Грозит ли миру продовольственная катастрофа

Кризис продуктов питания уже наступил, констатируют власти крупнейших стран
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Мировые лидеры, представители международных организаций и эксперты в последние месяцы все больше говорят о продовольственном кризисе уже не столько как о потенциальной угрозе, сколько как о наступившей реальности.

«Нехватка продовольствия будет реальной», – заявил президент США Джо Байден на пресс-конференции после саммита стран G7, прошедшего в конце марта. Тема дефицита продуктов питания стала основной в повестке встречи лидеров государств «семерки». С аналогичным в целом тезисом выступил и президент Франции Эмманюэль Макрон. «Мир стоит на пороге беспрецедентного продовольственного кризиса», – заявил он.

Генеральный директор Всемирной торговой организации (ВТО) Нгози Оконджо-Ивеала 12 июня предупредила, что бедные страны могут столкнуться с катастрофической ситуацией из-за роста цен на продовольствие, если не принять меры. Помощник президента РФ по экономическим вопросам Максим Орешкин 2 июня заверил, что Россия будет делать все, что в ее силах, чтобы мир избежал голода.

Хотя сам факт продовольственного кризиса уже мало у кого вызывает сомнения, вину за проблемы западные лидеры возлагают преимущественно на Россию. «Ответственность за угрозы, с которыми нам придется сталкиваться, несет однозначно Россия и ее президент», – заявил канцлер Германии Олаф Шольц по итогам внеочередного саммита ЕС 31 мая, комментируя ситуацию с продовольствием. Глава Конференции ООН по торговле и развитию экспорта Ребекка Гринспен в начале июня предупредила, что продовольственный кризис может обернуться глобальной катастрофой в 2023 г. без возвращения на мировые рынки сельхозпродукции из России и с Украины.

Российские власти также констатируют, что мировой продовольственный кризис уже начался. Об этом, в частности, говорил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков 8 июня. Но его катализатором, по словам Пескова, стала не ситуация на Украине, а ошибки правительств разных стран.

«В мире в год производится примерно 800 млн т зерна. Украина готова экспортировать 20 млн т – это 2,5%. Если мы будем исходить из того, что в общем объеме продовольствия в мире пшеница составляет только 20%, то это значит, что эти 20 млн т украинской пшеницы – 0,5%. Ни о чем», – говорил в интервью телеканалу «Россия 24» президент Владимир Путин.

Вечная проблема

Продовольственный кризис – это не вопрос сегодняшнего дня, а скорее вечная в некотором смысле проблема. Системными факторами продовольственного кризиса выступают продолжающийся рост численности населения и увеличение потребления зерновых на корма животным, подчеркивает советник президента ЦСР Елена Разумова. К этому добавились текущие сложности роста мировых цен почти на все сырьевые товары и энергоносители, в результате даже при наличии зерна его стоимость не позволяет закупить требуемые объемы, добавляет эксперт.

В 2021 г. с острой нехваткой продовольствия столкнулось около 193 млн человек, что примерно на 40 млн больше, чем в предыдущем, свидетельствуют данные опубликованного в мае доклада Глобальной сети по борьбе с продовольственными кризисами – международного альянса ООН, ЕС, правительственных и неправительственных организаций, совместно работающих над преодолением продовольственных кризисов. За последние пять лет число таких людей практически удвоилось: в 2016 г. их насчитывалось 108 млн, в 2017 г. – 124 млн, в 2018 г. – 113 млн, в 2019 г. – 135 млн, в 2020 г. – 155 млн.

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) за 2018–2020 гг., в некоторых странах недоедает половина населения. Мировой лидер по потреблению калорий – США (3862 ккал в день). У некоторых африканских стран, например Зимбабве, этот показатель более чем вдвое ниже – 1707 ккал. Единого международного стандарта потребления калорий на душу населения не существует – многое зависит, например, от климата: в холодных странах норматив выше. По данным Роспотребнадзора, физиологические потребности в энергии для взрослых составляют от 2100 до 4200 ккал в сутки для мужчин и от 1800 до 3050 ккал– для женщин.

Недавнее увеличение масштабов голода обусловлено несколькими факторами, включая пандемию и климатический кризис, поясняет заместитель директора отделения ФАО для связи с Россией Агаси Арутюнян. В то же время, по его словам, основной причиной, способствующей возникновению глобального голода, являются конфликты. В период с 2018 по 2021 г. число людей, находящихся в кризисной ситуации в странах, где конфликт был основной причиной острого отсутствия продовольственной безопасности, увеличилось на 88%, составив чуть более 139 млн человек, указал эксперт.

В ближайшие годы количество недоедающих и голодающих будет расти, в первую очередь это касается наибеднейших регионов планеты, где эта проблема не решается на протяжении десятилетия, ожидает управляющий партнер Agro and Food Communications Илья Березнюк. В данной градации зачастую имеется в виду, что люди недополучают необходимых рационов питания, установленных, например, ВОЗ или рассчитанных другими организациями, но это не означает тотального голода, замечает эксперт.

Согласно последним разработанным ФАО сценариям, российско-украинский конфликт может привести к тому, что к 2023 г. в условиях хронического недоедания станет жить еще 18,8 млн человек, говорит Арутюнян.

Скачок цен и ограничения на экспорт

Несмотря на прогнозы роста количества голодающих, принципиального снижения производства основных продуктов питания в этом году не ожидается.

Согласно июньскому докладу ФАО, мировое производство пшеницы в 2022 г. сократится до 770,8 млн т с 776,8 млн т в 2021 г. Среди стран – производителей пшеницы самое значительное сокращение покажут Украина (с 32,2 млн т в 2021 г. до 20 млн т в 2022 г.) и Австралия (с 36,3 млн до 28 млн т).

При этом рост урожаев ФАО ожидает в Канаде (с 21,7 млн т в 2021 г. до 31,2 млн т в 2022 г.) и Казахстане (с 11,8 млн до 13,5 млн т). Наиболее значимым фактором для динамики производства пшеницы эксперты ФАО называют затяжной конфликт на Украине. В 2022 г. также прогнозируется сокращение глобального производства риса – до 519,5 млн т с 520,8 млн в 2021 г. В то же время эксперты ФАО ожидают умеренного роста мирового производства мяса (с 355,5 млн т в 2021 г. до 360,5 млн т в 2022 г.), а также ощутимого увеличения производства молока и молочной продукции (с 927,8 млн т в 2021 г. до 937,3 млн т в 2022 г.).

Максим Стулов / Ведомости

Но несмотря на отсутствие спада производства, ситуацию с продовольствием в мире в целом усугубляют экспортные ограничения, которые вводятся в ряде стран. В частности, в начале апреля Казахстан ввел запрет на экспорт зерна и муки, Киргизия в конце мая на шесть месяцев запретила вывоз сахара-песка и тростникового сахара-сырца, Индонезия с конца апреля временно ограничила экспорт пальмового масла. Россия в середине марта ввела запрет на экспорт зерновых (пшеницы, меслина, ржи, ячменя и кукурузы) в страны Евразийского экономического союза до 30 июня, а также на вывоз белого сахара и тростникового сахара-сырца в третьи страны до 31 августа. Аналогичные в целом меры приняла и Индия, еще один крупнейший мировой производитель пшеницы и сахара.

Опасения дефицита продуктов на национальных рынках не главная причина, из-за которой страны вводят эмбарго на экспорт продовольствия. Они делают это для регулирования и охлаждения внутренних цен, поясняет заведующая отделом экономики инноваций в сельском хозяйстве Института аграрных исследований НИУ ВШЭ Надежда Орлова. Особенность данного продовольственного кризиса не столько в недопроизводстве, сколько в инфляции. Если не вводить ограничения, экспортеры будут вывозить продукцию на рынки с максимально благоприятной конъюнктурой, тогда цены внутри страны должны будут расти до сопоставимых с мировыми уровней. В противном случае возникнет дисбаланс, что может уже обернуться дефицитом на национальном рынке.

Мировые цены на продовольствие с начала 2022 г. выросли в среднем на 16%, заметнее всего подорожали растительные масла и зерновые – на 23%, мясо – на 9%, молоко и сахар – на 7%, свидетельствуют данные ФАО. В марте цены на продовольствие достигли рекорда за всю историю наблюдений с 1990 г., увеличившись на 12,6% по сравнению с февралем. Такой скачок обусловлен рекордным подорожанием растительных масел, зерновых и мяса, а также значительным ростом цен на сахар и молочную продукцию, указывала ФАО. В апреле, по данным организации, продовольствие в мире незначительно подешевело (на 0,8%). Вклад в это внесло снижение цен на растительные масла и зерновые, в то же время мясо, молочная продукция и сахар продолжили дорожать. В мае цены на продовольствие в мире вновь снизились – на 0,6%. Такая динамика была обусловлена стоимостью молочной продукции, растительных масел и сахара. При этом мясо по-прежнему дорожало, а рост цен на зерновые возобновился.

Продовольственная инфляция в апреле в странах ОЭСР в годовом выражении достигла 11%, в ЕС – 8,1%. Значительный рост цен отмечается в Турции – на 89,1%, в Аргентине – на 62,1%, в Колумбии – на 26,2%, в Литве – на 21,7%. В России продовольственная инфляция в мае замедлилась до 20,1% с 20,48% в апреле, свидетельствуют данные Росстата.

При чем здесь спецоперация

После начала спецоперации на Украине западные страны ввели масштабные санкции против России, которые серьезно затруднили внешнеторговую деятельность. В частности, международные компании приостановили заход своих судов в российские порты, европейские порты закрыли для судов под флагом РФ, а отключение крупных российских финансовых организаций от международной системы межбанковских платежей SWIFT вызвало трудности с расчетами за поставки товаров.

Россия готова внести весомый вклад в преодоление продовольственного кризиса за счет экспорта зерна и удобрений при условии снятия политически мотивированных санкций, заявлял Путин в телефонном разговоре с премьер-министром Италии Марио Драги в конце мая. Президент тогда отмечал, что Россию необоснованно обвиняют в проблемах с поставками сельхозпродукции на мировые рынки, поскольку возникшие сложности связаны в том числе со сбоями в работе производственных и логистических цепочек, передавала его слова пресс-служба Кремля.

Санкции США разработаны так, что позволяют экспорт сельхозпродукции и удобрений из России, говорил глава пресс-службы госдепартамента Нед Прайс в конце мая.

Конфликт между Россией и Украиной приводит к перебоям в экспорте и логистике и серьезно сказывается на доступности продовольствия в мире, констатирует Арутюнян. Непосредственных санкций в отношении продовольствия из России не было, напоминает Разумова. Более того, ЕС сделал исключения для судов, заходящих в европейские порты с агропромышленными товарами. Тем не менее санкции повлияли на финансовое обеспечение сделок с российским зерном – усложнилось и подорожало проведение платежей из-за отключения российских банков от SWIFT, указывает она. Кроме того, по ее словам, выросла стоимость страхования судов и грузов из черноморских портов из-за их близости к боевым действиям. Нельзя исключать и отказа международных логистических компаний от перевозок российских продовольственных грузов, добавляет эксперт. В целом это решаемые проблемы, но это приводит к потере прибыли российских экспортеров зерна и зернопроизводителей, так как эти дополнительные расходы ложатся именно на них, подчеркнула она.

В России урожай зерновых в этом году может составить 130 млн т, в том числе рекордные 87 млн т пшеницы, прогнозировал Путин в середине мая. Последний рекорд по урожаю был поставлен в 2017 г. (135,5 млн т зерна, в том числе 86 млн т пшеницы). Ожидаемый рекордный урожай зерновых в России не позволит компенсировать выпадающие объемы поставок, в первую очередь из-за неспособности мировых логистических цепочек перестроиться в столь короткий период, считает Арутюнян.

Активное развитие российского АПК в последние годы, позволившее окончательно решить проблемы голода, послужит подушкой безопасности, вместе с тем санкционные ограничения и высокая степень зависимости от импорта важнейших вводимых ресурсов станут сдерживающими факторами, считает Арутюнян. Россия зависит от закупок за рубежом средств защиты растений (пестицидов), семян и удобрений, заметил он. По его словам, в 2021 г. их импорт оценивается почти в $1,5 млрд (пестициды – $872 млн, семена – $409 млн, удобрения – $203 млн).

Текущий год складывается для России достаточно хорошо, в первую очередь в растениеводстве, добавил Березнюк. По его словам, с точки зрения подготовки к посевным и уборочным работам ситуация в мире и наложенные с февраля санкции глобально не отразились на планах аграриев. «Кто-то сократил посевные площади под некоторые культуры, кто-то, наоборот, увеличил в сторону наиболее маржинальных. При этом закупка всем необходимым для успешного сева многими осуществлялась еще осенью прошлого года», – пояснил эксперт. Проблемы есть в части логистики и в отношении доступа к некоторым рынкам, технологиям, добавил он. Ситуация в 2023 г. будет зависеть от многих факторов, в том числе от планов господдержки сельского хозяйства, дальнейшего развития взаимоотношений с другими странами и потенциально возможных экспортных ограничений для отечественных аграриев, заключил эксперт.

Долю России и Украины в мировом производстве продуктов сложно назвать доминирующей, но они являются ключевыми поставщиками для многих стран, которые в значительной мере зависят от импорта продовольствия и удобрений, отмечает Арутюнян. Ряд из них входят в группу наименее развитых, а многие другие – в группу стран с низким уровнем дохода и дефицитом продовольствия. Например, по словам эксперта, Эритрея в 2021 г. импортировала всю пшеницу из России (53%) и с Украины (47%). Также значительную долю российской и украинской пшеницы импортируют страны, расположенные в том числе в Северной Африке, Западной и Центральной Азии.

В частности, Азербайджан, Армения, Грузия и Монголия практически на 100% покрывают свои потребности поставками зерна из России, добавляет Арутюнян. В целом, по его словам, свыше 30 чистых импортеров пшеницы более чем на 30% удовлетворяют свои потребности в импортной пшенице за счет продукции, ввозимой из этих двух стран.

Крупнейшими мировыми производителями зерна в последние годы являются Китай, США, Индия, Бразилия и Россия. По его экспорту лидируют США, Украина, Аргентина, Бразилия и Россия, а по импорту – Япония, Мексика, Египет, Испания и Южная Корея. Украина занимает лидирующие позиции на мировом рынке масличных культур, в частности в сфере экспорта подсолнечного масла (47% мирового экспорта), а также семян рапса (около 10%), на зерновом рынке высокая доля поставок кукурузы, ячменя (по 13% мирового экспорта), указывает Разумова из ЦСР. Учитывая высокую долю Украины на мировом рынке подсолнечного масла, вероятны проблемы с его поставками, считает она. Это, в свою очередь, неизбежно приведет к удорожанию всех остальных пищевых масел, добавляет эксперт.

Какие страны пострадают

Европа в рамках Евросоюза обеспечивает себя продовольствием по всем основным продуктам питания, поэтому снижение потребления там не ожидается, говорит Орлова. Как правило, европейские страны субсидируют самые бедные слои населения разными способами, уравнивая доступ к продовольствию, отмечает эксперт. При высокой инфляции потребители с ограниченными ресурсами выбирают либо меньший объем, либо более дешевые аналоги, добавляет она.

Наибольшую тревогу у ФАО сейчас вызывает ситуация в таких странах, как Йемен, Нигерия, Эфиопия, Южный Судан, Афганистан и Сомали, добавляет Арутюнян. «Во всех этих шести странах часть населения живет в катастрофических условиях дефицита продовольствия, при этом до 750 000 человек могут погибнуть от голодной смерти. Из этого количества 400 000 человек проживает в эфиопском регионе Тыграй, что является самым высоким для отдельно взятой страны показателем со времен масштабного голода в Сомали в 2011 г.», – отметил он.

Максим Стулов / Ведомости

Продовольственное положение может ухудшиться у традиционно бедных стран Африки и части Юго-Восточной Азии, согласен Березнюк. На Ближнем Востоке к наиболее уязвимым странам можно отнести Йемен, Ливан и Палестину, которые зависят от импорта зерна, так как собственные ресурсы для их выращивания очень ограниченны, считает Разумова. Среди стран Азии – Индонезию и Бангладеш, так как эти страны из-за роста населения наращивали импорт пшеницы в последнее десятилетие, указывает она.

Как решать проблему

Российские власти ведут переговоры с американскими и европейскими о смягчении ограничений на вывоз продовольствия, сообщил «Ведомостям» близкий к правительству источник. По его словам, несмотря на жесткую риторику, по пунктам, связанным с продуктами питания, Запад занимает гораздо более лояльную по отношению к России позицию: достигнуты предварительные договоренности о снятии санкций на российские суда и допуске их в определенные европейские порты при условии, что перевозиться будет продовольствие, в частности зерно. Один из вариантов – выдача таким судам специальных гарантий – «виз» от ООН, уточнил собеседник.

Нарушение логистики является одним из главных факторов текущей проблемы с продовольствием в мире, указывает Орлова. Постепенно она наладится, но на какое-то время это приведет к тому, что какие-то категории будут позже доставляться либо будут дороже, отмечает эксперт. Вторая часть проблемы связана с ростом цен и нехваткой зерновых и масличных культур в отдельных странах. По ее словам, ситуация нормализуется, когда разрешится российско-украинский конфликт либо постепенно другие страны будут замещать эти поставки.

Для решения проблемы с продовольствием сейчас необходимо наращивание объемов производства в каждой стране, считает Арутюнян. По его словам, для этого нужно предоставлять как финансовую помощь, так и ресурсы для выращивания зерновых и овощей, а также услуги по лечению и вакцинации, обеспечению кормами и водой для сохранения скота, добавил эксперт. Странам необходимо оперативно преобразовать свои агропродовольственные системы, чтобы они стали более эффективными, инклюзивными и невосприимчивыми к потрясениям, заключает эксперт.

В подготовке статьи участвовали Антон Козлов и Александр Соколов