Дефолт Шри-Ланки может вызвать цепную реакцию на развивающихся рынках
Страна объясняет его крахом туризма, инфляцией и событиями на УкраинеШри-Ланка впервые с объявления независимости в 1948 г. остановила 12 апреля выплаты по всем внешним обязательствам, сообщило министерство финансов островного государства. Дефолт объявлен по всем облигациям и двусторонним кредитам, кредитным соглашениям, номинированным в валюте, с коммерческими банками или иными кредитными организациями, кроме свопов между центробанком (ЦБ) Шри-Ланки и других стран.
Общий объем всего внешнего долга страны – чуть более $50,7 млрд (на конец 2021 г., по данным ЦБ), из которых 47% составляют рыночные заимствования. В этом году страна должна была погасить обязательства по ним на $4 млрд, включая международные суверенные облигации на сумму $1 млрд со сроком погашения 25 июля.
Заявление о дефолте было сделано на фоне идущих с конца февраля на острове массовых протестов и столкновений с силовиками в связи с экономическим кризисом, проявившимся в резком росте цен (инфляция с начала года превысила 18%) и затем дефиците топлива и ряда товаров первой необходимости (продовольствие подорожало на треть за первые два месяца в годовом исчислении), зарубежные поставки которых правительство не может оплатить из-за недостатка валюты. Мораторий на выплаты будет продолжаться до тех пор, пока страна не достигнет соглашения с кредиторами и при поддержке кредитной программы с МВФ, сообщил ЦБ.
Как говорится в релизе ЦБ Шри-Ланки, МВФ еще в конце марта признал «неустойчивыми» долговые обязательства страны. Тогда же власти страны предприняли «экстраординарные» шаги по продолжению обслуживания внешнего долга. Однако, как говорится в пресс-релизе, «последние события, включая последствия пандемии коронавируса и напряженность на Украине, привели к эрозии ланкийских фискальных возможностей и продолжение нормального обслуживания долговых обязательств стало невозможным».
$300 трлн
более такой суммы составил совокупный глобальный долг экономик – обязательств правительств, корпораций, домохозяйств, подсчитал Институт международных финансов (IIF, объединение крупнейших международных банков и финансовых институтов). Это исторический рекорд. Таким образом, долг экономик в 3 раза больше мирового ВВП. Задолженность развивающихся рынков к концу 2021 г. составила рекордные $92 трлн. Непосредственно суверенный долг IIF оценивал примерно в $90 трлн, из них примерно $25 млрд – обязательства развивающихся стран. За последние пять лет о проблемах с обслуживанием госдолга объявляли Мозамбик, Аргентина, Эквадор, Замбия, Венесуэла
Значительные проблемы ланкийской экономики начались еще до пандемии. В своем отчете за 2019 г. Азиатский банк развития говорил о «проблеме двух долгов» острова: импорт в страну превышает экспорт, что создает торговый дефицит, а параллельно ланкийское правительство занимало значительные суммы для инфраструктурных проектов, таких как профинансированное Китаем строительство порта Хамбантота (сдан в аренду китайским инвесторам на 99 лет). В результате отношение долга к ВВП увеличилось с 42% в 2019 г. до 104% в 2021 г.
В 2022 г. Шри-Ланка, по оценке JPMorgan, должна была потратить $7 млрд на обслуживание долга при резервах в $1,9 млрд на конец марта. При этом значительное падение с 2020 г. из-за пандемии переживала туристическая отрасль. В 2021 г. Шри-Ланка приняла всего 173 000 путешественников по сравнению с 2,3 млн в 2018 г.
Параллельно с этим развивался кризис в сельском хозяйстве. В апреле 2021 г. правительство страны объявило о переходе на «органический» путь (было предвыборным обещанием президента Готабаи Раджапаксы в 2019 г.), который якобы продиктован заботой о здоровье и экологии, но по факту был запрещен импорт химических удобрений и пестицидов. В декабре 2021 г. в интервью The New York Times бывший правительственный советник по сельскому хозяйству Аруна Кулатунг заявил, что таким образом правительство стремится остановить отток валюты. Это привело к падению урожайности и только усилило зависимость от импорта продовольствия из-за рубежа. 9 апреля министр финансов страны Али Сабри заявил Reuters, что Коломбо срочно требуется $3 млрд на поставки в течение полугода товаров первой необходимости, включая лекарства и топливо.
Одними из крупнейших кредиторов Шри-Ланки являются Япония и Китай, доля каждой из стран во внешнем долге острова – примерно 10%. Доля Индии – около 5%. Коломбо уже обращался к Дели и Пекину с просьбой списать долг, но индийская сторона предложила кредитную линию на $1 млрд для покупки товаров, а также пообещала поставки топлива и медикаментов. Шри-Ланка сейчас также ведет переговоры о срочном предоставлении Китаем помощи в виде кредитов в $2,5 млрд, из которых часть пойдет на платежи по предыдущим китайским кредитам, а часть – на обеспечение необходимого стране импорта, поясняет директор Центра комплексных европейских и международных исследований, китаист Василий Кашин. Пекин в подобных условиях нередко идет навстречу партнерам, хотя возможно, что китайская помощь будет увязана с какими-то требованиями.
Шри-Ланка вполне может стать первой ласточкой дефолтов слаборазвитых островных государств в Индо-Тихоокеанском регионе, которые столкнулись с последовательными ударами в виде пандемии, подорвавшей туристический бизнес, а затем последующей вспышки инфляции. Рост инфляции и нарушения логистических цепочек могут привести к волне подобных же кризисов в других развивающихся странах, продолжает Кашин. Особенно опасным является рост стоимости продовольствия, чреватый политической дестабилизацией ряда государств, говорит эксперт.
Полеты из России на Шри-Ланку были прекращены 6 марта в соответствии с рекомендациями Росавиации авиакомпаниям после введения санкций против российской авиаотрасли. До 31 марта происходили только вывозные рейсы. Первые туристические программы на остров стартовали 2 апреля, прямой рейс был сделан «Аэрофлотом» и состоялся 8 апреля. На данный момент выполнены два рейса (перевозчик намерен выполнять три рейса в неделю).
Дефолт Шри-Ланки может спровоцировать серию дефолтов на рынках других развивающихся стран. Проблемы связаны прежде всего с оттоком капитала из развивающихся стран в США. 16 марта Федрезерв повысил базовую ключевую ставку на 0,25 п. п. до 0,25–0,5% годовых, что привело к повышению привлекательности американского рынка для инвесторов, отметил инвестиционный аналитик Владимир Рожанковский. Сложившиеся условия формируют «медвежий тренд» – спекулянты играют на понижение облигаций развивающихся стран, которые традиционно присутствовали в портфелях фондов как высокодоходные бумаги.
Прежде всего это касается экономик, пострадавших от пандемии сильнее остальных, продолжает Рожанковский. К ним относятся многие страны Латинской Америки и Африки. Например, Аргентина, Эквадор, Южная Африка сейчас чувствуют себя неважно – с высокой долей вероятности у них также в обозримой перспективе возникнут проблемы не только с погашением основного тела долга, но и с выплатой процентов, добавил он. Продолжение ужесточения денежно-кредитной политики США будет усугублять проблему и может вызвать цепочку дефолтов.
Модель нынешнего кризиса будет напоминать череду дефолтов конца 90-х гг., добавил генеральный директор УК «Спутник – управление капиталом» Александр Лосев. Тогда кризис также начался на периферии – сначала в Юго-Восточной Азии, Таиланде, Индонезии, Малайзии, затем он пришел в Аргентину, Мексику, а потом и в Россию, напомнил экономист.