Нефть, инфляция и Господь Бог

Как Джо Байден поссорился с американскими нефтяниками
Конечно, американские нефтяники готовы наращивать добычу, но на своих условиях
Конечно, американские нефтяники готовы наращивать добычу, но на своих условиях / Lucy Nicholson / Reuters

Не нужно особо разбираться в политике, чтобы понимать, что рейтинг президента США и цены на бензин связаны, заявил CNN высокопоставленный чиновник Белого дома. И действительно, в 2016 г. Северо-Западный университет (Иллинойс) высчитал, что каждые 10 центов уменьшают популярность президента на 0,6 п. п. Год назад средняя стоимость галлона (3,79 л) в США была $3,07. Сейчас галлон бензина Regular стоит около $4,8, причем во всех западных штатах и Иллинойсе цена зашкаливает за $5. Например, в Калифорнии сейчас галлон продается по $6,24. Рекорд был поставлен 14 июня: в среднем по стране бензин стоил $5,016 за галлон (данные аналитического сайта AAA Gas Prices). Для сравнения: до сих пор самая высокая средняя стоимость галлона была зарегистрирована в июле 2008 г. – $4,11.

Естественно, это беспокоит президента США Джо Байдена. «В этом году ExxonMobil заработала больше денег, чем Господь Бог» – вот что он сказал, отвечая 10 июня на вопросы после речи, посвященной высокой инфляции. В ответ ExxonMobil сообщила, что проинформировала администрацию президента о запланированных инвестициях в увеличение добычи и переработки. Через четыре дня Байден отправил главам нефтяных компаний Shell, Valero, Marathon, Phillips 66, BP America, Chevron и ExxonMobil письмо. «Нет никаких сомнений в том, что Владимир Путин несет главную ответственность за огромные финансовые трудности, которые испытывает американский народ, – говорится в нем. – Но в условиях войны, которая привела к повышению цен на бензин более чем на $1,70 за галлон, исторически высокие прибыли нефтеперерабатывающих заводов усугубляют эти трудности».

Котировки нефти снизились с мартовского пика в $120 за баррель, а бензин не подешевел, пенял нефтяникам Байден. Их прибыли утроились с момента начала специальной военной операции (СВО) России, обвинял он и угрожал: его администрация готова использовать для решения проблемы «все разумные и подходящие инструменты <...> и чрезвычайные полномочия». К тому времени власти уже выпустили на рынок запасы из стратегического нефтяного резерва и отменили запрет на продажу летом бензина E15, где до 15% может составлять биоэтанол, отмечалось в письме. Увы, это почти не повлияло на цены топлива. Теперь ход на стороне нефтяников – им бы неплохо нарастить добычу и переработку нефти и снизить цены на топливо, но они строят планы мирового господства.

Роман в письмах

Ответ Байдену пришел тоже в письме. Американский институт нефти (API) и ассоциация «Американские производители топлива и нефтехимии» (AFPM) заявили, что их возможности по производству бензина и дизельного топлива ограничены. Во время пандемии спрос на топливо упал. В США в 2020 г. было сокращено более 800 000 баррелей нефтеперерабатывающих мощностей, причем они не были исключением: всего по миру подобные мощности уменьшились на 3 млн баррелей. Оставшиеся работают почти на пределе, их загрузка в Америке около 90%. Кстати, Управление энергетической информации США предсказывает, что этим летом заводы окажутся загруженными в среднем на 96%. И знаете почему выводились из эксплуатации мощности, спрашивали нефтяники Байдена. Почти половина выбыла из-за перехода на производство возобновляемой энергии. Ведь г-н президент активно борется с использованием ископаемых видов топлива.

Отдельное письмо написал президенту гендиректор Chevron Майкл Вирт. В прошлом году его компания добыла рекордный объем нефти и газа за всю 143-летнюю историю компании, возмущался он. В I квартале этого года в США компания добывала 1,2 млн баррелей в сутки, что на 109 000 баррелей больше, чем за тот же период прошлого года. Американские НПЗ компании в первые три месяца этого года перерабатывали 915 000 баррелей в сутки против 881 000 годом ранее. В этом году капитальные затраты Chevron вырастут на 50% по сравнению с прошлым до $18 млрд.

Попутно компания ведет экологическую программу стоимостью $10 млрд, чтобы уменьшить вред природе. В Пермском бассейне (нефтегазоносный бассейн в юго-западной части США) выброс углеродов на предприятиях Chevron около 15 кг эквивалента CO2 на баррель, что примерно на 2/3 ниже среднемирового значения по отрасли. Также компания наращивает выпуск жидкого топлива из возобновляемых источников и к 2030 г. будет поставлять его до 100 000 баррелей в сутки. И несмотря на все эти усилия, расстраивался гендиректор, «администрация в основном критикует, а порой даже демонизирует нашу отрасль». Вам нужен дешевый бензин? Давайте работать вместе, призывал он: «Нам нужен честный диалог, чтобы найти баланс между энергетическими, экономическими и экологическими целями».

23 июня Байден попытался наладить этот диалог. Он позвал нефтяников на встречу с чиновниками из своей администрации, но сам на нее не поехал. Вместо этого Байден встретился с губернаторами 11 прибрежных штатов и обсудил развитие морских ветряных электростанций, чтобы снизить зависимость от ископаемого топлива. А накануне встречи еще раз упрекнул нефтяников в жадности. За две недели цена на нефть упала более чем на $10 за баррель, что должно было бы привести к снижению цен на бензин примерно на четверть доллара на галлон, но нефтяники снизили ее всего на несколько центов, упомянул он в обращении к конгрессменам.

Встреча чиновников и нефтяников, которую провела министр энергетики Дженнифер Грэнхолм, по заявлениям сторон, прошла «продуктивно и конструктивно». Больше никаких подробностей они не раскрыли. Но последовавшие вскоре новые заявления позволяют понять, насколько удались переговоры. Пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер в очередной раз упрекнула нефтяников: за время, прошедшее после письма Байдена, нефть подешевела на 15%, а бензин стоит так же, как и раньше.

Нефтяники в лице API и ряда других отраслевых объединений опубликовали очередное письмо. Байдену пожелали удачи в визите на Ближний Восток, который пройдет с 13 по 16 июля. Президент в ходе его посетит Саудовскую Аравию, где, судя по всему, обсудит повышение добычи. «Но прежде чем вы сядете в самолет Air Force One и отправитесь на Ближний Восток, мы надеемся, что вы рассмотрите возможность взглянуть на американскую энергетику», – говорится в письме. Президенту предложили съездить на экскурсию на Мексиканский залив, в Пермский бассейн, Калифорнию, посетить американские НПЗ и лично взглянуть на Колониальный трубопровод протяженностью 5500 миль, который тянется от Техаса до Нью-Джерси.

Конечно, американские нефтяники готовы наращивать добычу, но на своих условиях

Сломанный кнут

Сланцевые компании могут нарастить добычу быстрее, чем традиционные нефтяники, и с начала года Белый дом призывает их это сделать. Но хотя нефть подорожала, они не рвутся наращивать ее экстренными темпами, писала еще в феврале этого года The Wall Street Journal. Всего два года назад отрасль находилась в состоянии свободного падения, когда спрос рухнул из-за пандемии. Сейчас нефтяники рассчитываются по долгам, а также проводят обратный выкуп акций и повышают дивиденды, пытаясь вернуть доверие инвесторов, сбежавших из отрасли, и компенсировать потери оставшимся акционерам.

Гендиректор сланцевой компании Pioneer Скотт Шеффилд заявил прямо, что будет нефть по $100 или $150 – ему без разницы: «Мы не собираемся менять темпы роста нефтедобычи». Добыча будет расти, как запланировано ранее, от 0 до 5% в год. «А с какой стати инвесторы любой американской нефтедобывающей компании должны возжелать увеличения добычи? Сейчас не время менять бизнес-модель», – объяснял газете Бен Делл, управляющий партнер инвестфонда Kimmeridge Energy Management. В прошлом году Pioneer получила $2,1 млрд прибыли и отправила $1,9 млрд на выплату дивидендов и обратный выкуп.

У Байдена мало рычагов влияния, чтобы переубедить нефтяников или как-то иначе повлиять на ценники на заправках. Одной из идей он поделился с конгрессменами на прошлой неделе: предложить до сентября не взимать налог на топливо. Газеты сразу же напомнили, что не ему первому пришла в голову подобная идея.

План API по восстановлению энергетического лидерства США

Снять ограничения на разработку участков, расположенных на федеральных землях и в федеральных водах.
Определить критически важные проекты энергетической инфраструктуры.
Пересмотреть разрешительную процедуру, прописанную в законе о национальной экологической политике.
Ускорить экспортные поставки СПГ и утвердить находящиеся на рассмотрении заявки на проекты СПГ.
Разблокировать инвестиции и доступ к капиталу.
Устранить узкие места в цепочках поставок.
Защищать конкуренцию при использовании технологий переработки.
Положить конец препятствиям в выдаче разрешений относительно проектов по природному газу.
Развивать энергетические кадры будущего.

Во время президентской гонки 2008 г. о налоговых каникулах на топливо говорили кандидаты Джон Маккейн и Хиллари Клинтон. Но не Барак Обама. Будущий победитель выборов назвал эти предложения уловкой, у которой всего одна цель: чтобы законодатели «могли сказать, что они что-то делают». Есть целый ряд причин, почему такое эмбарго не принесет пользы. Например, говорил Обама, совершенно не понятно, кто или что может помешать переработчикам поднять цены на величину отменного налога. Ценники на заправках не изменятся, а их прибыль вырастет. Практика как минимум отчасти доказала его правоту, выяснила CNN. На тот момент уплата местного налога была приостановлена в трех штатах – Джорджии, Коннектикуте и Мэриленде. Но это не значит, что автолюбители получили выгоду в размере всего налога. На их долю пришлось от 60 до 80% от суммы налога, экономия получилась смешная: налог с галлона бензина составляет 18,4 цента, а с дизтоплива – 24,4 цента. А вот производители, забрав себе 20–40% от суммы налога, дополнительно обогатились.

Есть и другие аргументы против эмбарго. Например, за счет налога на топливо финансируется строительство дорог (Байден обещал компенсировать выпавшие суммы напрямую из бюджета). Или опасения, что спрос на бензин увеличится после отмены налога, но топливо сейчас – дефицитный ресурс, и в итоге оно подорожает еще больше. Fox News считает, что эта идея президента умерла, едва родившись, и конгрессмены не поддержат ее. Но, по подсчетам Vox, сейчас два десятка штатов готовятся ввести у себя такие налоговые каникулы.

Политики заговорили о введении налога на сверхдоходы компаний, чтобы из собранных денег субсидировать цены на бензин. Например, сенатор Берни Сандерс (Вермонт) в марте предложил 95%-ный налог на прибыль нефтяников, которая превышает их среднюю прибыль до пандемии. А сенатор Рон Уайден (Орегон) недавно обещал внести законопроект о 21%-ном налоге для нефтяников, если их прибыль превышает определенный порог.

Впрочем, в США уже проходили это в 1980 г. Иранская революция и нефтяное эмбарго ОПЕК привели при президенте Джимми Картере к резкому росту цен на топливо. Был принят закон 96-223 о налоге на сверхприбыль от продажи сырой нефти. Он брался с разницы между рыночной ценой на нефть и установленной законом базовой ценой. Закон отменили в 1988 г., но за это время внутреннее производство нефти упало с 8,7 млн баррелей в день в 1980 г. до 7,5 млн баррелей в день. Тем самым было доказано: если хочешь что-то сократить – обложи это налогом, иронизирует Vox. К тому же администрирование налога оказалось дорогостоящим, а принес он на 80% меньше прогнозируемых $393 млрд за десятилетие. Да и нет у нефтяников сверхприбылей, уверяет газета The Hill. В 2021 г. эта отрасль была на 10-м месте в списке 11 самых прибыльных. Демонстрируемая ими прибыльность в 8,3% ниже медианного показателя по всем 11 отраслям – 10,6%.

Весьма противоречивы и другие меры принуждения вроде запрета на экспорт нефти и нефтепродуктов, использования закона об оборонном производстве, который принудит компании продавать бензин по ценам ниже рыночных, или прямого контроля над ценами на заправках. Хотя последнее, отмечает Vox, не является чем-то неслыханным: именно так работают монопольные электрические компании.

Экология против ценников

При нынешнем президенте страна в среднем добывает больше нефти, чем при Буше, Обаме или Трампе, заявила 22 июня журналистам министр Грэнхолм (цитата по Washington Examiner): «Речь почти о 12 млн баррелей в день». К этому надо прибавить 1 млн баррелей в сутки, которые поставляются из стратегического резерва. Но похоже, министр имела в виду средние показатели за весь президентский срок. Новостной портал Yahoo! News сразу же сравнил, что в марте 2020 г. при Трампе в США добывали 13,1 млн баррелей в день.

Fox News называет зеленую программу Байдена «экстремистской». Yahoo! News вторит, цитируя гендиректора исследовательского центра Power The Future Дэниела Тернера: «Администрация Байдена преследует эту зеленую повестку любой ценой, а все жертвы – американская экономика, финансовая безопасность американских семей – расцениваются как необходимые в этой войне <...> Предпринимаемые [Байденом] попытки решения проблемы – косметические, они призваны отвлечь избирателей, показать, что он держит руку на пульсе и что-то делает». Байден умоляет ближневосточных производителей нарастить добычу – и одновременно Агентство по охране окружающей среды США разрабатывает все более и более строгие нормы по выбросам метана на нефтяных и газовых скважинах.

Одним из первых указов Байдена стал запрет на строительство нефтепровода Keystone XL, по которому нефть из канадской провинции Альберта должна была идти в американский штат Небраска. Первым вето на этот проект наложил еще Обама в 2015 г. по экологическим соображениям. Трамп отменил его запрет, сделав все, чтобы строительство нельзя было оспорить в суде. Окружной суд штата Монтана не стал запрещать прокладку трубопровода. Вместо этого он запретил подразделениям инженерных войск США пересекать водоемы, тем самым сделав невозможной работу над Keystone XL.

Сразу после инаугурации в январе 2021 г. Байден ввел мораторий на геологоразведку и разработку месторождений на федеральных землях. Правда, в июне того же года по иску 13 штатов действие этого указа было приостановлено. А по итогам 2021 г. оказалось, что при Байдене разрешений на бурение выдано больше, чем в каждый год из первых трех лет президентства Трампа – 333 против 245, 279 и 284 в 2017, 2018 и 2019 гг. соответственно. Трамп превзошел Байдена только в 2020 г., выдав 452 разрешения. Зато при Байдене в ноябре 2021 г. прошел крупнейший в истории США аукцион по продаже права добычи нефти в Мексиканском заливе, принесший госказне $191,7 млн. К несчастью победителей, экологи смогли на время заблокировать его результаты в суде, доказав, что необходимо провести дополнительный анализ о влиянии добычи в регионе на климат.

Конечно, американские нефтяники готовы наращивать добычу, но на своих условиях

Планы мирового господства

Конечно, американские нефтяники готовы наращивать добычу, но на своих условиях. «Мир взывает к лидерству в энергетической сфере. Америка может и должна сделать стремительный шаг в этом направлении», – скромно декларирует API в своем плане «по восстановлению энергетического лидерства США» («Ведомости» ознакомились с ним). План содержит 10 мер – от снятия ограничений на разработку месторождений и инвестиции в отрасль до изменения закона о национальной экологической политике (см. врез). Предлагаемые API меры весьма далеки от зеленой повестки и действительно способны укрепить позиции США на глобальном энергетическом рынке, считает директор Фонда национальной энергетики Константин Симонов.

Но на самом деле шаги «в этом направлении» американская нефтяная промышленность делает уже не первый год. После снятия эмбарго на экспорт нефти в 2015 г. США начали наращивать поставки нефти на мировой рынок – с 0,59 млн баррелей в сутки в 2016 г. примерно до 3 млн баррелей в сутки в 2019–2021 гг. Страна по-прежнему нуждается в импортируемых объемах, но закупки начали сокращаться – с 8 млн баррелей в сутки в 2016 г. до 6 млн в 2021 г. В 2019 г. США впервые стали нетто-экспортером нефти. Что же касается газа, то, по данным Международной группы импортеров СПГ (GIIGNL), в 2021 г. США поставили на мировой рынок 67 млн т (92,4 млрд куб. м) сжиженного природного газа (СПГ), заняв 3-е место после Австралии (78,5 млн т) и Катара (77 млн т). Если не принимать в расчет меры, предложенные API, а исходить только из текущей ситуации, то на горизонте до 2030 г. США могут нарастить экспорт СПГ более чем в 2 раза до 151,8 млн т, отмечает консультант Vygon Consulting Иван Тимонин.

Преследуя свои цели, Вашингтон нередко прибегает к политическим инструментам, таким как санкции и прямое давление в отношении как оппонентов, так и собственных союзников, говорит Симонов. «Такой подход США практикуют регулярно. И зачастую это позволяет Вашингтону в конечном итоге добиваться успеха в проектах, у которых без подобной политической поддержки, в условиях свободной конкуренции, шансов было бы гораздо меньше», – заключает он. С ним согласен управляющий партнер КПМГ Антон Усов.

В то время как поставки американской нефти на мировой рынок росли, объемы, например, Ирана и Венесуэлы снижались. Сейчас в стратегическом отношении США планируют вытеснить Россию с части нефтяного рынка, рассчитывая воспользоваться безальтернативным положением, в которое они поставили ЕС в связи с обострением политической ситуации, отмечает управляющий директор рейтинговой группы НРА Сергей Гришунин. И это уже происходит. В ОПЕК отмечают рост экспорта нефти и нефтепродуктов из США во II квартале 2022 г. – на 18% к уровню прошлого года – и ожидают его продолжения на фоне поиска Европой альтернативы российским поставкам, писал «Интерфакс».

Но самим США для загрузки собственных НПЗ, уточняет Гришунин, придется искать вязкую нефть вроде венесуэльской либо российского мазута – оба источника такой нефти находятся под санкциями США, поэтому Вашингтону нужны подходящие под эти требования производители. Прежде чем говорить о лидерстве в мировой энергетике, США необходимо сбалансировать внутренний рынок, согласен Усов. Пока же цены на топливо и инфляция в США растут: в мае она составила небывалые с 1980-х гг. 8,6% в годовом выражении.

Байден уверяет, что американцы платят «путинский налог» на топливо и еду, подразумевая, что цены увеличиваются из-за СВО России на Украине. На самом деле это только часть проблемы, отмечает Fox News. Ценники на заправках принялись резко расти еще прошлой осенью в силу множества причин – от подорожания нефти до нехватки перерабатывающих мощностей. А колумнист The Wall Street Journal Холман Дженкинс-младший на прошлой неделе назвал постоянное упоминание Байденом «путинской инфляции» трижды ложью: оно неверно определяет причину роста цен на бензин, преувеличивает влияние России на кризис и выставляет Запад в этом противостоянии смелее, чем он есть на самом деле.

Конечно, американские нефтяники готовы наращивать добычу, но на своих условиях