Власти хотят заменить в макропрогнозе Минэка цену нефти Urals на другой индикатор

Данные о стоимости российской марки могут быть некорректны
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Власти обсуждают замену ожидаемой цены нефти российской марки Urals при составлении макропрогноза Минэка, рассказали «Ведомостям» два источника, близких к правительству, а также федеральный чиновник, участвовавший в обсуждении этого вопроса.

По словам одного из них, во-первых, стоимость Urals в нынешней ситуации существенно варьируется от контракта к контракту и от поставщика к поставщику, поэтому прогноз, в том числе доходов бюджета, сформированный в привязке к цене российской марки, может оказаться существенно искаженным. Во-вторых, информагентства, которые предоставляли правительству информацию о ценах на Urals, – Argus и S&P Global Platts – практически перестали регистрировать сделки и поставлять данные из-за санкций, уточнил собеседник. По словам источников, обсуждаются разные варианты замены – в частности, ориентиром для прогноза может служить условная стоимость или цена марок, торгующихся на спотовом рынке, в частности Brent. По словам близкого к правительству источника, идея принадлежит помощнику президента по экономике Максиму Орешкину. Предложение может быть отражено в следующем макропрогнозе Минэка, который будет подготовлен в июле. 

Представители Минфина и Минэка не ответили на запросы «Ведомостей». 

Согласно Бюджетному кодексу, в настоящее время при прогнозировании нефтегазовых доходов федерального бюджета используются среднегодовая цена на нефть марки Urals, среднегодовая экспортная цена на природный газ и среднегодовой курс доллара к рублю.

В бюджет на 2022 г. закладывалась прогнозная цена на нефть Urals на уровне $62,2/барр. Доходы планировались в объеме 25 трлн руб. (в том числе нефтегазовые – 9,5 трлн, или 38,1% от всех поступлений).

Средняя цена нефти Urals в январе – мае 2022 г. сложилась в размере $83,5/барр., сообщил 1 июня Минфин. За первые пять месяцев прошлого года она составляла $61,6/барр. В мае нефть стоила в среднем $78,81/барр., что в 1,2 раза выше, чем в аналогичном периоде 2021 г. В июне бюджет получит 392,9 млрд руб. дополнительных нефтегазовых доходов, прогнозировали в министерстве. По итогам мая они оказались на 263,7 млрд руб. выше, чем ожидалось. Средняя цена на нефть Urals за период с 15 мая по 14 июня составила около $87,5/барр., сообщил Минфин в среду.

По базовому варианту макропрогноза Минэкономразвития на ближайшие три года, представленному в середине мая, средняя цена нефти Urals в 2022 г. составит $80,1/барр., в 2023 г. – $71,4, в 2024 г. – $66, в 2025 г. – $61,2. В консервативном сценарии цена российской нефти упадет с $78,6/барр. в 2022 г. до $57,3/барр. в 2025 г. В 2021 г. она в среднем стоила 69,1/барр.

Цена марки Brent 7 марта достигла почти $140/барр. после заявлений США об обсуждении с европейскими странами возможности отказа от российской нефти. После того как Вашингтон ввел эмбарго без участия Европы, котировки скорректировались, но преимущественно оставались выше $100/барр.

В конце мая Евросоюз (ЕС) согласовал введение нефтяного эмбарго в рамках шестого пакета санкций против России. После длительных переговоров было принято компромиссное решение: в течение шести месяцев будет запрещен импорт российской нефти, поставляемой по морю. Временное исключение сделано для трубопроводных поставок в наиболее зависимые от российских энергоресурсов страны, в частности в Венгрию. 

Нужна ли замена Urals

Прогнозировать цену Urals сейчас особенно сложно в силу высокой неопределенности по поставкам, платежам, политического давления, указывает кандидат экономических наук, преподаватель факультета «Форсайт» РЭУ им. Г. В. Плеханова Денис Домащенко. Дисконт отечественной марки к Brent составляет около $30–35 и сложно сказать, каким он будет в 2023 г., замечает он. В связи с этим смысла привязки к сорту Urals нет, считает эксперт. По его словам, пока вводятся новые санкционные пакеты, построить адекватную модель прогнозирования сложно, есть только сценарии с широкими допусками, в рамках которых может работать правительство.

Основные причины такой меры связаны с тем, что фактические цены экспорта, по которым нефтяные компании продают свою нефть, стали существенно отличаться от котировок Urals, которые дают ценовые агентства (Argus и Platts), говорит директор Центра экономической экспертизы ИГМУ НИУ ВШЭ Марсель Салихов. Более того, если сами ценовые агентства перестанут котировать Urals, то это вызовет проблемы с расчетом налоговых ставок и повлияет на нефтегазовые доходы бюджета, добавляет он. 

В сложившейся ситуации более адекватным подходом могла бы стать ориентировка на доходы прошлых периодов с поправкой на изменения в структуре экспорта и потребления, а также на доходы компаний, считает главный экономист агентства «Эксперт РА» Антон Табах. При таком подходе биржевые цены на нефть становятся менее значимы для прогнозирования бюджетных доходов, пояснил эксперт.

Отмена такой привязки может стать продолжением отказа от привычного для последних лет бюджетного правила, в рамках которого избыточные нефтегазовые доходы поступали в фонд национального благосостояния (ФНБ), говорит начальник управления информационно-аналитического контента «БКС мир инвестиций» Василий Карпунин. Сейчас тема наращивания золотовалютных резервов в условиях внешних санкций потеряла смысл в ее обычном виде, а значит, и прежний математический подход к расчету некоторого оптимума по бюджету в зависимости от цены нефти может быть не совсем корректен, добавил эксперт.

Проблема заключается в том, что в формулах расчета НДПИ, экспортной пошлины и обратного акциза в рамках большого налогового маневра в нефтяной отрасли присутствует цена Urals, а в данный момент она недостаточно точно отражает реальную стоимость нефти, отмечает директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. Возможным решением, по его словам, может быть переход на цену марки Brent, которая также присутствует во многих бюджетных проектировках. Эксперт считает, что дискуссия между нефтяными компаниями, Минфином, Минэкономразвития и правительством по этому вопросу будет длительной. «Ведомости» направили запрос в крупнейшие нефтяные компании. 

В свою очередь, в марте Минэнерго предложило изменить расчет индикативных цен для НДПИ таким образом, чтобы учитывались реальные цены на российскую нефть на рынке. И сейчас этот вопрос прорабатывается, говорит источник «Ведомостей», знакомый с планами министерства. Внебиржевые индексы Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) способны стать основой для изменения расчета НДПИ на нефть, предлагала ранее биржа.

Минфин по текущему бюджетному правилу на дополнительные доходы от высокой цены нефти (в 2022 г. планка отсечения, выше которой доходы считаются дополнительными, находится на уровне $44,2/барр.) покупает для ФНБ иностранную валюту и золото в резерв. В начале марта министерство сообщило о приостановке действия правила на этот год. До этого западные страны в рамках санкций заморозили около $300 млрд золотовалютных резервов РФ, включая часть средств ФНБ.