Минпромторг планирует начать маркировку еды, алкоголя и электроники

В условиях смягчения требований техрегулирования государство ищет новые инструменты контроля за рынком
Введение маркировки не все считают своевременной мерой
Введение маркировки не все считают своевременной мерой / Андрей Гордеев / Ведомости

Замминистра промышленности и торговли Василий Шпак направил в аппарат правительства обращение с предложением начать в этом году добровольные эксперименты по маркировке новых товарных групп, среди которых консервы, рыбная продукция, газировка, соки, крепкий алкоголь, детские товары, электроника и корма для животных. Копия документа есть в распоряжении «Ведомостей», представитель Минпромторга подтвердил его подлинность.

Ранее правительство заморозило до 2023 г. обязательные требования по маркировке товаров для тех групп, по которым она не стартовала до 1 марта 2021 г. Сроки проведения экспериментов в других категориях – сладких напитков и соков, консервов, крепкого алкоголя и др. – сейчас пересматриваются ввиду сложившейся экономической ситуации. «По некоторым из них, например детским товарам, начало тестирования было перенесено на 2023 г.», – напоминает президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина.

Тем не менее готовиться к введению системы прослеживаемости участникам различных отраслей все равно нужно, а потому Шпак предложил начать добровольные эксперименты в новых товарных группах уже в текущем году. Представитель Минпромторга пояснил, что маркировка, по сути, остается единственным цифровым инструментом контроля за рынком в условиях легализации параллельного импорта (который разрешен для широкого перечня техники. – «Ведомости»), смягчения требований в сфере технического регулирования и оценки соответствия, моратория на проведение проверок в рамках государственного контроля. Система маркировки дает информацию о товарных рынках и потребительских ценах с недоступными другим инструментам контроля скоростью и детализацией, отмечает он.

Пресс-служба правительства не ответила на запрос «Ведомостей». Заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий (оператор системы маркировки) Реваз Юсупов заявил, что организация готова к проведению экспериментов: «Создана вся необходимая инфраструктура, началась работа с компаниями в этих отраслях». Эксперименты по маркировке товаров носят добровольный характер «и не влекут финансовых затрат для участников экспериментов», пишет Шпак, напоминая, что плата за код маркировки не взимается, а оборудование на время эксперимента предоставляется оператором на безвозмездной основе. Замминистра отметил, что за маркировку рыбной продукции выступало Росрыболовство. Источник «Ведомостей» в федеральном агентстве сообщил, что там не принимали участия в обсуждениях о начале тестирования системы в этом году, а в пресс-службе не ответили на запрос.

Эксперимент по маркировке рыбной продукции в первую очередь коснется красной и черной икры, рассказал «Ведомостям» член комитета Госдумы по аграрным вопросам Сергей Лисовский. Маркировка, по мнению депутата, вместе с законопроектом, ограничивающим вывоз самолетом больше 10 кг камчатской красной икры в непромышленной упаковке, снизит нелегальный оборот продукции, обезопасит граждан и ограничит браконьерское лобби. Препятствий для ввода системы прослеживаемости Лисовский не видит.

Оборот теневого рынка красной икры превышает 4 млрд руб., приводит статистику правительства Камчатского края президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев. Игроки рынка оценивают объемы незаконного оборота икры тысячами тонн, сказал председатель Рыбного союза Александр Панин.

В то же время он считает введение маркировки не совсем своевременной мерой, «учитывая колоссальное экономическое давление на предприятия и то, что введение маркировки – это огромные издержки, которые сильно ударят по отрасли». По словам Панина, введение новых барьеров вместо мер по стимулированию развития отрасли может серьезно навредить как производителям, так и потребителям, так как повлечет за собой рост цен на продукцию минимум на 10–20%.

Производители сладких напитков и соков тоже не считают возможным сейчас включиться в эксперимент. «Компании неизбежно должны будут заложить в бюджет расходы на оборудование, программное обеспечение, считывающие устройства, принтеры, а также нанимать за свой счет дополнительных сотрудников», – говорит президент «Союзнапитков» Максим Новиков. По его словам, это серьезные финансовые вложения даже для тех компаний, которые уже маркируют упакованную воду, тем более что, к примеру, линии розлива и упаковки соков отличаются от линий упакованной воды. В сегменте соковой продукции есть низкомаржинальные продукты, для которых введение маркировки сейчас будет очень чувствительно, и эта ситуация отразится и на социально важных продуктах, таких как соки для детского питания, предупреждает Новиков.

Маркировка алкогольной продукции в стране уже осуществляется в рамках ЕГАИС, напоминает президент Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) и вице-президент холдинга «Русский стандарт» Игорь Косарев: «На каждую бутылку производители уже наносят две марки – Гознака и помарочного учета». По его мнению, таким образом оборот нелегальной продукции в торговле полностью исключен. «СПАП считает любые дополнительные виды маркировки ничем не оправданными и абсолютно неприемлемыми», – подчеркивает Косарев.

Не понимают логику введения маркировки и в Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК). По словам ее представителя Антона Гуськова, рынок сейчас испытывает серьезные проблемы с поставками продукции и идею введения маркировки его участники воспринимают как препятствие для нормальной работы производителей, что приведет к усугублению проблем с наличием товара. Как отмечает Гуськов, когда впервые прозвучали идеи ввести систему прослеживаемости в электронике и бытовой технике, никто из участников рынка не изъявил желания поучаствовать в эксперименте. В конце мая члены РАТЭК направили в Минпромторг и Минэкономразвития письмо (есть в распоряжении «Ведомостей») с предложением отказаться от дальнейшей работы по этому направлению, так как проект затронет порядка 6% оборота торговых сетей, что «ляжет тяжелым бременем на хозяйствующие субъекты и негативно скажется на их устойчивости». Маркировка увеличит отпускную цену на традиционные лампы накаливания (самый популярный светотехнический продукт на рынке) на 10%, при том что светодиодные лампы в России почти не производятся, предупреждают в РАТЭК.

Российские производители светотехники не согласны с позицией РАТЭК. Они добивались введения маркировки с 2019 г., говорит генеральный директор Ассоциации производителей светодиодов и систем на их основе Ольга Грекова. По ее словам, объем контрафактной светотехнической продукции достигает 70% и ее установка приводит к проблемам со зрением у детей в школах и даже к пожарам. Производители светотехники считают маркировку мерой поддержки отрасли: несмотря на некоторое повышение цен из-за расходов на нее (а с февраля из-за экономической ситуации уже произошел скачок на 20%, признает Грекова), можно будет отслеживать не только производителей, но и всю цепочку, по которой до покупателя дошел контрафакт, что представляется важным с учетом параллельного импорта, резюмирует она.

Национальная система маркировки «Честный знак» внедряется в России с 2018 г. для борьбы с нелегальным оборотом товаров. Система уже стала обязательной для лекарств, сигарет, минеральной воды, молочной продукции, некоторых детских товаров и ряда других категорий.