Москва ведет переговоры с ООН о вывозе зерна с Украины

Достичь результата будет крайне сложно
Valentyn Ogirenko / Reuters
Valentyn Ogirenko / Reuters

Между тем ситуация на мировом рынке продовольствия продолжает обостряться и уже более полутора десятка стран в той или иной форме ввели запрет на вывоз со своей территории тех или иных продуктов по крайней мере до конца года. Помимо зерновых, цены на которые бьют рекорды, все больше проблем с масличными культурами.

Зерно в обмен на удобрения

Россия действительно обсуждает вопросы поставок российских калийных удобрений и вывоза украинского зерна, заявил 18 мая заместитель министра иностранных дел России Александр Панкин. Ранее, 16 мая, The Wall Street Journal сообщала, что генсек ООН Антониу Гутерриш попросил Москву не препятствовать вывозу зерна из черноморских портов Украины в обмен на содействие смягчению санкций против экспорта калийных удобрений из России и Белоруссии. Газета писала, что переговоры ведутся как минимум с Россией и Турцией, причем последняя якобы уже пообещала содействие в управлении вывозящими зерно судами и разминировании акватории Черного моря. В ООН опасаются, что рост цен на зерновые дестабилизирует обстановку в странах, зависящих от поставок с Украины.

13 мая глава МИД Германии Анналена Бербок заявила, что в украинских портах, в первую очередь в Одессе, заблокировано 25 млн т зерна. 11 мая президент США Джо Байден назвал цифру в 20 млн т. Директор германского отделения Всемирной продовольственной программы ООН Мартин Фрик 1 мая заявил, что речь идет лишь о 4,5 млн т.

«Калийные и минеральные удобрения, зерно, возможность вывоза украинского зерна – сложный клубок вопросов, которые сейчас рассматриваются», – сказал Панкин (цитата по «РИА Новости»). Дипломат отметил, что вопрос «на уровне ООН не обсуждается, [но] обсуждается вместе с нами». Кроме того, 16 мая постпред США при ООН Линда Томас-Гринфилд заявила, что Гутерриш уже обсуждал свою инициативу по обмену отмены санкций для российских и белорусских калийных удобрений на возобновление поставок украинского зерна с США.

В теории Россия может вести переговоры и со странами, которые ввели против нее санкции, говорит директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Учитывая общие интересы сторон по продовольственной ситуации, у таких переговоров, в принципе, есть будущее, полагает Кортунов.

Но сделка в таком формате, вероятно, не очень интересна Москве. Вопрос с калийными удобрениями не является столь же болезненным для России, как сокращение потоков зерновых для внешних рынков, считает аналитик товарных рынков «Открытие инвестиций» Оксана Лукичева. По ее словам, миру нужнее российские и белорусские удобрения, чем России снятие запретов на их экспорт. Пока затруднения коснулись только отправки их морем в адрес получателей, но, судя по тому, что логистика постепенно перестраивается, для российских компаний, производящих удобрения, нет особой проблемы, тем более что Россия сама ограничивает экспорт квотами. «В целом, судя по сдержанной реакции российских официальных лиц, это не особо интересное предложение для России», – резюмирует Лукичева.

18 мая правительство России обсуждало продление введенных в ноябре 2021 г. квот на экспорт российских удобрений, действие которых истекает 31 мая, и приняло решение их продлить (см. статью на стр. 07). Между тем ситуация с ценами и доступностью продовольствия в мире становится угрожающей.

Призрак глобального голода

Согласно последнему, от 6 мая, отчету Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), апрельский индекс экспортных цен на продовольствие хотя и снизился на 1,2 пункта (0,8%) по сравнению с рекордными значениями марта, но оставался аномально высоким – 158,5 пункта. Это примерно в 1,5 раза выше среднего значения индекса за пять последних лет. Индекс цен зерновых по итогам апреля оказался на уровне 169,5 пункта, что лишь на 0,7 пункта (0,4%) ниже рекордного за 32 года мартовского уровня.

Более того, индекс цен на пшеницу в апреле вырос, хотя и незначительно – на 0,2%. ФАО отмечает, что сдержать рост цен на пшеницу позволил, в частности, рост экспорта из Индии, а также продолжение поставок из России. На рост цен повлияли опасения относительно состояния посевов 2022 г. в США и блокировка портов на Украине, где скопилось по меньшей мере несколько миллионов тонн зерна.

Формально украинские порты, расположенные западнее Крыма, не заблокированы, Россия о такой блокаде не объявляла, говорит источник, близкий к Минобороны России. Туда просто никто не хочет заходить из-за ведущихся боевых действий, при этом Минобороны в марте несколько раз объявляло о «морском коридоре» для заблокированных там иностранных судов, говорит он, однако этим предложением не воспользовались. Отдельной проблемой является минирование украинскими вооруженными силами прибрежных вод, десятки мин из-за шторма были сорваны и две из них были уничтожены ВМС Турции уже около проливов, напоминает собеседник «Ведомостей».

В теории при некотором затишье на фронтах можно быстро возобновить поставки – на Украине скопились огромные запасы зерна, а сама страна остро нуждается в валюте, рассуждает директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов. К тому же основным портам, Одессе и Николаеву, не было нанесено серьезного ущерба. Сизов поясняет, что в возобновлении экспорта заинтересована как Украина, так и весь мир. Другой вопрос, насколько это соответствует интересам России, добавляет он.

Вывоз продовольствия ограничивают

Еще 13 мая правительство Индии объявило о временном запрете – до 31 декабря – экспорта пшеницы из-за роста цен на продовольствие, за исключением текущих обязательств, поставок в близлежащие страны (Шри-Ланка, Непал и Бангладеш), а также гуманитарных целей.

Россия установила 14 марта временный, до 31 августа 2022 г., запрет на экспорт белого сахара и тростникового сахара-сырца в страны ЕАЭС, а также до 30 июня 2022 г. – на экспорт в ЕАЭС зерновых (пшеница, меслин, рожь, ячмень и кукуруза). Казахстан ввел аналогичные ограничения на экспорт зерновых и муки с 15 апреля по 15 июля. Украина 7 марта, после начала на ее территории российской военной спецоперации, приостановила экспорт (ввела нулевые квоты) пшеницы, овса, ржи, гречки, проса, а также сахара и соли, крупного рогатого скота и его мороженого мяса, как социально значимых, до 31 декабря 2022 г. Лицензированию в министерстве экономики подлежит экспорт пшеницы, кукурузы, куриного мяса, куриных яиц, подсолнечного масла, меслина.

Сейчас поставки отдельных категорий продовольственных товаров на внешние рынки ограничило не менее полутора десятков стран, часть из которых являются крупными или ключевыми мировыми производителями ряда пищевых продуктов. В этот список входят Алжир, Аргентина, Египет, Казахстан, Индонезия, Тунис, Турция и другие страны.

Большинство ограничений рассчитаны до лета или до конца 2022 г., а в Аргентине – до конца 2023 г. Аргентина ради контроля внутренней продовольственной инфляции объявила о запрете вывоза из страны до 31 декабря 2023 г. также соевого масла (48% мирового экспорта, по данным минсельхоза США, или 300 000 т) и соевого шрота (41%, или 15 млн т).

В отличие от нее ближневосточные страны, объявившие об ограничениях экспорта продовольственных товаров, в основном являются по большей части потребителями, а не производителями. Так, правительство Египта, крупнейшего потребителя пшеницы в мире (69,4% импорта идет из России и 10,7% с Украины), 11 марта запретило экспорт этой культуры, а также фасоли, чечевицы, макарон и муки до 10 июня, а 14 марта – растительного масла и кукурузы до 12 июня. Турция, один из крупных потребителей подсолнечного масла (крупнейший производитель – Украина с 46% мирового экспорта, второй – Россия с 23%), запретила продавать его за рубеж 9 марта, 25 марта был введен запрет на экспорт муки и зернобобовых культур, а также баранины и говядины. Запреты в Турции действуют до 31 декабря 2022 г. Тунис с 11 апреля и до конца года запретил вывоз на продажу за границу фруктов и овощей. Иран 19 апреля ввел запрет до того же срока на вывоз картофеля, томатов, баклажанов и лука, Кувейт 23 марта – на вывоз круп, растительного масла и курицы.

Другое дело – Индонезия, на которую приходится около 60% мировых поставок пальмового масла (в 2021 г. они составили 26,9 млн т). Она приостановила его экспорт на мировые рынки до 31 декабря 2022 г., связав это решение с нехваткой продукта внутри страны, что способствует росту цен на продовольствие в целом.

Рынки дестабилизированы

Самая сложная ситуация на мировом рынке продовольствия сейчас – в том числе с точки зрения объемов рынков – с зерновыми и масличными, цены на них быстро реагируют на проблемы с поставками, говорит гендиректор Института конъюнктуры аграрных рынков Дмитрий Рылько. Сейчас мировые рынки продовольствия находятся под сильным давлением, любое дополнительное ограничение воспринимается ими крайне болезненно. В среднесрочной, годовой перспективе запреты на поставки этих и других категорий выглядят жесткими и оказывают негативное воздействие на рынок. В долгосрочной перспективе последствия этих запретов еще могут быть нивелированы.

Недавние ограничения на вывоз зерновых со стороны Индии, которой прочили роль заместителя части выпадающих поставок украинского зерна в ближневосточные страны, не стоит переоценивать по силе влияния, считает Рылько. Во-первых, мировой рынок заранее начал отыгрывать ухудшение показателей урожая в Индии и оказался к этому готов, а во-вторых, запрет не стопроцентный – Дели оставил ряд лазеек.

Куда серьезнее для мировой продовольственной безопасности ограничения на экспорт пальмового масла из Индонезии и пшеницы из Индии, говорит Сизов. Так, пальмовое масло является основным торговым маслом в мире, а Индонезия – его крупнейший экспортер, поэтому решение Джакарты заметно скажется на продовольственной ситуации в мире.

Valentyn Ogirenko / Reuters