В Минэке усомнились в жизнеспособности ряда проектов ФНБ в условиях падения спроса и роста затрат
Решение о продолжении финансирования мегапроекта «Газпрома» в Усть-Луге будет принято до конца годаМинэкономразвития актуализирует перечень проектов, которые планируется профинансировать с использованием средств фонда национального благосостояния (ФНБ). На анализ финансовой модели может уйти до полугода, рассказал «Ведомостям» первый замминистра экономического развития Илья Торосов.
По его словам, наложенные санкции на импорт в Россию оборудования и комплектующих не станут ключевым стоп-фактором для их выполнения. Главное – это перспективы реализации продукции либо услуг того или иного проекта и затраты на строительство, уточнил он. «Проблема более стратегическая: загвоздка не в замене немецкой турбины на российскую или китайскую. Это вопрос адаптации данных проектов, их окупаемости и [социально-экономической] значимости», – заявил Торосов.
Впрочем, по его словам, правительством уже одобрены решения по трем проектам общим объемом финансирования из ФНБ в размере 352 млрд руб. В частности, строительство Центрального транспортного узла (105 млрд из ФНБ в общей сложности, в этом году будет направлено 18,3 млрд), замена подвижного состава в Санкт-Петербургском метрополитене (97 млрд в целом, 4,5 млрд планируется выделить в этом году), программа модернизации фонда (всего 150 млрд, в 2022 г. освоение ожидается на уровне 20 млрд).
В высокой стадии проработки находится еще три автодорожные инициативы, уточнил Торосов. В частности, строительство скоростной автодороги Москва – Нижний Новгород – Казань (трасса М12), маршрута Казань – Екатеринбург, а также Северного обхода Твери от автомагистрали Москва – Санкт-Петербург (трасса М11). Объем ФНБ по автодорожным проектам – 436 млрд руб., при этом из них 235 млрд необходимо уже в текущем строительном сезоне, сообщил первый заместитель министра.
До начала специальной военной операции на Украине и введения антироссийских санкций крупнейшим проектом из списка претендентов на деньги ФНБ было строительство комплекса по переработке этансодержащего газа и производству сжиженного газа в районе Усть-Луги. В сентябре 2021 г. министр финансов Антон Силуанов говорил, что на этот мегапроект может быть выделено 900 млрд руб. из ФНБ до 2024 г. В июне немецкая Linde уведомила «Газпром» об отказе от работы по проектированию и строительству СПГ-завода в Усть-Луге, писали «Ведомости».
Целевыми рынками проекта «Газпром» – инициатор и ключевой исполнитель проекта – изначально называл Испанию, Португалию, Великобританию, Латинскую Америку и Индию, впоследствии монополия сообщала о планах поставлять продукцию этого проекта в Индию.
По словам Торосова, на настоящий момент вопрос финансирования проекта в Усть-Луге, несмотря на санкции ЕС, в том числе против российских грузовых судов, не снят с повестки. Впрочем, целесообразность продолжать финансирование пока анализируется, принять решение планируется до конца года, уточнил первый заместитель министра.
Кроме прямых инвестиций из ФНБ уже приняты решения выделить из фонда существенный объем средств российским институтам на докапитализацию, напомнил Торосов. В частности, 120 млрд – ВЭБу на действие механизма фабрики проектного финансирования, еще 437 млрд в общей сложности – на докапитализацию РЖД, Дом.РФ, Газпромбанка, «Аэрофлота», а также на покупку облигаций для реструктуризации задолженности авиакомпаний «Сибирь», «Уральские авиалинии», «Аврора», добавил он.
Ликвидная часть ФНБ эквивалентна примерно 8 трлн руб., подсчитали по просьбе «Ведомостей» в рейтинговом агентстве АКРА. Это оценка по нижней границе исходя из курсов валют на 24 июня – на трехлетнем горизонте национальная валюта, вероятно, будет слабеть, поэтому ФНБ будет переоцениваться в бо́льшую сторону в рублевом выражении, отметил директор группы суверенных и региональных рейтингов агентства Дмитрий Куликов.
Суммы в 8 трлн руб. было бы достаточно, чтобы финансировать дефицит федерального бюджета в достаточно консервативных условиях (дефициты по 1,5–2,5% ВВП) на протяжении примерно трех лет без выхода на рынок облигаций, полагает эксперт. При этом средства фонда, очевидно, не будут выступать единственным источником финансирования дефицита: в реальности Минфин продолжит заимствования. В этом смысле вложения в инфраструктурные проекты выглядят такими же возможными, как и ранее, добавил Куликов. В целом сейчас явно наступило время стимулирующей бюджетной политики, резюмировал он.
Ранее Минфин сообщил, что ФНБ планируется использовать для финансирования дефицита бюджета в этом году. В прошлом году правительство ставило план по инвестициям из фонда в инфраструктурные проекты в размере 2,5 трлн руб. до 2024 г. Часть средств ФНБ заморожена в составе других золотовалютных резервов (ЗВР) России. Но поскольку агентом Минфина выступал ЦБ, под заблокированные активы будет производиться эмиссия. По мере печатания Банком России денег резервы Минфина будут включаться в ЗВР непосредственно регулятора.
Многие проекты без участия государства нереализуемы в принципе, добавил директор по инвестициям «Локо-инвеста» Дмитрий Полевой. Причем все эксперты сходятся во мнении, что мультипликатор от расходов на инфраструктуру самый высокий, т. е. для экономики такие инвестиции обеспечивают наиболее значимый эффект при условии эффективного использования средств, продолжил эксперт.
В текущих условиях экономическая модель всех проектов и предпосылки, которые в них закладывались, должны быть тщательно проанализированы, включая вновь появившиеся барьеры в виде санкций, логистических ограничений, разного ущерба для разных отраслей и даже регионов, согласился Полевой. По его словам, средства, очевидно, потребуются и на другие меры поддержки, поэтому вопрос эффективности становится еще более критическим. «Закопать» можно любой объем средств, главное – чтобы проекты стимулировали экономическую активность частного бизнеса, занятость, способствовали росту доходов населения, резюмировал он.