США пытаются улучшить отношения с Саудовской Аравией
Но добиться резкого повышения добычи нефти им будет очень сложноПланы визита президента США Джо Байдена в Саудовскую Аравию вызвали критику со стороны его соратников по демократической партии в конгрессе, не забывших убийства журналиста Washington Post Джамала Хашкоджи в 2018 г., сообщило 8 июня издание Politico. Сенатор-демократ Рон Вайден заявил, что не видит никаких усилий Саудовской Аравии для увеличения добычи нефти, что могло бы снизить цены на бензин в США, и считает, что опасные нарушения прав человека в этой стране продолжаются. Сенатор Тим Кейн решительно против того, чтобы президент встречался с наследным принцем и фактическим руководителем страны Мохаммедом бин Салманом, который был признан в 2021 г. разведкой США ответственным за убийство Хашкоджи, после чего администрация США ввела санкции против 73 саудовских силовиков и чиновников.
Байден в результате намеченного на начало июля визита в Саудовскую Аравию надеется улучшить отношения с ключевым нефтедобывающим арабским государством. Байдену нужен союзник, который поможет США «навести порядок» на рынке нефти с его аномально высокими ценами, это заставляет нынешнюю администрацию Белого дома пересматривать отношения с Эр-Риядом, находящиеся сейчас исторически в самой низкой точке, пишет Bloomberg.
Согласно анализу агентства, цена барреля сырой нефти выросла более чем на 50% с начала этого года и может даже дойти до $200, поскольку санкции ЕС ограничивают российский экспорт. Цены на топливо в США продолжают расти, что стало крупной внутриполитической проблемой для Байдена и демократов. 9 июня, по информации CNN, в 16 штатах и округе Колумбия цена галлона (3,7 л бензина) превысила $5, а средняя цена по стране составила $4,96.
Администрация Байдена еще до начала боевых действий на украинской территории безуспешно настаивала на увеличении Саудовской Аравией добычи нефти. Но договориться не получалось, так как Байден был против уступок Эр-Рияду по йеменскому вопросу – при нем были ограничены поставки авиабомб и ракет «воздух – земля» для этой войны.
Принц Салман наверняка попросит изменить позицию США по конфликту в Йемене, потребует разморозки поставок оружия, подтверждения гарантий безопасности перед лицом Ирана, содействия развитию саудовской гражданской ядерной программы и увеличения американских инвестиций в экономику.
Вопрос в том, что Байден захочет, а главное, сможет получить от саудовцев в качестве ответной любезности. Если речь пойдет об увеличении поставок нефти, то здесь возможности для торга выглядят ограниченными.
2 июня участники сделки ОПЕК+ по итогам министерской встречи стран – членов соглашения приняли решение увеличить квоту по добыче нефти на июль и август 2022 г. на 648 000 баррелей в сутки (б/с) ежемесячно. Предыдущий план предусматривал ежемесячное наращивание с мая по сентябрь включительно на 432 000 б/с. Ускорение роста будет достигнуто за счет переноса на июль-август объемов сентябрьского увеличения квоты.
Основная цель американцев в их контактах с саудитами даже не вытеснение России с нефтяного рынка, а разрушение ОПЕК+: им надо заставить страны-экспортеры производить больше нефти за меньшие деньги и желательно с возобновлением старой схемы последующих покупок американских гособлигаций, говорит аналитик товарных рынков «Открытие инвестиций» Оксана Лукичева.
По оценкам Лукичевой, на данный момент Саудовская Аравия может увеличить добычу до 12 млн б/с – это пока предел. Сейчас, как известно, добыча ограничена 10,8 млн б/с по новому соглашению ОПЕК+ в июне. Таким образом, с учетом текущей добычи на уровне 10,2 млн б/с у Эр-Рияда имеется потенциал наращивания добычи в 1,8 млн б/с.
«При текущих ценах на нефть увеличение добычи саудитам выгодно, но только до тех пор, пока цены не начнут падать. И крайне маловероятно, что они поддадутся американцам и будут разваливать сделку ОПЕК+, в которую входит Россия», – говорит Лукичева.
У администрации Байдена и самого президента вряд ли получится состыковать американские и саудовские пожелания относительно удовлетворительных отношений, несмотря на то что обе страны продолжают считаться стратегическими союзниками, сомневается директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта в МГУ Юрий Рогулев. Требования практически взаимоисключающие, скорее всего, итогом визита будет подтверждение стратегического партнерства без конкретных результатов, если визит вообще состоится. Авторитарный стиль переговоров с Эр-Риядом у Байдена вряд ли пройдет, думает Рогулев.
США остаются для Саудовской Аравии стратегическим союзником, однако арабская монархия претендует на то, чтобы конвертировать свою роль в глобальной экономике и финансах в политическую, стать одним из глобальных центров силы, говорит ведущий научный сотрудник МГИМО Юрий Зинин. Эр-Рияд надеется на бурное технологическое и экономическое развитие, принц Салман продвигает амбициозную «программу 2030», где заданы такие цели. При этом Эр-Рияду комфортно в сделке ОПЕК+, серьезное наращивание добычи не принесет значительных выгод. Они готовы выслушать Байдена, но хотят получить от США как можно больше уступок в собственных интересах за столь серьезный шаг, считает арабист.