Владимир Путин объявил о планах увеличить долю расчетов в рублях
Европейцы пытаются принять новую реальностьНа совещании по ситуации в нефтегазовом секторе 14 апреля президент Владимир Путин заявил о намерении кардинально повысить долю расчетов в национальных валютах во внешней торговле и поручил подготовить к этому российский валютный рынок – необходимо сделать так, чтобы любую иностранную валюту можно было свободно и в нужном объеме обменять на рубли. Отказ от ненадежных и скомпрометировавших себя валют важен для экономической и финансовой безопасности страны, указал президент.
«Важные шаги в этих направлениях уже делаются. И ключевая задача здесь – подготовить наш валютный рынок к такому переходу, чтобы любую иностранную валюту можно было свободно и в необходимом объеме обменять на российские рубли», – сказал Путин. Он добавил, что сейчас наблюдаются сбои в оплате поставок российских энергоресурсов в недружественные страны, напомнив при этом, что уже поставлена задача по переводу расчетов на нацвалюты и постепенному уходу от доллара и евро.
31 марта президент подписал указ, предписывающий перевести оплату газа для компаний из «недружественных» стран (поддержавших санкции против РФ) с долларов и евро в рубли. Согласно документу, для этого иностранные покупатели должны открыть в Газпромбанке специальные рублевые и валютные счета типа К.
Схема оплаты газа следующая: иностранный покупатель платит за газ в валюте контракта, а Газпромбанк продает ее на Московской бирже и переводит рубли «Газпрому». Именно в этот момент обязательство по оплате природного ресурса считается исполненным, следует из документа. Новый порядок оплаты поставок российского трубопроводного газа начал действовать с 1 апреля. Но первые платежи за поставленный «Газпромом» газ должны начаться во второй половине апреля – начале мая, уточнял пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Перевод экспорта сырья с иностранных валют на поставку за рубли всегда был стратегической целью российского руководства, говорила ранее «Ведомостям» аналитик по товарным рынкам «Открытие инвестиций» Оксана Лукичева. Биржевая инфраструктура на СПбМТСБ, например, для продажи нефти сорта Urals за рубли давно готова, уточняла она. «Но рынок не готов был сделать этот шаг, видимо, момент для перехода наступил», – подчеркивала эксперт значимость решения о переводе расчетов за газ в рубли.
Рубль уже является валютой международных расчетов – за прошлый год по экспорту почти 65% товаров из России в СНГ расчеты проводились в рублях, по странам БРИКС доля составляла порядка 14%, в частности с Индией – больше 50%, напомнил главный экономист по России «ВТБ капитала» Александр Исаков. Впрочем, развитие международного рублевого рынка сейчас невозможно – для этого рубль должен быть предсказуем и стабилен. Экономика должна предлагать ликвидный финансовый рынок, открытый и понятный курс рубля.
Европа против
Министры стран семерки назвали решение России неприемлемым, позицию поддержали в Евросоюзе. Требование российских властей о расчетах за газ в рублях нарушает санкции Евросоюза, наложенные на Москву в связи с проведением специальной военной операции (СВО) на Украине. Об этом говорится в неопубликованном докладе Еврокомиссии (ЕК), о котором написал вчера Bloomberg.
Согласно предварительному юридическому анализу ЕК, указ Путина существенно меняет процедуру и создает «новую правовую ситуацию». В дополнение к тому, что он создает возможность обойти санкции против российских ЦБ, правительства и их «доверенных лиц», новая схема оплаты поставок газа может нарушить и другие запреты, касающиеся финансового рынка, считают в ЕК. Кроме того, говорится в документе ЕК, такой метод оплаты может привести «к новым издержкам» для покупателей, поскольку сделка будет полностью контролироваться Россией.
О готовности платить за газ рублями из стран ЕС пока официально заявила только Венгрия. А 4 апреля латвийская государственная энергокомпания Latvijas gaze сообщила, что, возможно, предложенный Москвой порядок расчетов «формально не нарушает санкционный режим». Но МИД Латвии в тот же день сообщил, что не поддерживает перевод оплаты газа на рубли. Сейчас большинство европейских стран, включая одного из ключевых потребителей российского газа – Германию, настаивают на том, что оплата должна проводиться в соответствии с условиями контрактов, т. е. в долларах и евро. Но финальное решение о том, как оплачивать поставки, в конечном счете будет зависеть от компаний – импортеров российского газа, сказал источник Bloomberg.
В середине марта крупнейший немецкий энергоконцерн E.ON уже объявил, что не будет закупать новые объемы газа у «Газпрома». Главный исполнительный директор компании Леонард Бирнбаум при этом уточнял, что E.ON не закупает природный газ напрямую у добывающих компаний по долгосрочным контрактам, но небольшое количество газа в портфеле холдинга было приобретено у торговых «дочек» «Газпрома» в Европе. В польской PGNiG указали, что текущий контракт с «Газпромом» не предусматривает изменения валюты платежей, а потому возможности для выполнения требований России нет.
Австрийский канцлер Карл Нехаммер после переговоров с Путиным в середине апреля сообщил, что тот заверил его в стабильности поставок газа, а «дальше можно будет платить евро». «Москва поставляет объемы газа в соответствии с контрактом», – передал канцлер слова российского президента.
По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), по итогам 2021 г. «Газпром» поставил в ЕС около 155 млрд куб. м газа, или около 45% от всего объема импорта (40% от суммарного потребления газа). Германия, являющаяся крупнейшим в Европе потребителем российского газа, импортировала в прошлом году 50,2 млрд куб. м, сообщал «Газпром» в декабре 2021 г. Общий объем экспорта газа Россией в страны дальнего зарубежья, включая Турцию и Китай, составил 185,1 млрд куб. м. Согласно расчетам «Ведомостей», при средней цене в $272,8 за 1000 куб. м в 2021 г. среднемесячный доход «Газпрома» от экспорта в Европу составил около $3,5 млрд.
На фоне санкций США, Великобритании и ЕС, направленных на ограничение поставок российских энергоносителей, спотовые цены газа остаются очень высокими. По данным биржи ICE, рекордное повышение спотовых цен на газ в Европе после начала СВО наблюдалось 7 марта, когда на голландском хабе TTF фьючерс достиг $4000 за 1000 куб. м. 14 апреля, по данным ICE и расчетам «Ведомостей», майский фьючерс на TTF стоил около $1178 за 1000 куб. м.
Основные риски, связанные с СВО на Украине, уже «отыграли на рынке», считает директор по исследованиям Vygon Сonsulting Мария Белова. Существенно они могут измениться только в случае фактического прекращения или снижения объема поставок российского газа в ЕС. Эксперт обратила внимание, что на указ президента РФ о переводе оплаты газа в рубли «рынок никак не отреагировал». «В следующий раз цены могут измениться только под влиянием каких-то конкретных событий, за которыми последует изменение фактических объемов, поступающих на рынок», – заключила Белова. При этом она подчеркнула, что отсутствие платежей за газ в рублях действительно станет основанием для «Газпрома» прекратить поставки энергоресурса.
Доклад ЕК направлен на подтверждение единства позиции ЕС в отношении антироссийских санкций. Его адресаты – члены союза, демонстрирующие «собственное понимание» логики санкционного давления, говорит научный сотрудник Центра европейских исследований ИМИ МГИМО Артем Соколов. В качестве примера он приводит Венгрию, которая считает, что оплата рублями за газ не нарушает «ни санкций, ни договора о поставках». «В Брюсселе опасаются, что кроме Венгрии тормозить или смягчать санкции фактически будут еще Австрия и ключевой потребитель российского газа – Германия», – считает эксперт. Подтверждение этому – заявление канцлера Нехаммера 13 апреля о том, что Вена, Берлин и Будапешт выступают против введения эмбарго на поставки российского газа.
Внутри ЕС нет механизма, который мог бы заставить входящие в него страны соблюдать условия санкций, отметил управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт. По его словам, если какая-либо организация нарушает санкционный режим, то к ответственности она должна привлекаться не Евросоюзом, а органами исполнительной и судебной власти конкретной страны. «Поэтому вопрос ответственности стран – нарушительниц санкций ЕС не имеет однозначного ответа», – заключил он.