Правительство хочет обязать оборонную промышленность работать быстрее

Но о мобилизации экономики речь пока не идет
Спецмеры разрешают проводить закупки у единственного поставщика для выполнения гособоронзаказа
Спецмеры разрешают проводить закупки у единственного поставщика для выполнения гособоронзаказа / ТАСС

До конца весенней сессии Госдума может принять пакет мер правительства, разработанных в связи с проведением специальной военной операции на Украине и «краткосрочной повышенной потребностью в ремонте вооружения и военной техники», а также снабжении армии «материально-техническими средствами». Полномочия Белого дома предложено расширить за счет поправок в несколько законов, прежде всего новой статьи в законе об обороне, где появится описание доступных правительству «спецмер».

Среди них – возможность организовывать и финансировать некие «мероприятия» (без конкретного описания) любых органов власти; временно расконсервировать мобилизационные мощности и объекты; привлекать работников к работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и т. д. В рамках спецмер меняются правила системы госзакупок.

Спецмеры разрешают проводить закупки у единственного поставщика для выполнения гособоронзаказа (ГОЗ) и формирования запасов продукции, сырья, материалов, а также обязывать любые юрлица заключать госконтракты в целях обеспечения проведения операций за пределами России. Поправки ускорят проведение госзакупок, которые могут потребоваться властям из-за военной операции на Украине, говорит партнер Grata International Михаил Герман.

Речь идет главным образом о производстве боеприпасов, ремонте поврежденной техники, поставках продовольствия, вещевого довольствия и прочих быстро расходуемых материалов, говорит источник в оборонно-промышленном комплексе (ОПК). Основная нагрузка падет на специализированные предприятия ОПК, но подпасть под действие закона могут и частные предприятия, немалая доля которых работает в рамках кооперации, говорит собеседник «Ведомостей». Значительная часть перечисленных мер, например расконсервирование госрезервов, уже проводятся и фактически речь идет об их «кодификации», говорит менеджер одного из предприятий оборонки.

Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв уточняет, что данная инициатива относится только к предприятиям, которые работают в рамках ГОЗа, а не ко всей экономике. Хотя в проекте закона достаточно широко обозначено, что он будет применяться к любым юридическим лицам, в правоприменительной практике стоит ожидать распространения этой нормы на предприятия, которые уже работают в рамках ГОЗа, говорит он.

Источник в правительстве утверждает: законопроект не имеет ничего общего с так называемым военным положением или мобилизацией, а направлен на оптимизацию работы российского ОПК и его предприятий. Законопроект разработан, чтобы «войска и впредь были обеспечены всеми необходимыми образцами вооружений и боеприпасами», отметил собеседник в Белом доме, подчеркнув, что инициатива должна коснуться организаций, которые «исторически участвуют в выполнении ГОЗа».

Президент «Деловой России» Алексей Репик также считает, что законопроект затронет лишь отдельный, специализированный рынок, работающий на нужды оборонки. «Мы отработали случаи, когда нужно принимать быстрые решения и действовать оперативно, на пандемии», – сказал он.

Впрочем, законопроект не содержит указаний на то, что правительство сможет применять спецмеры в отношении тех предприятий, которые уже работают на ГОЗ.

Появление в законе права правительства устанавливать особенности правового регулирования труда в отдельных организациях, вероятно, направлено на увеличение продолжительности времени работы и, в свою очередь, производственных мощностей предприятий ОПК, говорит адвокат Pen & Paper Анастасия Санина. Предложенные изменения не подпадают под определение мобилизации работников на период чрезвычайного или военного положения, считает Герман: «Скорее здесь попытка ввести специальное правовое регулирование труда работников отдельных секторов экономики».

Партнер московской коллегии адвокатов «Солдаткин, Зеленая и партнеры» Ксения Мельниченко констатирует, что законопроект не будет распространяться, например, на сети фастфуда, которые захотят ввести 12-часовой рабочий день и обосновать это оборонной необходимостью. Не исключено, что новая норма в Трудовом кодексе разрешит привлекать работников к сверхурочным работам без их согласия, отмечает она.

Каким образом будет компенсироваться сверхурочная работа, в законопроекте не указано, обращают внимание эксперты.