Власти хотят разрешить duty free пассажирам внутри ЕАЭС
Чтобы поддержать падающие продажи в магазинах беспошлинной торговлиПредложение разрешить реализацию товаров беспошлинной торговли пассажирам, вылетающим в страны ЕАЭС из России, содержится в дополнительном перечне мер по обеспечению развития российской экономики в условиях санкций. Федеральная таможенная служба (ФТС) и Минпромторг представили положительное заключение на предложение бизнеса, подтвердил источник, близкий к правительству. Этот вопрос обсуждается, но на рассмотрение Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) еще не выносился, сообщил «Ведомостям» федеральный чиновник.
В 2019 г. в ЕАЭС вступила в силу норма, разрешающая делать покупки в магазинах беспошлинной торговли внутрисоюзным пассажирам, вылетающим из других стран Союза: Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Согласно Таможенному кодексу (ТК) ЕАЭС, приобретать товары duty free могут физлица, въезжающие и выезжающие из одной страны Союза в другую. При этом в российском законодательстве содержится «некорректная формулировка», исключающая возможность продажи товаров duty free внутрисоюзным пассажирам, вылетающим из России, говорится в ответе ФТС, направленном в правительство (есть у «Ведомостей»).
ФТС предлагает внести изменения в ст. 380 закона № 289 «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты», которая устанавливает требования к обустройству, оборудованию и месту расположения магазинов беспошлинной торговли. Согласно поправке, торговые залы должны быть расположены в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза воздушным транспортом таким образом, чтобы была исключена возможность реализации физическим лицам, не выезжающим из России. Представитель ведомства подтвердил, что ФТС предлагает внести соответствующие изменения в закон, уточнив, что право законодательной инициативы в данном случае у Минфина.
Минфин поддерживает соответствующее предложение бизнеса, сообщил представитель министерства. Предлагаемые изменения позволят увеличить оборот магазинов duty free, что в настоящее время особенно актуально в связи со снижением международных пассажирских авиаперевозок, сообщил собеседник.
Минпромторг поддерживает данную инициативу, заявил представитель ведомства. Разработку законопроекта осуществляет Минфин, внесение в правительство законопроекта запланировано на середину мая, добавил он.
Предложение было внесено в перечень антисанкционных мер от лица «Опоры России». Речь идет о том, чтобы разрешить реализацию товаров duty free для внутрисоюзных пассажиров после прохождения границы и расположить торговые точки так, чтобы торговля физически стала возможна, пояснил председатель бизнес-объединения Александр Калинин.
Норма ТК ЕАЭС о продаже товаров для внутрисоюзных пассажиров действует во всех странах Союза и только Россия ее еще не ввела, отмечает директор Евразийской ассоциации беспошлинной торговли Фатима Дзоблаева. Пассажиропоток в страны ЕАЭС будет только расти, отмечает она: направление становится популярным, так как ценовая и логистическая доступность других зарубежных стран снизилась для российских туристов. По оценке Дзоблаевой, за время санкций продажи в магазинах duty free упали более чем вдвое из-за снижения пассажиропотока, реализация товаров для внутрисоюзных пассажиров может увеличить продажи в этом сегменте на 10%.
Инициатива правильная, потому что возможность приобрести товары – это один из важных элементов комфортной поездки для туриста, считает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. «По поводу стран ЕАЭС пока нельзя однозначно сказать, что пассажиропоток вырос, все зависит от конкретной страны, статистика за март будет только в мае», – уточнила Ломидзе. При этом стоит отметить, что основную долю перевозок в эти страны составляют не туристические поездки, а деловые.
Магазины duty free продают товары по цене, не включающей некоторые виды акцизов, пошлин, а также НДС, при условии что эти товары будут вывезены из страны. При этом в странах ЕАЭС действует единое таможенное пространство, поэтому такие товары для внутрисоюзных пассажиров будут освобождены не от всех сборов и пошлин – в частности, в цену будет включен НДС, поясняет Калинин. Особенность торговли для внутрисоюзных пассажиров состоит в том, что цена для них установлена с учетом пошлин и налогов, аналогично розничной продаже для внутреннего потребления, и это будет отражено в чеке, напоминает Дзоблаева. Такая же практика действует на Западе, говорит эксперт: по правилам travel retail цена для пассажиров, вылетающих за пределы Европейского союза (ЕС), и для тех, кто перемещается внутри ЕС, отличается.
Внутрисоюзный канал разгрузит магазины duty free от переизбытка товаров, который произошел за два года пандемии, когда покупатели фактически отсутствовали, полагает Дзоблаева: разрешение будет выгодно и аэропортам, так как 40% их неавиационной прибыли составляла беспошлинная торговля.