Правительство определило условия досрочного выкупа взятого в лизинг имущества
В отрасли считают законопроект своевременной меройПравительство подготовило законопроект, который позволяет досрочно выкупить имущество, взятое в лизинг, без пеней и штрафов, заявил 28 апреля премьер-министр России Михаил Мишустин в ходе заседания кабмина. По его словам, мера направлена на поддержку лизингополучателей, она будет действовать до конца года – за это время участники рынка смогут выстроить новые логистические цепочки и найти других поставщиков.
У компании появляется право обратиться к лизинговой компании с требованием досрочно передать ей в собственность предмет лизинга или его часть и не платить неустойку при соблюдении двух условий. Если договор заключен до 1 марта и если плата по нему увеличилась с 1 марта или будет увеличена до 31 декабря 2022 г. Это следует из проекта поправок в закон № 164 «О финансовой аренде (лизинге)», документ есть у «Ведомостей».
Согласно законопроекту лизинговая компания должна будет в течение 10 дней подсчитать стоимость имущества в лизинге – она определяется в соответствии с договором и фиксируется на дату направления требования о выкупе. При этом комиссия, или вознаграждение, если она предусмотрена договором, не может превышать 1% от выкупной цены, следует из проекта поправок. У компании будет пять рабочих дней на оплату, а затем еще пять дней на заключение договора купли-продажи. При этом норма действует, даже если договором не предусмотрен переход права собственности на имущество к лизингополучателю, говорится в документе.
Правительство одобрило законопроект на заседании в четверг, он будет внесен в Госдуму в установленном порядке, сообщил «Ведомостям» представитель кабмина.
Актуальность меры связана с существенным увеличением лизинговых платежей на фоне роста ключевой ставки, отмечает представитель Минэкономразвития (автор законопроекта). С начала марта ключевая ставка ЦБ выросла вдвое: 2 марта регулятор поднял ее с 9,5 до 20%, 12 апреля принял решение о снижении до 17%.
«К нам обратились предприятия транспортного комплекса – такси, перевозки, каршеринг – с просьбой предоставить им такую возможность для снижения общей нагрузки на бизнес», – отмечает представитель Минэка: в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург или Казань, большая часть автопарка такси и каршеринга находится в лизинге. Досрочный выкуп позволит сдерживать рост цен краткосрочной аренды и поездок на такси, утверждает собеседник. «Ведомости» направили запрос в Минтранс.
По словам источника «Ведомостей» в одной из лизинговых компаний, о проблеме сообщал мэр Москвы Сергей Собянин в письме главе правительства 21 марта. Это письмо есть у «Ведомостей». В нем говорится, что таксомоторные компании и операторы каршеринга испытывают трудности из-за роста лизинговых платежей, стоимости запчастей и ограниченной доступности машин на рынке. Собянин попросил Мишустина снять ограничения частичного досрочного выкупа автомобилей по лизинговым контрактам без дополнительных комиссий.
При этом в рамках договоров финансовой аренды транспортных средств нет ограничений на досрочный выкуп, отмечает собеседник «Ведомостей». По его словам, клиент просто оплачивает наперед все арендные платежи, предусмотренные договором, либо выкупает автомобиль по отступной стоимости, но не ранее чем спустя шесть месяцев с момента начала аренды. Таким образом, новый законопроект, который разработан в рамках плана первоочередных мер по поддержке экономики, существенно не отразится на лизингодателях, считает он. Процентные ставки по текущим договорам выросли только в тех случаях, когда они были изначально согласованы как плавающие с привязкой к ключевой, уточняет источник. По его данным, как минимум у двух из четырех крупнейших игроков на рынке автолизинга ставки аренды были фиксированные.
Главными лизингодателями автомобилей для такси являются «CTRL лизинг» и «Major лизинг», для каршеринговых компаний – Major и «Европлан». «Ведомости» направили запросы в эти компании.
Основой для разработки данной меры стало в том числе письмо Собянина премьеру, подтверждает руководитель центра компетенций Международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус. По его словам, перед отправкой письма была проведена встреча таксопарков, агрегаторов такси, операторов каршеринга и лизинговых компаний, на которой обсуждались основные тезисы документа. Тогда же выяснилось, что некоторые лизингодатели ввели ограничения на выкуп машин по договорам финансовой аренды. Но на том совещании они пообещали это требование убрать, отмечает Швагерус. Он считает, что предложенная премьером мера станет серьезной поддержкой для отрасли.
«Европлан» предоставляет лизингополучателям право досрочного выкупа по выгодной цене с дисконтом к остатку платежей, сказал «Ведомостям» представитель компании. По его словам, это право и цена изначально зафиксированы в договоре. «Многие клиенты сейчас пользуются этим правом, выкупая предмет лизинга досрочно и по цене ниже оставшихся платежей, что сейчас, как правило, еще и ниже рыночной цены такого транспортного средства», – сказал собеседник «Ведомостей».
Представитель «Яндекса» (такси и каршеринг) на вопросы «Ведомостей» не ответил. Представитель сервиса такси «Максим» сказал «Ведомостям», что в регионах до 98% водителей компании – это самозанятые на личных автомобилях, поэтому тема лизинга к ним, по существу, отношения не имеет.
Вопрос получения льготных условий по лизинговым платежам действительно стоит на повестке каршеринговых компаний, так как плата выросла вслед за ключевой ставкой ЦБ, говорит представитель BelkaCar. Компания ожидает официального выхода законопроекта, чтобы понять, насколько предлагаемые меры будут применимы к ее автопарку, сказал собеседник «Ведомостей». Всего в парке оператора каршеринга 5000 машин, долю парка в финансовой аренде представитель компании не назвал.
По словам представителя «Ситидрайв», в парке компании 9400 машин, все они в финансовом лизинге. Компания и сейчас имеет возможность досрочного выкупа авто по своим договорам, отмечает собеседник «Ведомостей».
Главный риск досрочного выкупа предмета лизинга – это переплата со стороны лизингополучателя, отмечает управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт: помимо выкупной цены он обычно обязан покрыть затраты по обслуживанию финансирования, куда могут быть заложены проценты за пользование денежными средствами в период действия договора, компенсация недополученного дохода лизинговой компании, возмещение расходов на страхование и проч. При этом досрочный выкуп не стандартизирован, так же как, например, погашение кредита раньше срока, поэтому условия договора могут существенно отличаться.
По словам эксперта, сейчас закон выстроен в пользу лизингодателя, а в случае если поправки будут приняты, ситуация кардинальным образом изменится. У лизинговой компании фактически не будет возможности отказать в выкупе, он же будет осуществляться на стандартизированных условиях с уплатой символического вознаграждения. У лизингодателя в этой связи могут возникнуть проблемы, поскольку вознаграждение в размере не более 1% вне зависимости от того, насколько велика выкупная цена имущества, не сможет покрыть расходы, связанные со страхованием, уплатой налогов и обслуживанием кредитов, считает юрист.
По словам Иккерта, под регулирование 164-ФЗ, в который предлагается внести поправки, подпадает и авиационный лизинг. При этом введенные санкции запрещают продавать воздушные судна и запчасти к ним российским перевозчикам, а также проводить ремонт и оказывать любые страховые услуги, писали ранее «Ведомости». Иностранные лизингодатели должны были расторгнуть договоры аренды самолетов с российскими авиакомпаниями, а те, в свою очередь, вернуть воздушные суда их владельцам. Большинство иностранных самолетов отечественных эксплуатантов остались в России и были переведены в национальный реестр, но потеряли возможность летать за рубеж без гарантий принимающей борт стороны о неприкосновенности самолета.