Власти проведут экспериментальный расчет зарплат для оценки эффективности губернаторов
Альтернативная модель также поможет отследить аномалии в доходах бюджетниковРосстат разместил на портале госзакупок контракт на проведение научно-исследовательской работы по формированию показателей численности и оплаты труда работников организаций полного круга (крупных, средних, малых и микропредприятий), в том числе из отраслей социальной сферы и науки.
Работа будет проводиться в два этапа и закончится в декабре 2022 г., следует из технического задания к контракту (ТЗ; есть у «Ведомостей»). Стоимость лота – 4 млн руб. Авторы исследования оценят динамику показателей оплаты труда работников по полному кругу организаций в разрезе субъектов в квартальном выражении за 2021 г., а затем проанализируют, какие структурные сдвиги были на рынке, следует из ТЗ. На основе ретроспективных данных будет построен алгоритм – он ляжет в основу экспериментальных расчетов за первые три квартала 2022 г.
Основанием для выполнении работы стал в том числе указ президента от 4 февраля 2021 г. об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов России. Согласно этому документу, темп роста зарплат – один из 20 показателей, по которым составляют KPI губернаторов.
Цель работы – «совершенствование алгоритмов формирования показателей численности и оплаты труда работников организаций на основе построения структурно-динамической модели рынка труда», говорится в ТЗ. Суть этого метода заключается в определении показателей рынка труда на основе коэффициентов структурных сдвигов (изменения, которые происходят в экономике в разрезе отраслей. – «Ведомости»), пояснил представитель Росстата. При этом действующая методика расчета зарплат и численности работников меняться не будет, подчеркнул он. По словам собеседника, результат работы позволит сократить время на проведение анализа сводных данных и подготовку показателей к публикации.
Пилотным регионом, в котором зарплаты рассчитают по экспериментальной модели, станет Рязанская область. Временно исполняющим обязанности губернатора этого субъекта в мае 2022 г. стал бывший глава Росстата Павел Малков (он возглавлял службу с декабря 2018 г.). «Ведомости» направили запрос в администрацию Рязанской области.
После этого экспериментальные расчеты проведут во всех регионах и сравнят их с другими источниками данных (ежемесячные экспертные оценки, которые проводят территориальные органы Росстата, и итоги наблюдений за деятельностью малых предприятий). На втором этапе, который продлится с начала сентября по декабрь, модель доработают с учетом этих расхождений. По итогам работы эксперты разработают интерактивную информационную панель (дашборды) с изменениями по отраслям, типам организаций и численности.
Зарплаты бюджетников
Эксперты также проанализируют динамику и структурные сдвиги по численности и зарплате отдельных категорий работников социальной сферы и науки, определенных майскими указами президента. Расчет будет вестись в региональном разрезе и охватит данные за 2017–2022 гг. В рамках его авторы исследования разработают алгоритм по выявлению «аномальных значений численности и фонда начисленной заработной платы» в организациях социальной сферы и науки. По итогам работы эксперты должны будут представить предложения по внедрению этого алгоритма в рабочую деятельность на ежеквартальной основе.
Как рассчитываются зарплаты
Согласно действующей методологии, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников исчисляется на основе сведений, полученных от организаций, путем делением зарплатного фонда на среднесписочную численность сотрудников и на количество месяцев.
При этом ряд отчетов предоставляется с лагом. Ежемесячно данные о зарплатах обязаны подавать только крупные и средние предприятия с численностью более 15 человек. Данные о зарплатах и численности малых предприятий собираются ежемесячно на основе выборочного наблюдения (для формирования сводных итогов данные случайной выборки распространяют на все компании этого типа с учетом репрезентативности). Статистика по микропредприятиям собирается ежегодно и тоже выборочно.
Кроме того, Росстат ежемесячно проводит обследования рабочей силы путем опроса населения в возрасте от 15 до 72 лет во всех регионах. Также для расчета используются данные МВД о численности мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность у российских физлиц и ИП.
Указ президента от 2012 г. о мероприятиях по реализации государственной социальной политики ставил задачу обеспечить опережающий рост оплаты труда бюджетников, в частности, к концу 2018 г. средние зарплаты учителей в образовательных учреждениях разного уровня, социальных работников, младшего и среднего медперсонала должны были достичь 100% от средних зарплат по региону, а зарплаты врачей, преподавателей вузов и научных работников – 200%.
По оценке Счетной палаты на конец 2020 г., эта задача не была выполнена полностью. Наибольшие проблемы аудиторы отмечали в сегменте «младший медицинский персонал»: показателей не достигли 48 субъектов из 85. Еще один проблемный сегмент – «педагогические работники дошкольных образовательных учреждений»: показатели не были достигнуты в 43 регионах.
Представитель Росстата пояснил, что эта категория работников оценивается отдельно, так как к майскому указу и зарплатам учителей, врачей и других аналогичных групп работников «особое внимание».
Зачем это нужно
Росстат в этом исследовании, вероятно, пытается сравнить реальную ситуацию на региональном рынке труда и те показатели, которые предоставляются в отчетах, полагает проректор, профессор кафедры управления персоналом и психологии Финансового университета Александр Сафонов. По его словам, оценка структурных изменений – т. е. то, как меняется качество занятости по видам экономической деятельности и формам собственности, – крайне важна для оценки ситуации в конкретном регионе. «Для губернаторов есть два основных показателя эффективности – это уровень безработицы и создание новых предприятий и рабочих мест, от чего зависит рост ВВП», – подчеркивает он. Если власти субъекта говорят, что с рынком труда все хорошо, а уровень заработной платы падает и отстает от других регионов, это означает, что качество занятости ухудшается, говорит Сафонов.
Скорее всего, это связано с системой баланса трудовых ресурсов, которую Росстат сейчас считает на годовой основе, а хочет получать более оперативные и точные данные за квартал, полагает ведущий эксперт ЦМАКП Игорь Поляков. По его словам, если эксперимент будет успешным, это позволит выявить пробелы в теневой занятости. Сейчас Росстат недополучает данные по зарплатам мигрантов, которые работают в России, а также видит со значительным лагом и выборочно отчеты микро- и малых предприятий, говорит эксперт. Также есть большой пласт ненаблюдаемой занятости в сфере услуг, в некоторых производствах и в экспортных отраслях на приграничных территориях (например, практика незаконной продажи леса в Китай).
Необходимость такого исследования еще может подстегиваться тем, что бурно растет число самозанятых, считает Поляков. Например, в Москве уже зарегистрированы в качестве самозанятых 1 млн человек – это одна седьмая от численности работников в городе, подчеркивает он. Эта категория работников вообще освобождена от отчетности, напоминает Поляков.
Вполне возможно, что Росстат внедрит новую модель расчета заработных плат на постоянной основе при условии, если она окажется более достоверной, полагает руководитель направления «Экономика и социальное развитие» Центра стратегических разработок Виктория Павлюшина. В последние годы Росстат активно занимается модернизацией статистического учета за счет совершенствования алгоритма сбора данных и подсчета показателей, говорит она.
Сафонов, напротив, сомневается, что эти данные позволят получить более точные расчеты, при этом они могут помочь разобраться с аномалиями по отраслям. Например, если в регионе есть одно добывающее предприятие и зарплаты в нем превосходят средние по субъекту, то это оказывает большое влияние на общие показатели, это стоит учитывать.
По словам Павлюшиной, внедрение более точного механизма учета численности и заработной платы работников предприятий, скорее всего, не обеспечит принципиально новой системы оценки эффективности деятельности руководителей субъектов страны, однако позволит оперативно мониторить рынок заработных плат в регионах и настраивать работу властей.
При этом ситуацию в бюджетном секторе следует по-прежнему измерять отдельно, так как майский указ никто не отменял с точки зрения сохранения пропорций по зарплате, говорит Сафонов: они по-прежнему являются целевым ориентиром как для федеральных властей, так и для субъектов России. При этом оценку выполнения показателей указа проводила Счетная палата в 2020 г., поэтому вряд ли в ретроспективе Росстат сможет открыть здесь что-то новое, полагает эксперт.