в Белгородской, Курской, Липецкой, Мурманской областях, Приморском крае, Крыму, Хакасии, Тюменской области и Ямало-Ненецком автономном округе.
Только 16 регионов закончили полугодие с дефицитом бюджета: Алтайский, Забайкальский и Камчатский край, Еврейская автономная область, Карачаево-Черкесская Республика, Магаданская, Мурманская, Белгородская и Ульяновская области, Башкирия, Дагестан, Крым, Северная Осетия, Тува, Удмуртия, Чечня, указала Анисимова. Суммарный дефицит этих регионов, по ее расчетам, составил 37,4 млрд руб.
Доходы регионов в июне выросли на 20% в годовом выражении, в том числе налоговые и неналоговые – на 21% (по налогу на прибыль – на 28%), а расходы увеличились на 29%, добавила эксперт. При этом, по ее словам, поступления по налогу на прибыль в половине регионов выросли, в половине – снизились. Но июньские данные не самые показательные в силу календаря уплаты этого налога, заметила Анисимова.
Прогнозы Минфина по исполнению бюджетов регионов в целом коррелируют с текущей социальной и экономической ситуацией в России, говорит доцент кафедры корпоративного управления и инноватики РЭУ им. Г. В. Плеханова Максим Максимов. Дефицит в период 2023–2024 гг. будет обусловлен растущими расходами, в том числе на региональные программы развития, указал он. Сейчас можно констатировать, что регионам выделяются достаточные ресурсы, а их бюджеты исполняются устойчиво, добавил эксперт.
Пока спрогнозировать влияние санкционных решений на доходы регионов крайне сложно, отметил представитель Минфина. Очевидно, что в последующие годы им нужно будет принимать решения, которые позволят сгладить санкционные последствия, указал собеседник. Но, учитывая положительные результаты по текущим исполнениям и принятые меры, регионам необходимо эффективно распоряжаться накопленными резервами и направлять их на финансирование первоочередных задач в нынешних условиях, а также на меры по развитию экономики, добавил представитель министерства. Минфин на постоянной основе проводит мониторинг сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов, при необходимости будут приниматься оперативные меры по их поддержке, заключил собеседник.